


Материал помещен в архив
ВОСПРЕПЯТСТВОВАНИЕ ЗАКОННОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Административная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности установлена ст.23.82 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Характеристика правонарушения, меры ответственности
Объектом правонарушения является установленный порядок государственного регулирования экономической деятельности.
Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.13 Конституции Республики Беларусь).
Общественная опасность рассматриваемого правонарушения состоит в нарушении прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении ими законной предпринимательской деятельности. В случае воспрепятствования незаконной предпринимательской деятельности состав правонарушения отсутствует.
Под предпринимательской деятельностью следует понимать самостоятельную деятельность юридических и физических лиц, осуществляемую ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (часть вторая п.1 ст.1 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).
Виды деятельности, которые не относятся к предпринимательской, содержатся в части четвертой п.1 ст.1 ГК.
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом (ст.44 ГК).
Создание юридического лица - это приобретение этой структурой статуса юридического лица в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 47 ГК предусмотрено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом законодательными актами. Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается, если иное не установлено законодательными актами.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. следует руководствоваться ст.47 и ниженазванной ст.45 ГК с изменениями, внесенными Законом РБ от 17.07.2018 № 135-З. |
Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации, если иное не установлено Президентом РБ.
Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст.22 ГК).
Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение о регистрации), установлен порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Государственная регистрация предполагает совершение уполномоченным органом исполнительной власти действий по внесению в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР) сведений о создании (реорганизации) юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, внесению изменений и (или) дополнений в уставы коммерческих и некоммерческих организаций (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
Обязанность приема документов регистрирующими органами для государственной регистрации, за исключением выходных, государственных праздников и праздничных дней, являющихся нерабочими днями, установлена п.11 Положения о регистрации.
Для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, создаваемых в т.ч. в результате реорганизации в форме выделения, разделения и слияния, в регистрирующий орган представляются:
• заявление о государственной регистрации;
• устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или .rtf);
• легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными организациями;
• копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для собственника имущества, учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
• оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;
• оригинал свидетельства о государственной регистрации реорганизуемой организации в случае реорганизации в форме слияния либо разделения.
Для государственной регистрации индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
• заявление о государственной регистрации;
• фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
• оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав, учредительный договор, в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные п.16 Положения о регистрации, а изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, - п.17 Положения о регистрации.
В день подачи документов для государственной регистрации уполномоченный сотрудник регистрирующего органа вносит в ЕГР запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменениях и (или) дополнениях, вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица, изменениях, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Необходимо отметить, что отказ в регистрации субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы, учредительные договоры, изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, допускается лишь в случае:
1) непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением о регистрации;
2) оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
3) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
При этом не допускается повторная государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если индивидуальный предприниматель не исключен из ЕГР.
Неосуществление государственной регистрации по иным основаниям не допускается.
Пунктом 25 Положения о регистрации предусмотрено, что регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в ЕГР выдает документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».
Статьей 45 ГК установлено, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого специального разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
Отношения по лицензированию отдельных видов деятельности регулируются Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденным Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Положение о лицензировании).
Перечень документов, представляемых для выдачи лицензии, установлен п.15 Положения о лицензировании.
При этом запрещается требовать от соискателя лицензии представления документов или сведений, не предусмотренных Положением о лицензировании, а также документов, которые могут быть истребованы лицензирующим органом у иных государственных органов и других организаций самостоятельно, если иное не установлено Президентом РБ.
Запрещается также требовать от соискателей лицензий и лицензиатов обращения в коммерческие и некоммерческие организации для оказания им услуг, связанных с подготовкой и (или) оформлением документов, другими работами по лицензированию, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами.
Документы, представленные для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой вручается соискателю лицензии либо его уполномоченному представителю с отметкой о дате приема этих документов.
Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня приема документов. Указанный срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, но не более чем на 10 рабочих дней.
Лицензирующий орган принимает одно из следующих решений (п.23 Положения о лицензировании):
• о выдаче лицензии ее соискателю;
• об отказе в выдаче лицензии ее соискателю;
• об отказе в выдаче лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям, в т.ч. филиалам, в отношении одной или нескольких составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг и выдаче лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям, в т.ч. филиалам, в отношении иных составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее выдаче.
При этом решение об отказе в выдаче лицензии как в первом, так и во втором случае принимается только при наличии обстоятельств, указанных в п.24 Положения о лицензировании.
Необходимо отметить, что отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем лицензии лицензируемого вида деятельности не допускается.
В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения лицензирующий орган письменно уведомляет соискателя лицензии о принятом решении (п.25 Положения о лицензировании).
Для получения дубликата лицензии лицензиат либо его уполномоченный представитель обязан представить в соответствующий лицензирующий орган:
• заявление о получении дубликата лицензии;
• документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу дубликата лицензии.
Дубликат лицензии выдается в течение 3 рабочих дней со дня представления указанных документов.
Истребование иных документов, кроме установленных Положением о лицензировании, не допускается.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, т.е. в создании таких условий и обстоятельств, когда субъект хозяйствования не может осуществлять законную предпринимательскую деятельность либо такие условия и обстоятельства весьма затрудняют или ограничивают ее.
В данном случае воспрепятствование законной предпринимательской деятельности включает в себя один из следующих вариантов неправомерных действий:
• неправомерный отказ в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
• уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
• неправомерный отказ в выдаче индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
• уклонение от выдачи индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
• нарушение срока и порядка выдачи специального разрешения (лицензии);
• противозаконное ограничение прав и интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица;
• иное противозаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность.
Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Решение об отказе в государственной регистрации должно быть мотивированным, т.е. содержать ссылку на законодательство, нормы которого нарушены. В иных случаях отказ в государственной регистрации не допускается (запрещается).
Когда лицом, претендующим на регистрацию, соблюдены все требования законодательства по регистрации субъекта хозяйствования, неправомерным будет любой отказ в регистрации независимо от аргументов и мотивов принятия решения об отказе в государственной регистрации.
Уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица представляет собой бездействие должностного лица, выраженное в неисполнении им обязанности по регистрации.
Уклонение может быть выражено, например, в отказах от встреч с заявителем, от принятия документов под надуманными предлогами, беспочвенных обещаниях решить вопрос в «ближайшее время», требовании представления не предусмотренных законодательством справок, документов, согласований и т.п.
Необходимо обратить внимание на различие между отказом в принятии документов для государственной регистрации и отказом в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Так, отказ в регистрации предполагает совершение должностным лицом действий, выраженных в принятии официального решения об отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, т.е. составлении документа, удостоверенного в установленном порядке. Отказ в принятии документов для государственной регистрации предполагает совершение должностным лицом действий, направленных на уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Неправомерный отказ в выдаче индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности предполагает совершение должностным лицом действий, выраженных в безосновательном принятии официального решения об отказе в выдаче специального разрешения (лицензии), при этом индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом соблюдены все требования законодательства о лицензировании, в т.ч. представлены все необходимые документы для получения специального разрешения (лицензии).
Уклонение от выдачи индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу специального разрешения (лицензии) представляет собой непринятие должностным лицом лицензирующего органа соответствующего решения после истечения срока, установленного для решения вопроса о выдаче лицензии, без предъявления каких-либо требований либо под прикрытием препятствий, которые являются неправомерными.
Уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) предполагает совершение должностным лицом действий, выраженных в отказе принять документы по надуманным основаниям, в неофициальном отказе принять положительное решение о выдаче специального разрешения (лицензии), например, под предлогом представить дополнительные документы, согласовать документы в иных организациях, когда это не предусмотрено законом, и т.п.
Нарушение срока и порядка выдачи специального разрешения (лицензии) предполагает совершение должностным лицом действий, выраженных в сознательном нарушении сроков выдачи специального разрешения (лицензии) и установленного Положением о лицензировании порядка выдачи специального разрешения (лицензии).
Противозаконное ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица выражается в совершении должностным лицом фактических действий, ограничивающих дееспособность индивидуального предпринимателя или правоспособность юридического лица, например, создание препятствий для осуществления отдельных прав одних лиц за счет создания преимуществ другим, установление различных незаконных ограничений, наложение запретов для отдельных лиц, незаконное воздействие на совершение хозяйственной операции для отдельных лиц и т.п.
К иному противозаконному вмешательству в предпринимательскую деятельность можно отнести любые иные неправомерные действия, нарушающие либо ограничивающие права субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении ими законной предпринимательской деятельности.
Субъектом рассматриваемого правонарушения является должностное лицо, т.е. физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.
Обязательным признаком для привлечения должностного лица к ответственности в соответствии со ст.23.82 КоАП является использование им своего служебного положения. В ином случае состав правонарушения отсутствует, так как субъектом будет являться частное лицо.
Правонарушение считается оконченным в момент создания должностным лицом условий, препятствующих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу использовать законные возможности ведения предпринимательской деятельности. Наступления вредных последствий не требуется.
Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается виной в форме умысла, т.е. лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления.
Санкция правонарушения предусматривает наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.
![]() |
Обратите внимание! В случае неправомерного отказа в регистрации или уклонения от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо неправомерного отказа в выдаче или уклонения от выдачи им специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности, либо противозаконного ограничения их прав и интересов или иного противозаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, совершенного должностным лицом с использованием своих служебных полномочий и повлекшего причинение ущерба в крупном размере (в 250 и более раз превышающий размер базовой величины), при отсутствии признаков более тяжкого должностного преступления, наступает уголовная ответственность в соответствии со ст.232 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» Уголовного кодекса РБ.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 июля 2019 г. ст.232 вышеназванного Кодекса исключена Законом РБ от 09.01.2019 № 171-З. |
Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 23.82 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст.23.82 КоАП, имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов Комитета государственного контроля РБ (далее - КГК), а также прокурор (ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса РБ об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП)).
Органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях по статье 23.82 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:
1) суд (часть 1 ст.3.2 ПИКоАП);
2) органы КГК (часть 1 ст.3.7 ПИКоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 декабря 2019 г. в часть 1 ст.3.2 и часть 1 ст.3.7 ПИКоАП внесены изменения Законом РБ от 18.12.2019 № 276-З. Изменения не повлияли на суть материала. |
27.02.2014
Дмитрий Сороговец, главный специалист отдела методического обеспечения противодействия наиболее опасным видам преступлений государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»