


Материал помещен в архив


ВОЗМОЖНОСТЬ ДОЧЕРНЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЦЕДУРЕ ЗАКУПКИ ПО ВЫБОРУ ПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
![]() |
Ситуация Может ли дочернее предприятие принимать участие в процедурах закупки по выбору подрядной организации для выполнения строительно-монтажных работ при строительстве уличного распределительного газопровода с газопроводами-вводами для газификации эксплуатируемого жилищного фонда граждан за счет их средств, проводимых учредителем в случае, если источник финансирования - собственные средства или средства населения (100 %)? |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Рассмотренный в материале порядок закупок действовал с 1 января до 1 июля 2019 г. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 223), который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. Указ № 223 принят взамен Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который утратил силу с 1 января 2019 г. в связи с истечением срока действия. До 1 июля 2021 г. при проведении процедур закупок при строительстве законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется (подп.1.12 п.1 Указа № 223). |
Может. Ограничений по участию в процедурах закупок в случае финансирования без привлечения бюджетных средств законодательством не установлено.
Субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абзац 35 подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).
На сегодня установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве отсутствуют (в связи с истечением срока действия Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» с 1 января 2019 г.).
Субъектам, указанным в абзаце 35 подп.4.4 п.4 названного Декрета, при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве за счет так называемых собственных средств, не поименованных в данной норме, не требуется соблюдать какие-либо специальные правила.
Тем не менее, по мнению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»). Однако это мнение, которому субъекты могут и не следовать.
Независимо от того, установлены или нет какие-либо правила для закупок товаров (работ, услуг) при строительстве на уровне локальных правовых актов субъектов хозяйствования, применение ограничений для участия в таких закупках, установленных ст.57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»
![]() |
Справочно Акты законодательства - нормативные правовые акты, составляющие законодательство. Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение (пп.1, 8 ст.2 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах»). |
Тем самым в отсутствие в приведенных выше определениях локальных актов субъектов хозяйствования, которые, соответственно, не являются нормативными, закупки как таковые для целей применения ст.57 Закона № 300-З субъектами хозяйствования осуществляются без учета соответствующих ограничений.
В целях соблюдения антимонопольного законодательства следует учитывать, что если предусмотрено приобретение товаров (работ, услуг) на конкурентной основе, даже если такие закупки предусмотрены локальными актами субъектов хозяйствования, то применяются антимонопольные требования к закупкам.
Закупка товаров - приобретение товаров на конкурентной основе, в котором принимают или могут принять участие два и более участника, в том числе приобретение товаров при осуществлении государственных закупок (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок за счет собственных средств (за исключением процедуры закупки из одного источника), закупок при строительстве (абзац 6 ст.1 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).
10.04.2019
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»