Вопрос-ответ от 07.02.2012
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Вправе ли лизингодатель взыскать с лизингополучателя сумму, уплаченную им в счет исполнения обязательства по договору купли-продажи предмета лизинга, в котором отсутствует условие о том, что товар приобретается для передачи в лизинг, в случае неисполнения продавцом своих обязательств по причине возбуждения в отношении него производства по делу о банкротстве?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: На основании договора лизинга лизингодатель заключил договор купли-продажи товара (предмета лизинга), который впоследствии должен был передать лизингополучателю. При этом и продавца, и предмет лизинга выбирал лизингополучатель. В договоре купли-продажи условие о том, что товар приобретается для передачи в лизинг, отсутствовало. По условиям договора купли-продажи покупатель (лизингодатель) осуществил предоплату полной стоимости товара. В связи с неисполнением продавцом своих обязательств по договору покупатель направил ему претензию, которая осталась без удовлетворения по причине отсутствия средств. После этого лизингодатель обратился в суд с требованиями о взыскании уплаченной суммы, пени и процентов за пользование чужими денежными средствами. Требования были удовлетворены в полном объеме, однако в процессе исполнения решения суда исполнительное производство было приостановлено по причине возбуждения в отношении продавца производства по делу о банкротстве.

Вправе ли лизингодатель взыскать с лизингополучателя сумму, уплаченную им в счет исполнения обязательства по договору купли-продажи?

 

ОТВЕТ: Нет, не вправе.

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца (поставщика) и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца (поставщика) (часть первая ст.636 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 января 2015 г. следует руководствоваться ст.636 ГК в редакции Закона РБ от 31.12.2014 № 226-З.

 

В соответствии с Положением о лизинге, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 04.06.2010 № 865 (далее - Положение), риски и выгоды, связанные с передачей и владением предмета лизинга, переходят к лизингополучателю.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2014 г. взамен Положения действуют Правила осуществления лизинговой деятельности, утвержденные постановлением Правления Нацбанка РБ от 18.08.2014 № 526.

 

Если договором лизинга не установлено иное, то риск:

• неисполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга несет сторона, которая выбрала продавца;

• несоответствия предмета лизинга целям использования этого предмета по договору лизинга и связанные с этим убытки несет сторона, которая выбрала предмет лизинга.

В рассматриваемой ситуации выбор продавца осуществил лизингополучатель, следовательно, если в договоре лизинга не определено иное, риск неисполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга несет лизингополучатель, включая и риски, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением продавцом своих обязанностей.

Однако в силу связанности договора лизинга и договора купли-продажи предмета лизинга в обязанности арендодателя (или лизингодателя) входит также письменное уведомление продавца о том, что имущество предназначено для передачи его в аренду определенному лицу (ст.638 ГК), а в соответствии с п.5 Положения, помимо существенных условий, установленных законодательством для договора купли-продажи (поставки), дополнительным существенным условием договора купли-продажи (поставки) имущества, приобретаемого для последующей передачи в качестве предмета лизинга, является указание на то, что имущество приобретается для передачи в лизинг.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 января 2015 г. ст.638 ГК на основании Закона РБ от 31.12.2014 № 226-З утратила силу.

 

Тем самым в отсутствие в договоре купли-продажи существенного условия о приобретении товара с последующей передачей его в лизинг данный договор должен считаться незаключенным на основании ст.402 ГК. Это означает, что заключенный договор купли-продажи не влечет возникновения прав и обязанностей у сторон договора (продавца и покупателя (лизингодателя)), свойственных договору купли-продажи, заключенному во исполнение договора лизинга. Однако при согласовании существенных условий договора купли-продажи тем не менее возникают взаимные обязательства для продавца и покупателя и регулируются общими нормами ГК о купле-продаже.

Следовательно, при заключении договора купли-продажи в отсутствие существенного условия о цели приобретения товара - предоставления в лизинг - права и обязанности сторон такого договора регулируются общими положениями о купле-продаже, и покупатель (он же предполагаемый лизингодатель) не вправе взыскать с лизингополучателя сумму, уплаченную им в счет исполнения обязательства по договору купли-продажи.

 

07.02.2012 г.

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь