Пособие от 17.03.2022
Автор: Ивановская А.

Возврат излишне внесенных денежных средств при выполнении обязанности по Указу № 16


СОДЕРЖАНИЕ

 

Когда возникает переплата

Порядок и условия возврата излишне уплаченных сумм

Подача заявления о возврате излишне внесенных (взысканных) сумм платы и пеней

Рассмотрение Оператором документов и принятие решения

Возврат платы

Изменения с 1 апреля 2022 г. в порядке возврата денежных средств

Пример конкретной ситуации, когда возникла переплата

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Для всех отраслей

Возврат излишне внесенных денежных средств при выполнении обязанности по Указу № 16

Алина Ивановская

Алина Ивановская
ведущий специалист государственного учреждения «Оператор ВМР»

17.03.2022

При производстве и (или) ввозе определенных товаров и упаковки у субъектов хозяйствования возникает обязанность обеспечивать сбор, обезвреживание, использование отходов (далее - обязанность) (подп.1.1 п.1 Указа от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. Указ № 16 изложен в новой редакции Указом от 30.12.2022 № 469. Комментарий см. здесь.

 

Эту обязанность можно исполнить самостоятельно, применив собственную систему сбора отходов. Если же такой системы нет, надо заключить соответствующий договор с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее - Оператор) и внести плату на специальный счет (абз.3 подп.1.1 п.1 Указа № 16). В ряде случаев у субъекта хозяйствования может образовываться переплата.

 

В материале рассмотрены:

Когда возникает переплата

1. Применение льгот. Нередко производители и импортеры освобождаются от обязанности, применяя подходящую им льготу. Такие случаи и условия перечислены в приложении 1 к Указу № 16. При этом льготу они могут применить с момента возникновения правовых оснований (п.2 приложения 1 к Указу № 16).

Обоснованность применения льготы должна подтверждаться документально. Для каждого конкретного случая определен свой перечень документов (приложение 2 к постановлению Совмина от 30.06.2020 № 388).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 апреля 2023 г. постановлением Совмина от 21.04.2023 № 279 в постановление № 388 внесены изменения, в частности изменено название: «Об обращении с отходами товаров и упаковки». Комментарии см. здесь.

 

Если правовые основания для освобождения от обязанности приходятся:

• на тот же отчетный (календарный) квартал, в котором возникла обязанность, организации необходимо представить Оператору информацию о выполнении обязанности (далее - отчет) с указанием сведений об обстоятельствах, повлекших освобождение от нее. В данной ситуации внесение платы не требуется;

• не на отчетный (календарный) квартал, в котором возникла обязанность, то организации необходимо заключить с Оператором договор, внести плату и представить отчет. И когда в следующих отчетных кварталах у организации возникнет право на применение льготы, она сможет осуществить возврат ранее внесенных денежных средств.

2. Возврат товара и упаковки производителю. Помимо применения субъектами хозяйствования льгот, могут возникать случаи возврата товаров и упаковки их производителю, например, по причине брака или несоответствия качества. Так, на момент отгрузки (реализации) продукции производитель вносит плату, а в случае возврата продукции в следующих отчетных периодах данная плата подлежит возврату производителю.

3. Плата внесена за товары не по Указу № 16. Организация ошибочно внесла плату за товары, на которые действия Указа № 16 не распространяются. В основном это касается тех товаров, при определении возникновения обязанности которых нужно руководствоваться не только кодом ТН ВЭД ЕАЭС, но и их кратким наименованием. Так организация, не учитывая данного условия, может ошибочно вносить плату, например, за промышленную технику, при этом обязанность возникает только в части товаров бытового назначения.

4. Ошибка субъекта хозяйствования. Субъект хозяйствования может просто ошибиться и, например, применить не ту ставку для расчета суммы, подлежащей внесению на специальный счет Оператора.

Порядок и условия возврата излишне уплаченных сумм

Порядок и условия возврата ранее внесенных денежных средств определен в пп.8-15 Положения о порядке расчета суммы и сроках внесения платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки, порядке возврата излишне внесенной (взысканной) платы и пеней, утв. постановлением № 388.

Подача заявления о возврате излишне внесенных (взысканных) сумм платы и пеней

Первое, что необходимо сделать организации для возврата денежных средств, - подать письменное заявление о возврате излишне внесенных (взысканных) сумм платы и пеней (далее - заявление):

• в виде электронного документа с использованием специализированного программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Оператора в глобальной компьютерной сети Интернет;

• на бумажном носителе (форма такого заявления не установлена).

 

внимание

Обратите внимание!

Заявление может быть подано не позднее 3 лет с момента возникновения у Оператора такой задолженности перед плательщиком (ч.2 п.8 Положения № 388).

 

На основании заявления переплата может быть:

1) возвращена, если у плательщика нет задолженности по плате (ч.1 п.9 Положения № 388);

2) в ситуации, когда такая задолженность есть, переплату засчитывают в счет погашения долга (ч.2 п.9 Положения № 388);

3) зачтена в счет предстоящих платежей (ч.2 п.14 Положения № 388).

