


Материал помещен в архив
ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ
Механизмы закупок, их основные отличия
В Республике Беларусь с 3 июля 2012 г. (даты вступления в силу постановления Совета Министров РБ от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее - постановление № 229)) полноценно начнут работать два механизма осуществления закупок: помимо существующего - механизма государственных закупок начнет функционировать и механизм закупок за счет собственных средств, предусмотренный нормами постановления № 229. Сущностные отличия между ними строятся исходя из источника финансирования закупки.
Так, государственные закупки - это закупки товаров (работ, услуг), осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в т.ч. для государственных нужд (п.1 Указа Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ № 618)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. пп.1-9 и 11-14 Указа № 618 на основании Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 утратили силу. |
Закупки за счет собственных средств - это закупки товаров (работ, услуг), за исключением государственных закупок, осуществляемые республиканскими унитарными предприятиями, государственными органами, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в государственной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь или Республики Беларусь и административно-территориальных единиц (подп.1.1 п.1 постановления № 229).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 января 2014 г. следует руководствоваться подп.1.1 п.1 постановления № 229 в редакции постановления Совета Министров РБ от 23.01.2014 № 64. |
Процедуры закупок
И государственные закупки, и закупки за счет собственных средств осуществляются с применением процедур закупок, регламентированных Указом № 618 и постановлением № 229.
Государственные закупки осуществляются с применением:
1) конкурса (открытого, закрытого, которые могут быть двухэтапными) - при ориентировочной стоимости закупки от 8 000 базовых величин (далее - БВ) и более;
2) процедуры запроса ценовых предложений - от 1 000 до 8 000 БВ;
3) процедуры оформления конкурентного листа - от 50 до 1 000 БВ;
4) процедуры закупки из одного источника - от 50 БВ и более в случаях, определяемых Советом Министров РБ (постановление Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. пп.1-5 постановления № 1987 на основании постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 утратили силу; |
5) без применения процедур государственных закупок, предусмотренных выше, до 31 декабря 2012 г. государственные закупки товаров (работ, услуг) могут осуществляться на аукционах путем электронных торгов (электронных аукционов) товарами (работами, услугами) с понижением их цены (п.1 Указа Президента РБ от 27.02.2012 № 112 «О проведении электронных аукционов»).
Закупки за счет собственных средств осуществляются с применением:
1) конкурсов;
2) электронных аукционов;
3) других видов конкурентных процедур закупок;
4) процедуры закупки из одного источника.
Ответственность за нарушение законодательства о закупках
Законодатель императивно устанавливает необходимость проведения процедур закупок или того или иного их вида (для государственных закупок), тем самым проведение процедур закупок обязательно.
Результатом проведения указанных процедур и целью самих закупок является договор.
В связи с наличием нормы об обязательности проведения процедур закупок логично возникает вопрос о правовых последствиях при их непроведении.
Для государственных закупок ситуация в части ответственности более определенная.
Так, ст.11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) в качестве нарушений указаны следующие:
1) не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках;
2) иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь;
3) изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или индивидуальным предпринимателем условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества;
4) уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным, если в этих деяниях нет состава преступления (часть четвертая ст.11.16 КоАП).
Санкция для указанных правонарушений - штраф в размере от 10 до 50 БВ.
Из названных правонарушений только второе может быть истолковано как таковое при непроведении процедур государственных закупок.
Помимо КоАП санкции предусмотрены Указом Президента РБ от 16.01.2002 № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений». В частности, предусмотрена ответственность за нарушение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем требований законодательства о государственных закупках в виде штрафа в размере от 10 до 50 БВ (подп.2.1 п.2).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2014 г. подп.2.1 п.2 Указа № 40 Указом Президента РБ от 16.01.2014 № 39 утратил силу. |
Следует также учитывать нормы бюджетного законодательства, поскольку финансирование государственных закупок осуществляется за счет республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов.
Основаниями для применения мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства служит, помимо прочего, незаконное получение средств из бюджета, нецелевое использование средств бюджета, использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства (ст.135 Бюджетного кодекса РБ). Вне зависимости от квалификации правонарушений по трем указанным выше основаниям правовые последствия одинаковы: приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств, взыскание в бесспорном порядке в соответствующий бюджет полученных средств с начислением процентов в размере ставки рефинансирования, установленной Национальным банком РБ на дату взыскания (п.2 ст.136, п.3 ст.137, п.2 ст.138 вышеназванного кодекса).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. правовые последствия таковы: получение средств из бюджета влечет приостановление или ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств либо взыскание в бесспорном порядке в доход соответствующего бюджета полученных бюджетных средств с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка РБ на дату взыскания за каждый день с даты их получения по дату возмещения (взыскания) (п.2 ст.136, п.3 ст.137, п.2 ст.138 Бюджетного кодекса РБ, в редакции Закона РБ от 26.10.2012 № 429-З). |
По общему правилу сделка, не соответствующая требованиям законодательства, считается ничтожной, и правило, установленное ст.169 Гражданского кодекса РБ, применяется ко всем сделкам, не соответствующим требованиям законодательства, за исключением случаев, когда для сделок установлены специальные правила (п.5 обзора судебной практики по делам о признании сделок недействительными и установлении факта ничтожности сделок и применении последствий их недействительности, одобренного постановлением Президиума ВХС РБ от 17.12.2001 № 28).
Логично допустить, что договор о государственной закупке или иной, заключаемый по результатам торгов, проведение которых является обязательным, заключенный без проведения соответствующих процедур закупки (торгов), должен рассматриваться как ничтожный, поскольку противоречит требованиям законодательства.
Что касается закупок за счет собственных средств, то постановление № 229 в части ответственности ограничивается указанием на необходимость возложения персональной ответственности на руководителей государственных органов (государственных организаций), а также руководителей организаций за необеспечение выполнения требований законодательства о закупках за счет собственных средств, в т.ч. постановления № 229 (п.3 постановления № 229).
Можно предположить, что если в качестве процедуры закупки за счет собственных средств выбран конкурс или аукцион, то может быть применена ст.23.83 КоАП, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом либо государственным служащим, не являющимся должностным лицом, установленного законодательством порядка проведения конкурсов и аукционов, если в этих действиях нет состава преступления.
В норме ст.23.83 КоАП содержится оговорка о том, что она не применяется в случаях, когда имеются нарушения порядка проведения конкурсов и аукционов, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части КоАП. Поскольку для закупок за счет собственных средств иных нарушений порядка проведения конкурсов и аукционов как процедур закупок за счет собственных средств в качестве самостоятельных оснований для наступления административной ответственности не предусмотрено, постольку существует вероятность применения ст.23.83 КоАП. Однако в данной статье речь идет о нарушении порядка проведения аукционов и конкурсов, а в обозначенном нами выше вопросе - о правовых последствиях непроведения процедур закупок вообще (в т.ч. в форме аукционов и конкурсов), что исключает какое-либо нарушение порядка проведения, так как процедуры не проведены вовсе. Следовательно, ст.23.83 КоАП как основание для привлечения к административной ответственности за непроведение аукциона или конкурса как процедур закупок за счет собственных средств, по мнению авторов, применена быть не может.
Гражданско-правовые последствия непроведения процедур, предусмотренных для закупок за счет собственных средств, как полагают авторы, в силу несоответствия требованиям законодательства порядка заключения договора в данном случае будут аналогичны последствиям при непроведении процедур государственных закупок.
08.06.2012 г.
Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь