Пособие от 27.07.2016
Автор: Гирина О.

Воинский учет: ведение в организации


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обязанности должностных лиц

Документы, необходимые для ведения воинского учета в организации

Картотека личных карточек

Ответственность должностных лиц

 

Материал помещен в архив

 

ВОИНСКИЙ УЧЕТ: ВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Обязанности должностных лиц

Должностные лица подразделения для ведения воинского учета и бронирования военнообязанных (работник) обязаны:

• проверять при приеме на работу (учебу) наличие у военнообязанных военных билетов;

• устанавливать, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете по месту жительства. Военнообязанные, не состоящие на воинском учете, принимаются на работу (учебу) только после приема их на воинский учет;

• направлять граждан, подлежащих приему на воинский учет, в соответствующий орган, в котором ведется воинский учет, по месту жительства;

• обеспечивать полноту и качество воинского учета военнообязанных из числа работающих (обучающихся) в организации;

• вносить изменения, касающиеся семейного положения, состава семьи, образования, должности и места жительства граждан, еженедельно письменно сообщать о них в военный комиссариат. В случае проживания военнообязанного не по месту жительства - уточнять место его пребывания;

• ежегодно сверять личные карточки военнообязанных с записями в военных билетах, представлять данные карточки по требованию для сверки с учетными данными военного комиссариата;

• направлять в недельный срок в местные исполнительные и распорядительные органы в сельской местности, а также в городах и поселках, где нет военных комиссариатов (обособленных подразделений) (далее - МИРО), военный комиссариат, иные организации, в которых ведется воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, принимаемых на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;

• своевременно вносить предложения в военный комиссариат по бронированию военнообязанных в соответствии с законодательством;

• оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат;

• обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военный комиссариат;

• сообщать в недельный срок в военный комиссариат о всех военнообязанных, принятых на работу (учебу) или уволенных с работы (отчисленных из учреждений образования);

• представлять по запросам военного комиссара (руководителя обособленного подразделения) сведения о численности работников организации, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и военного времени (п.119 Инструкции о порядке организации и ведения воинского учета военнообязанных, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 31.05.2011 № 21 (далее - Инструкция о воинском учете военнообязанных)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2020 г. действует постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 27.01.2020 № 5 «Об установлении форм документов воинского учета».

Документы, необходимые для ведения воинского учета в организации

Руководитель организации обеспечивает подразделение (работника) специально оборудованным помещением и железными шкафами, необходимыми для сохранности документов (п.118 Инструкции о воинском учете военнообязанных).

В соответствии с п.120 Инструкции о воинском учете военнообязанных в каждой организации (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) разрабатываются (ведутся):

• план работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных.

 

Справочно

План работы по ведению воинского учета и бронирования военнообязанных согласовывается с военным комиссаром района, его утверждает руководитель организации (п.121 Инструкции о воинском учете военнообязанных);

 

• картотека личных карточек на граждан, состоящих на воинском учете в организации;

• приходно-расходная книга по учету бланков специального воинского учета по форме 18 согласно приложению 2 к Инструкции о воинском учете военнообязанных;

• расписки в приеме документов воинского учета по форме 22 согласно приложению 2 к Инструкции о воинском учете военнообязанных;

• журнал проверок состояния воинского учета и бронирования военнообязанных по форме 24 согласно приложению 2 к Инструкции о воинском учете военнообязанных;

• справочная информация, документы по воинскому учету и бронированию военнообязанных;

• служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования военнообязанных в организации;

• другие документы по ведению воинского учета.

Картотека личных карточек

Основные документы воинского учета, на основании которых заполняются личные карточки:

• для призывников - паспорт, удостоверение призывника;

• для военнообязанных - паспорт, военный билет (п.28 Положения о воинском учете, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.12.2003 № 1662 (далее - Положение о воинском учете)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 сентября 2025 г. действует Положение о воинском учете, утв. постановлением Совмина от 17.09.2025 № 505.

 

Личная карточка является основным документом персонально-первичного учета военнообязанных в организациях (подп.21.6 п.21 Инструкции о воинском учете военнообязанных).

Личная карточка формы 2 приведена в приложении 2 к Инструкции о воинском учете военнообязанных и заполняется в соответствии с примечанием к форме 2 приложения 2 к Инструкции о воинском учете военнообязанных:

• формат личной карточки 203х180 мм;

• во всех графах должны быть сделаны четкие и полные записи на основании паспорта, военного билета, документа об образовании и других документов, необходимых для заполнения личной карточки;

• все изменения в данных о военнообязанном (образование, семейное положение, перемена места жительства и др.) регулярно отражаются в личной карточке;

• после заполнения всех граф личной карточки лицо, ответственное за воинский учет, подписывает личную карточку и проставляет дату заполнения.

