


Материал помещен в архив
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТАВНОГО ФОНДА
Статья 471 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) предусматривает, что при создании любой коммерческой организации формируется ее уставный фонд.
Что такое уставный фонд, для чего он нужен?
В самом общем и буквальном смысле уставный фонд представляет собой совокупность вкладов учредителей коммерческой организации. Для некоторых организационно-правовых форм коммерческих организаций законодательные акты прямо предусматривают, что уставный фонд определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов (например, часть вторая п.1 ст.89 ГК - для обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, п.1 ст.99 ГК - для акционерных обществ, часть вторая ст.28 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII) - для всех хозяйственных обществ).
Отдельные нормы ГК (ст.89, 113) предполагают, что уменьшение уставного фонда возможно только после уведомления кредиторов организации, которые в этом случае вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств организации и возмещения им убытков. Из приведенных законодательных предписаний следует, что уставный фонд является определенной гарантией исполнения обязательств перед кредиторами. Однако на практике это не совсем так.
Среди граждан, впервые создающих юридические лица, бытует мнение, что сформированный уставный фонд нельзя «трогать», т.е. внесенные в него денежные средства (или имущество) должны быть постоянно в наличии. Такая точка зрения ошибочна. Уставный фонд может расходоваться на приобретение товаров (работ, услуг), оплату труда и прочим образом. С точки зрения интересов кредиторов в случае эффективного управления ресурсами должника потраченные денежные средства из уставного фонда «превратятся» в ликвидное имущество, которое по-прежнему будет гарантировать права кредиторов (в той степени, в которой это возможно). В случае нерационального использования денежных средств или имущества из уставного фонда размер его (с корпоративной и бухгалтерской точки зрения) останется тем же, однако исполнить свои обязательства перед кредиторами, даже в размере уставного фонда, он уже не позволит.
Еще одно назначение уставного фонда коммерческой организации - аккумулирование имущества для начала деятельности и развития организации. Сразу же после государственной регистрации организации возникает необходимость несения расходов (как минимум, арендная плата, оплата труда работников, приобретение мебели и оргтехники; как максимум, приобретение производственного оборудования, сырья, товаров и пр.). Указанные платежи могут осуществляться за счет средств уставного фонда либо за счет привлеченных средств (займы учредителей либо третьих лиц, кредиты банков).
Различия между этими вариантами существуют с точки зрения возвратности/невозвратности, возмездности/безвозмездности, отсутствия/наличия права на дополнительные дивиденды (распределяемую прибыль). Так, вклад в уставный фонд вносится на безвозвратной основе (хотя существует возможность последующего уменьшения уставного фонда с выплатой денежных средств участникам (собственнику имущества)), безвозмездно (за это не предусмотрена какая-либо плата со стороны организации, которой передан вклад); при этом с учетом содержания учредительного документа внесенный вклад дает право на получение части прибыли организации. Заем (кредит) необходимо будет вернуть; он, как правило (займы от учредителей иногда представляют собой исключение из этого правила), предоставляется на возмездной основе (за пользование денежными средствами предусмотрена уплата процентов); займы и кредиты не дают права на участие в получении прибыли организации.
Не в пользу первой точки зрения (уставный фонд как гарантия защиты прав кредиторов) свидетельствует и почти полное упразднение законодательных требований к минимальному размеру уставного фонда. С 1 февраля 2009 г. в Республике Беларусь минимальные размеры уставных фондов установлены только для акционерных обществ: 100 базовых величин для закрытых акционерных обществ и 400 базовых величин для открытых акционерных обществ (п.8 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. в Положение на основании Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2 внесены изменения и дополнения. |
![]() |
Справочно Действовавший ранее Декрет Президента РБ от 16.03.1999 № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» (в первоначальной редакции) предусматривал минимальные размеры уставных фондов для всех коммерческих организаций: крестьянских (фермерских) хозяйств (150 евро); обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ, производственных кооперативов, в т.ч. сельскохозяйственных производственных кооперативов, и казенных предприятий (400 евро); унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (800 евро); обществ с ограниченной ответственностью (1 600 евро); закрытых акционерных обществ (3 000 евро); открытых акционерных обществ (12 500 евро). |
Предоставив большинству коммерческих организаций свободу без каких-либо требований и ограничений самостоятельно определять размеры уставных фондов, Положением (п.7) установлено требование, чтобы уставный фонд коммерческой организации был сформирован в полном объеме до ее государственной регистрации. Это же касается случаев внесения изменений и (или) дополнений в учредительный документ.
![]() |
Справочно Ранее (до 1 февраля 2009 г.) юридические лица отдельных организационно-правовых форм (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью) могли до государственной регистрации сформировать уставный фонд только наполовину, а в полном объеме - до истечения 1 года с момента государственной регистрации. |
Исключения из этого правила могут быть установлены законодательными актами. Таким законодательным актом является Инвестиционный кодекс РБ (далее - ИК). Для юридических лиц, имеющих статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями, установлены специальные правила, касающиеся сроков формирования уставного фонда. Статья 87 ИК устанавливает, что объявленный в учредительном документе уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением создаваемой в форме открытого акционерного общества) должен быть сформирован не менее чем на 50 % в течение 1-го года с даты государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 % своей доли и в полном объеме - до истечения 2 лет с даты государственной регистрации. Открытые же акционерные общества должны, как и «обычные» организации, сформировать свои уставные фонды в полном объеме до государственной регистрации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2014 г. Инвестиционный кодекс РБ утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З. В соответствии со ст.15 Закона РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», принятого взамен данного кодекса, создание, регистрация и формирование уставного фонда коммерческой организации с участием иностранного инвестора осуществляются в таком же порядке, как и с участием национального инвестора. |
Что может являться вкладом в уставный фонд?
Вкладом в уставный фонд коммерческой организации могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости (п.2 ст.471 ГК). Для хозяйственных обществ предусмотрены специальные нормы. Статья 29 Закона № 2020-XII устанавливает, что уставный фонд не может быть сформирован полностью за счет неденежного вклада в виде имущественных прав. При этом объем имущественных прав, вносимых в качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества, не может быть более 50 % уставного фонда. Также уточняется, что вносимое в уставный фонд имущество должно принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вкладом в уставный фонд не может быть имущество, если право на его отчуждение ограничено собственником, законодательством или договором.
В случае, когда в уставный фонд вносится неденежный вклад, его стоимость подлежит оценке, а если оценка не является независимой, она должна быть подтверждена экспертом. Как правило (такая обязанность не установлена), в учредительном документе делается ссылка на документы, содержащие результаты оценки и экспертизы. На практике нецелесообразно вносить в качестве неденежного вклада в уставный фонд имущество, имеющее небольшую стоимость, если оно не представляет специальной ценности для деятельности организации. Это связано с несением дополнительных расходов по оценке имущества. В случае его неспецифичности целесообразнее внести в уставный фонд денежный вклад, а за счет этих денежных средств впоследствии приобрести необходимое имущество.
Увеличение уставного фонда
Уже созданная организация может увеличить свой уставный фонд. Такое увеличение производится с учетом особенностей, характерных для организационно-правовой формы юридического лица. Так, для акционерных обществ ст.74 Закона № 2020-XII устанавливает способы (путем выпуска дополнительных акций либо увеличения номинальной стоимости акций), источники (собственные средства этого общества и (или) акционеров, иные инвестиции), ограничения и порядок принятия решения об увеличении уставного фонда.
Для обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью ст.105 Закона № 2020-XII установлено, что уставный фонд может увеличиваться за счет:
• имущества общества;
• внесения дополнительных вкладов всеми участниками общества;
• внесения дополнительных вкладов одним или несколькими участниками общества;
• внесения вкладов третьими лицами, принимаемыми в число участников, если это не запрещено уставом.
Допустим, организация выполнила установленную законодательством процедуру увеличения уставного фонда. Возникает вопрос: необходимо ли вносить изменения в учредительный документ и обращаться за его государственной регистрацией. Часть первая п.21 Положения устанавливает, что коммерческие организации обязаны в 2-месячный срок внести в свои учредительные документы изменения и (или) дополнения и представить их для государственной регистрации в случае изменения их наименования, смены собственника имущества или изменения состава учредителей (участников) организации. То есть основополагающий нормативный правовой акт в области государственной регистрации субъектов хозяйствования не предусматривает обязательной государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительный документ коммерческой организации в связи с изменением размера уставного фонда. В такой ситуации получается, что юридическое лицо может либо вообще не вносить такие изменения, либо внести их, но не обращаться за государственной регистрацией (сэкономив таким образом 1,5 базовой величины государственной пошлины).
Однако если исходить из трактовки уставного фонда как гарантии прав кредиторов, то очевидно, что, желая «вырасти в глазах кредиторов», организация должна в своих документах отразить увеличение уставного фонда, чтобы, предъявляя при заключении договора контрагенту свой устав, показать более привлекательный размер уставного фонда. Таким образом, если совсем не вносить изменения в устав, с точки зрения рассматриваемой трактовки уставного фонда нет смысла его увеличивать, и, казалось бы, в такой ситуации больше подходит второй вариант - внести изменения, но не регистрировать их. Однако нельзя забывать, что часть первая п.3 ст.48 ГК предусматривает, что изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации. Это означат, что внесенные рассматриваемым образом (без государственной регистрации) изменения для контрагентов организации не будут иметь никакой силы.