 

внимание

Обратите внимание!

Только при условии отсутствия у плательщика задолженности по плате и пеням может быть осуществлен возврат излишне внесенных (взысканных) сумм платы (ч.1 п.9 Положения № 388).

 

Сроки подачи заявления в пределах отчетного периода не установлены. Не запрещено направлять заявление и информацию о выполнении обязанности в адрес Оператора не до конца месяца, следующего за отчетным кварталом, а по факту возникновения льготы. При этом целесообразнее дождаться окончания календарного квартала по причине возможности возникновения обязанности в отношении иных произведенных или ввезенных товаров, в таком случае до конца месяца, следующего за отчетным кварталом, направить в адрес Оператора и заявление, и информацию о выполнении обязанности с заполненным разделом IV.

Рассмотрение Оператором документов и принятие решения

Далее Оператор не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявления направляет плательщику (пп.10 и 11 Положения № 388):

• акт сверки расчетов для подписания (который должен быть, в свою очередь, подписан субъектом хозяйствования и направлен обратно Оператору не позднее 10 рабочих дней со дня поступления);

• или решение об отказе в рассмотрении заявления.

Решение направляется в случае непредставления плательщиком отчета о выполнении обязанности за какой-либо отчетный период (ч.2 п.10 Положения № 388).

Акт сверки расчетов или решение об отказе в рассмотрении заявления направляется плательщику тем же способом, которым он подавал Оператору заявление о возврате.

Организации необходимо будет подать новое заявление, если:

1) она не вернет подписанный акт сверки в установленный срок;

2) представит отчет (в том числе уточненный) после оформления Оператором акта;

3) излишне внесенные суммы платы по акту сверки отличаются от сумм, указанных организацией в заявлении (пп.12 и 13 Положения № 388).

Возврат платы

Плата возвращается без начисления на нее процентов не позднее 3 рабочих дней со дня поступления Оператору акта сверки расчетов, подписанного плательщиком. А если излишне внесенные суммы платы в акте сверки расчетов отличаются от сумм, указанных плательщиком в заявлении, то и новое заявление (п.14 Положения № 388).

 

справочно

Справочно

Не требуется составление акта сверки расчетов при инвентаризации расчетов между плательщиком и Оператором для определения суммы дебиторской и кредиторской задолженности (п.15 Положения № 388).

Изменения с 1 апреля 2022 г. в порядке возврата денежных средств

Постановлением Совмина от 06.01.2022 № 9 расширен перечень случаев, когда Оператор принимает решение об отказе в рассмотрении заявления о возврате ранее уплаченных сумм (п.141 Положения № 388), а также изменены сроки принятия такого решения.

Решение об отказе направляется субъекту хозяйствования:

в течение 10 рабочих дней со дня поступления Оператору заявления в случаях:

- непредставления субъектом хозяйствования отчета о выполнении обязанности за какой-либо отчетный период;

- обнаружения признаков административного правонарушения, выразившегося в неисполнении субъектом хозяйствования обязанности;

в течение 3 рабочих дней с момента возникновения соответствующего основания для отказа в случаях:

- представления субъектом хозяйствования отчета о выполнении обязанности (в том числе уточненного) после оформления Оператором акта сверки расчетов;

- пропуска субъектом хозяйствования срока подписания акта сверки (не позднее 10 рабочих дней со дня поступления) и (или) непредставления нового заявления о возврате в случае, если излишне внесенные (взысканные) суммы платы и пеней согласно акту сверки расчетов отличаются от сумм, указанных субъектом хозяйствования в заявлении о возврате.

Пример конкретной ситуации, когда возникла переплата

пример ситуация

Ситуация

Организация ввозит пустые полиэтиленовые пакеты (код ТН ВЭД ЕАЭС 3923 21 000 0). В пакеты в дальнейшем другой субъект хозяйствования будет упаковывать рыбу свежемороженую, которая является социально значимым товаром.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 апреля 2022 г. следует применять позицию 3923 21 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС в ред. решения Совета ЕЭК от 05.04.2022 № 46.

 

справочно

Справочно

Импортеры освобождаются от обязанности в отношении упаковки для социально значимых товаров, включенных Совмином в перечни социально значимых товаров, цены на которые регулируются государственными органами (в том числе временно в течение одного года) (подп.1.4 п.1 приложения 1 к Указу № 16). При этом освобождение от обязанности можно применять по факту использования упаковки на соответствующие цели и при наличии подтверждающих вывоз документов (п.2 приложения 1 к Указу № 16).

Поскольку пакеты используются импортером для упаковки социально значимых товаров не самостоятельно, а иным субъектом хозяйствования, который приобрел их непосредственно у импортера, подтверждающими льготу документами будут:

1) договор, на основании которого реализованы полиэтиленовые пакеты покупателю, с указанием цели приобретения их в виде формулировки «Для собственного использования в качестве упаковки для социально значимых товаров»;

2) копии сертификатов продукции собственного производства, выданных покупателю, которому реализованы полиэтиленовые пакеты на социально значимые товары;

3) письменный отчет покупателя, которому реализованы полиэтиленовые пакеты, в произвольной форме о фактическом количестве пакетов, использованных на упаковку социально значимых товаров, с указанием даты и номера накладной, подтверждающей отпуск и приемку этих пакетов, количества пакетов, полученных по накладной, и количества пакетов, фактически использованных (отпущенных в производство) на упаковку социально значимых товаров (подп.3.2 п.3 приложения 2 к постановлению № 388).

