


Материал помещен в архив
ВОЗМОЖНОСТЬ ВЗЫСКАНИЯ НЕУСТОЙКИ С ДОЛЖНИКА ПОСЛЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА УСТУПКИ ТРЕБОВАНИЯ
![]() |
Ситуация По договору уступки требования первоначальный кредитор передал новому кредитору право требования с должника задолженности по договору поставки. В договоре уступки требования указано, что право требования первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали у первоначального кредитора к моменту совершения основного договора. На момент подписания договора уступки требования у должника существовала просрочка в оплате. Должнику направлено уведомление о состоявшейся уступке права требования. Должник не оплачивает новому кредитору задолженность. По основному договору (договор поставки) предусмотрены штрафные санкции за просрочку оплаты. В договоре уступки требования отсутствуют положения, позволяющие определить условия перехода и объем прав нового кредитора в отношении штрафных санкций за просрочку в оплате. В соответствии со ст.355 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) если иное не предусмотрено законодательством или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты. Имеет ли право новый кредитор требовать от должника уплаты штрафных санкций за весь период просрочки оплаты с момента ее наступления по условиям основного договора? |
Да имеет, однако единообразная судебная практика по данному вопросу отсутствует.
Уступка права (требования) представляет собой способ перемены лиц в обязательстве, при котором права кредитора по обязательству (далее - первоначальный кредитор) переходят к другому лицу, то есть фактически первоначальный кредитор выбывает из обязательства, его заменяет другое лицо - новый кредитор, к которому переходят все права первоначального (п.1 ст.353 ГК).
При этом основное обязательство, в котором произошла замена кредитора, остается неизменным, заменяется лишь одна из его сторон - вместо одного лица в качестве кредитора выступает другое.
Соответственно, как указано в Обзоре судебной практики рассмотрения споров, возникающих в связи с уступкой требования (цессией) и переводом долга, утвержденном постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.04.2001 № 7 (далее - постановление Президиума), заключение договора уступки требования:
• не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления по уступленному требованию (не прерывает и не приостанавливает течение срока исковой давности;
• не изменяет размер, срок и условия и способы обеспечения исполнения обязательства, право требования по которому уступлено (начисление штрафных санкций за период просрочки исполнения не приостанавливается).
По общему правилу ст.355 ГК право (требование) первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение основного обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные штрафные санкции (неустойка (пеня, штраф), проценты за пользование чужими денежными средствами и пр.). То есть акцессорные (дополнительные) обязательства следуют судьбе основного обязательства. Однако иное может быть предусмотрено законодательством или договором.
Из положения данной статьи не вытекает, что при определении объема перешедшего права (требования) на уплату сумм штрафных санкций следует исходить из их разделения на штрафные санкции, начисленные, но не уплаченные до момента уступки, и штрафные санкции, подлежащие начислению после совершенной уступки.
По смыслу указанной нормы уступка права (требования) задолженности означает, что если иное не определено первоначальным и новым кредитором, новому кредитору от первоначального кредитора переходит право (требование) на уплату суммы неуплаченных штрафных санкций без дополнительного оформления уступки последних. Поэтому если первоначальным и новым кредитором не предусмотрено иное, право (требование) на уплату суммы не уплаченных на момент совершения сделки уступки права (требования) штрафных санкций переходит вместе с уступленным правом (требованием) в порядке ст.355 ГК, так как акцессорные (дополнительные) обязательства, переходящие одновременно с основным, возникли до момента заключения договора уступки требования.
Так, в постановлении Президиума указано, что удовлетворение экономическим судом в полном объеме требования нового кредитора о взыскании с должника суммы долга и пени за просрочку исполнения обязательства является правильным в силу того, что размер, срок и условия исполнения обязательства не изменялись при уступке требования.
Соответственно, по общему правилу, должник несет ответственность за просрочку исполнения обязательства перед новым кредитором за весь период неисполнения или ненадлежащего исполнения: с момента начала просрочки, который, в свою очередь, является моментом возникновения дополнительных обязательств (по уплате неустойки, проценты за пользование чужими денежными средствами и пр.), а не с момента заключения договора уступки требования.
Таким образом, по договору уступки требования первоначальный кредитор может передать новому всю сумму задолженности своего должника или часть задолженности оставить за собой.
На основании вышеизложенного, при заключении договора уступки требования его стороны (первоначальный кредитор и новый кредитор) могут установить (ограничить) в нем объем уступаемых прав, например:
а) путем исключения акцессорных (дополнительных) обязательств - уступить только право (требование) по уплате задолженности по договору, без дополнительных (акцессорных) обязательств к нему:
- штрафных санкций (уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами);
- способов обеспечения исполнения обязательств (уплаты неустойки (пени, штрафа));
б) путем ограничения акцессорных (дополнительных) обязательств - определить, что право (требование) по дополнительным (акцессорным) обязательствам переходит к новому кредитору с момента заключения договора уступки, то есть должник несет ответственность перед новым кредитором за просрочку платежа только с момента заключения договора уступки, а не с момента возникновения долга.
![]() |
Обратите внимание! Для того чтобы по договору уступки требования произошла уступка только основного обязательства, без дополнительных (акцессорных) обязательств к нему или с ограничением момента их возникновения, в договоре должно быть прямо указано, что: • уступается только право (требование) по основному обязательству, а право (требование) по дополнительным обязательствам к новому кредитору не переходит; • должник несет ответственность перед новым кредитором за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, право (требование) по которому уступлено, с момента заключения договора уступки требования (иного момента, определенного сторонами). |
Если подобное условие в договоре уступки требования отсутствует, то новый кредитор имеет право требовать от должника не только исполнения основного обязательства (в отношении которого произошла уступка требования), например, уплаты основного долга, но и всех дополнительных (акцессорных) обязательств, связанных с ним, за весь период неисполнения или ненадлежащего исполнения, например, уплаты неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами за весь период просрочки.
Таким образом, в рассматриваемом случае новый кредитор имеет право требовать от должника уплаты штрафных санкций за весь период просрочки оплаты с момента ее наступления по условиям основного договора.
Вместе с тем единообразная судебная практика по данному вопросу в Республике Беларусь, в отличие от Российской Федерации, отсутствует. В данном случае во избежание спорных ситуаций рекомендуем первоначальному и новому кредитору заключить дополнительное соглашение к договору уступки требования, в котором конкретизировать объем уступленных прав (требований). Согласия должника на заключение такого дополнительного соглашения не требуется (если иное не предусмотрено в основном договоре).
![]() |
Справочно По общему правилу, момент перехода прав по основному долгу к новому кредитору не связан с моментом направления должнику уведомления об уступке. Следовательно, определяя, в чью пользу подлежат начислению проценты, нет необходимости выяснять, когда был уведомлен должник. |
31.07.2017
Мария Жариловская, юрист, магистр права