Кроме того, необходимо учитывать нормы законодательства о бухгалтерском учете. Пункт 63 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2011 № 50, устанавливает, что в бухгалтерском учете размер уставного фонда отражается в сумме вкладов собственника имущества (учредителей, участников), предусмотренных учредительными документами. Это означает, что если не внести изменения в учредительный документ, увеличение уставного фонда нельзя отражать в бухгалтерском учете. Поэтому необходимо вносить такие изменения и представлять их для государственной регистрации в регистрирующий орган.
Формирование уставного фонда, подтверждение внесения вклада в уставный фонд
Документами, подтверждающими внесение вклада в уставный фонд и его размер, могут быть (в зависимости от вида вносимого вклада) квитанции, выписки банка, акты о приеме-передаче основных средств и пр. Коммерческие организации с иностранными инвестициями также получают свидетельства о формировании уставного фонда. Документальным подтверждением факта формирования уставного фонда для них является аудиторское заключение (ст.87 ИК).
Учредителю (участнику, собственнику имущества) следует хранить документы, которые подтверждают факт внесения вклада, его размер и дату внесения. Случаев, когда эту информацию необходимо будет подтверждать, достаточно много. Их нельзя перечислить все, однако можно привести несколько примеров.
![]() |
Пример 1 Участник общества с ограниченной ответственностью желает продать свою долю в уставном фонде. Покупатель просит представить ему доказательства полной оплаты приобретаемой им доли. Согласно части третьей ст.97 Закона № 2020-XII продать свою долю в уставном фонде можно только после полной оплаты доли (либо можно продать ту часть доли, которая оплачена). Общество утверждает, что доля оплачена не в полном объеме, что и указывает в справке, выдаваемой для представления нотариусу. |
![]() |
Пример 2 Гражданин подал заявление о выходе из состава участников общества с дополнительной ответственностью. Однако общество не считает его вышедшим и не производит расчеты с ним, так как утверждает, что он не внес свой вклад, а в соответствии с частью второй ст.103 Закона № 2020-XII выйти участник может только при условии, что он исполнил свои обязательства перед обществом. |
![]() |
Пример 3 Организация ликвидировалась. После расчетов с кредиторами осталось имущество, которое было распределено между участниками. Подпункт 2.25 п.2 ст.153 Налогового кодекса РБ предполагает, что не является доходом, облагаемым подоходным налогом, сумма, полученная учредителем (участником) организации при ее ликвидации, выходе (исключении) участника из состава участников организации, отчуждении участником доли (пая, части доли или пая, акций) в уставном фонде организации в размере, не превышающем сумму взноса (вклада) учредителя (участника) в уставный фонд организации или сумму расходов на приобретение доли (паев, акций) в уставном фонде организации. При этом размер выплаты учредителю (участнику) и сумма его взноса (вклада) или расходов на приобретение доли (паев, акций) подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком РБ соответственно на день выплаты и на день внесения взноса (вклада) или осуществления расходов на приобретение доли (паев, акций). В таком случае необходимо доказывать не только размер внесенного вклада, но и дату его внесения. |
Приведенные примеры показывают, что в полной мере соблюдать все формальности при внесении вкладов в уставный фонд заинтересованы участники (учредители, собственники имущества). Однако не менее важно это и для самой организации. В соответствии с п.13 Положения для государственной регистрации в регистрирующий орган подается заявление, в котором подтверждается, что порядок создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в учредительный документ юридического лица соблюден (абзац 13 части первой п.18 Положения). Формирование уставного фонда является частью процесса создания юридического лица или внесения соответствующих изменений в учредительный документ. Соответственно, подписывая заявление о государственной регистрации, заявители подтверждают, что уставный фонд сформирован в установленном порядке.
Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда. К ложным сведениям относятся, в т.ч. несоответствующие действительности сведения (информация), имеющие существенное значение для принятия решения о государственной регистрации (часть вторая п.25 Положения).
Таким образом, если требования законодательства о формировании уставного фонда в процессе создания юридического лица либо об увеличении уставного фонда действующего юридического лица не соблюдены, а в заявлении о государственной регистрации было указано обратное, государственная регистрация может быть признана недействительной. Негативные последствия такого исхода заключаются в следующем. В случае признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, осуществляется взыскание доходов, полученных от деятельности данных субъектов хозяйствования, в местные бюджеты. При этом взыскание доходов осуществляется независимо от срока, прошедшего со дня такой регистрации, и за весь период осуществления деятельности.
Формирование уставного фонда - важное действие, которое должно быть осуществлено в полном соответствии с законодательством. Это позволит обеспечить не только интересы кредиторов, но и возможность деятельности организации без страха взыскания в последующем всего полученного дохода.
10.09.2012 г.
Евгения Четверикова, магистр юридических наук, заместитель директора, руководитель отдела корпоративной, налоговой и валютной практики общества с ограниченной ответственностью «Компания «Юридические технологии»