 

Допустим, что субъект хозяйствования использует полиэтиленовые пакеты для упаковки социально значимых товаров не только в том же календарном квартале, в котором импортер осуществил их ввоз, но и в следующем квартале. Например:

 

импорт в IV квартале 2021 г.,
из них:
5 тонн
использовано покупателем в IV квартале 2021 г.
3 тонны
использовано покупателем в I квартале 2022 г.
2 тонны

 

Сумма внесенной платы за IV квартал 2021 г. составила 720 руб. (2 т × 360 руб.). Так как 3 тонны использованы покупателем для упаковки социально значимых товаров, а значит, льготируются.

Приведем пример заполнения разделов I и III отчета за IV квартал 2021 г.

 


РАЗДЕЛ I.
О выполнении обязанности по обеспечению сбора отходов путем внесения платы

Код товара и упаковки Номер строки Товары и упаковка, произведенные и реализованные или ввезенные Товары и упаковка, освобождаемые от обязанности по обеспечению сбора отходов Товары и упаковка, в отношении которых возникла обязанность по обеспечению сбора отходов Размер платы, рублей (процентов) Сумма платы, рублей
количество, тонн (штук) стоимость, рублей количество, тонн (штук) стоимость, рублей количество, тонн (штук) стоимость, рублей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Производство товаров и упаковки
 
ИТОГО (по позиции перечня)
Ввоз товаров и упаковки
3923 21 000 0
1
5,000
3,000
2,000
360,00
720,00
ИТОГО (по позиции перечня)
5,000
3,000
2,000
720,00
ВСЕГО по РАЗДЕЛУ I
720,00

РАЗДЕЛ III.
Основания для освобождения от обязанности по обеспечению сбора

Номер строки Товары и упаковка, освобождаемые от обязанности по обеспечению сбора отходов Сведения об обстоятельствах, повлекших освобождение от обязанности по обеспечению сбора отходов
код товара и упаковки количество, тонн (штук) стоимость, рублей отчетный период
1
2
3
4
5
6
1
3923 21 000 0
3,000
4.2021
1.4
ИТОГО (по строке)
3,000

 

У импортера полиэтиленовых пакетов в I квартале 2022 г. образуется переплата. Это обусловлено тем, что в IV квартале 2021 г. использован не весь объем ввезенных пакетов для упаковки социально значимых товаров, а только их часть. Соответственно, не было документального подтверждения права применить льготу на весь объем. В I квартале 2022 г. такое подтверждение получено, в связи с чем произведен перерасчет.

Таким образом, в I квартале 2022 г. 720 руб. подлежат возврату. Или же данная сумма может быть зачтена в счет предстоящих платежей по усмотрению импортера.

Приведем пример заполнения разделов I, III и IV отчета за I квартал 2022 г.

 


Приложение 2

РАЗДЕЛ I.
О выполнении обязанности по обеспечению сбора отходов путем внесения платы

Код товара и упаковки Номер строки Товары и упаковка, произведенные и реализованные или ввезенные Товары и упаковка, освобождаемые от обязанности по обеспечению сбора отходов Товары и упаковка, в отношении которых возникла обязанность по обеспечению сбора отходов Размер платы, рублей (процентов) Сумма платы, рублей
количество, тонн (штук) стоимость, рублей количество, тонн (штук) стоимость, рублей количество, тонн (штук) стоимость, рублей
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Производство товаров и упаковки
 
ИТОГО (по позиции перечня)
Ввоз товаров и упаковки
3923 21 000 0
1
0,000
2,000
-2,000
360,00
-720,00
ИТОГО (по позиции перечня)
-720,00
ВСЕГО по РАЗДЕЛУ I
-720,00

РАЗДЕЛ III.
Основания для освобождения от обязанности по обеспечению сбора

Номер строки Товары и упаковка, освобождаемые от обязанности по обеспечению сбора отходов Сведения об обстоятельствах, повлекших освобождение от обязанности по обеспечению сбора отходов
код товара и упаковки количество, тонн (штук) стоимость, рублей отчетный период
1
2
3
4
5
6
1
3923 21 000 0
2,000
4.2021
1.4
ИТОГО (по строке)
2,000

РАЗДЕЛ IV.
Сумма платы за предшествующие отчетные периоды к возврату

Номер строки Товары и упаковка, за которые возвращается ранее внесенная плата Сумма платы, внесенная за предшествующие отчетные периоды
код товара и упаковки количество, тонн (штук) стоимость, рублей предшествующий отчетный период номер строки информации за предшествующий отчетный период
1
2
3
4
5
6
7
1
3923 21 000 0
2,000
4.2021
1
720,00
ИТОГО (по строке)
2,000
720,00