В организациях из личных карточек формируется картотека военнообязанных, состоящая из следующих разделов:

• личные карточки на офицеров запаса;

• личные карточки на прапорщиков, сержантов и солдат запаса.

Личные карточки военнообязанных женского пола размещаются в конце каждого раздела по алфавиту (п.124 Инструкции о воинском учете военнообязанных).

Воинский учет призывников в организациях ведется так же, как и воинский учет военнообязанных (п.58 Инструкции о порядке организации и проведения учетно-призывной работы в военных комиссариатах, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 11.04.2011 № 12).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 ноября 2019 г. следует руководствоваться Положением о призыве граждан на срочную военную службу, службу в резерве, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2019 № 741.

С 26 января 2020 г. следует руководствоваться постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 13.01.2020 № 2 «Об установлении форм документов, образующихся при организации и проведении призыва граждан на срочную военную службу, службу в резерве».

 

В личных карточках граждан, достигших предельного возраста состояния в запасе, или граждан, признанных негодными к военной службе по состоянию здоровья с исключением с воинского учета, делается запись: «Исключен с воинского учета по возрасту» или «Исключен с воинского учета по состоянию здоровья». Отметка об исключении с воинского учета проставляется на основании записи, которую сделал работник военного комиссариата в разделе «Отметки об освобождении от воинской обязанности» военного билета гражданина. Личные карточки на указанных граждан изымаются из картотеки военнообязанных.

При увольнении с работы (прекращении обучения) граждан, состоящих на воинском учете, о них в недельный срок сообщается в военный комиссариат района (обособленное подразделение), их личные карточки из картотеки изымаются (пп.130, 131 Инструкции о воинском учете военнообязанных).

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Ответственность должностных лиц

Руководители и другие должностные лица МИРО и организаций, ответственные за ведение воинского учета, за неисполнение обязанностей по воинскому учету несут ответственность согласно законодательству (п.18 Инструкции о воинском учете).

1. Прием на работу без документов, подлежащих обязательному предъявлению при заключении трудового договора, влечет наложение штрафа в размере до 5 базовых величин (далее - БВ).

То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере до 10 БВ (ст.23.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Комментарии см. здесь.

 

2. Непредставление должностным лицом в установленный срок (ежегодно до 1 декабря согласно абзацу 10 п.29 Положения о воинском учете) в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата) списков граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 4 БВ.

То же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 6 БВ (ст.25.2 КоАП).

3. Умышленное неоповещение должностным лицом допризывника, призывника и военнообязанного о вызове в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата) либо воспрепятствование их явке на призывные (сборные) пункты влекут наложение штрафа в размере от 2 до 4 БВ.

Те же деяния, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 8 БВ (ст.25.3 КоАП).

 

Справочно

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия, желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично (ст.3.2 КоАП).

 

4. Несвоевременное представление должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющей жилищно-коммунальные услуги, а также собственником жилого дома в военный комиссариат (обособленное подразделение военного комиссариата) и местный исполнительный и распорядительный орган документов, необходимых для воинского учета призывников и военнообязанных, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 6 БВ.

То же деяние, совершенное повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 6 до 8 БВ (ст.25.4 КоАП).

5. Нарушение должностным лицом обязанностей по воинскому учету или воспрепятствование выполнению гражданами обязанностей по воинскому учету влекут наложение штрафа в размере от 4 до 5 БВ (часть 2 ст.25.8 КоАП).

Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица:

• органов внутренних дел (п.1 части 1 ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)); органов Национального банка Республики Беларусь (п.27 части 1 ст.3.30 ПИКоАП) - по ст.23.15 КоАП;

• военных комиссариатов и обособленных подразделений военных комиссариатов (п.20 части 1 ст.3.30 ПИКоАП); органов Министерства обороны Республики Беларусь (п.51 части 1 ст.3.30 ПИКоАП); прокурор (п.7 части 2 ст.3.30 ПИКоАП) - по ст.25.2-25.4, части 2 ст.25.8 КоАП;

• органов государственной безопасности (п.60 части 1 ст.3.30 ПИКоАП) - по части 2 ст.25.8 КоАП.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. действует новый ПИКоАП от 06.01.2021 № 92-З. Комментарии см. здесь.

 

27.07.2016

 

Оксана Гирина, юрист

 

По этой теме также см.:

Понятие «воинский учет» и назначение ответственного за его ведение в организации.