


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Вправе ли организация-заказчик и подрядная организация при строительстве объекта, финансирование которого осуществляется без привлечения бюджетных либо приравненных к ним источников финансирования, включить в договор строительного подряда норму о том, что цена по договору строительного подряда является неизменной (твердой) и не подлежит изменению при наступлении любых обстоятельств, в том числе в случаях, предусмотренных п.10 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553)?
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 сентября 2016 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2016 № 434 п.10 Положения № 1553 дополнен частью третьей. |
ОТВЕТ: Не вправе.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.11.2014 № 1061 (далее - постановление № 1061) были внесены изменения и дополнения в Положение № 1553.
Основным принципиальным изменением, внесенным постановлением № 1061, стала норма о том, что с 1 января 2015 г. порядок формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, предусмотренный Положением № 1553, стал обязательным для применения заказчиками и подрядчиками при строительстве объектов независимо от источников финансирования строительства объектов.
До 1 января 2015 г. порядок формирования договорной неизменной (контрактной) цены, предусмотренный Положением № 1553, являлся обязательным только для тех объектов, финансирование строительства которых осуществлялось с привлечением средств бюджета, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных исполкомов, Минского городского исполнительного комитета, а также при строительстве жилых домов с использованием государственной поддержки.
Пунктом 10 Положения № 1553 для тех объектов, которые финансируются без привлечения бюджетных либо приравненных к ним средств, определен перечень случаев, когда договорная контрактная (неизменная) цена изменяется. В частности, неизменная цена корректируется в случаях изменения:
1) по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;
2) налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;
3) стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене (в случаях, если это предусмотрено договором строительного подряда);
4) прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;
5) индексов цен в строительстве по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь за период строительства, предусмотренный договором строительного подряда, по сравнению с прогнозным, учтенным при формировании неизменной цены, более чем на 2 процентных пункта;
6) сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком.
В соответствии с п.1 ст.391 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Пунктом 3 ст.391 ГК установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством (ст.392 ГК).
В случаях когда условия договора предусмотрены нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением установить условие, отличное от предусмотренного в ней, если это не противоречит закону.
Пунктом 1 ст.392 ГК предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.
Следует обратить внимание, что требования п.10 Положения № 1553 содержат так называемые императивные нормы, то есть нормы, которые являются обязательными к применению и не могут быть изменены по соглашению сторон (за исключением диспозитивной нормы, касающейся возможности включения либо невключения в договор нормы о возможности корректировки договорной неизменной (контрактной) цены в случае изменения стоимости материалов, изделий и конструкций, эксплуатации машин и механизмов по сравнению с их стоимостью, учтенной в неизменной цене).
В частности, требования п.10 Положения № 1553 содержат норму о том, что цена «корректируется», а не норму о том, что цена, например, «может быть изменена или может быть скорректирована», то есть нормы п.10 Положения № 1553 должны применяться сторонами по договору строительного подряда в обязательном порядке.
Таким образом, в том случае, если при строительстве объектов, финансирование которых будет осуществляться без привлечения бюджетных средств, заказчик и подрядчик согласуют в договоре строительного подряда норму о том, что цена по договору строительного подряда является твердой (неизменной) и не корректируется ни при каких условиях, то данная норма будет противоречить требованиям законодательства Республики Беларусь и подрядчик даже с такими условиями договора будет иметь возможность обратиться к заказчику (либо при необходимости в судебные органы) с требованием об увеличении (корректировки) первоначально согласованной неизменной договорной (контрактной) цены по договору строительного подряда в случае наступления обстоятельств, предусмотренных п.10 Положения № 1553.
Также следует отметить, что включение в договор нормы о неизменности первоначально согласованной цены по договору строительного подряда ущемляет права подрядчика (например, право на увеличение стоимости цены по договору строительного подряда в случае нарушения сроков финансирования со стороны заказчика, в случае выявления дополнительных объектов работ и т. п.) и нарушает один из основных принципов гражданского законодательства, установленный в ст.2 ГК, согласно которому субъекты гражданского права участвуют в гражданских отношениях на равных, равны перед законом, не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (принцип равенства участников гражданских отношений).
22.09.2015
Виктор Статкевич, аудитор