


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Вправе ли работник досрочно расторгнуть срочный трудовой договор (контракт) при нарушении нанимателем законодательства о труде?
ОТВЕТ: Вправе после установления судом факта нарушения нанимателем законодательства о труде.
Трудовым кодексом Республики Беларусь (далее - ТК) установлено, что работник вправе требовать досрочного расторжения срочного трудового договора (контракта) при нарушении нанимателем законодательства о труде, условий коллективного или трудового договора (контракта). При этом факт нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора устанавливается специально уполномоченным органом надзора за соблюдением законодательства о труде, профсоюзами и (или) судом (часть вторая ст.41 ТК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. в ст.41 ТК внесены изменения Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 219-З. Статья дополнена новым основанием досрочного расторжения срочного трудового договора - поступление на военную службу по контракту. |
Нарушением законодательства о труде, коллективного или трудового договора (контракта) следует считать нарушение прямого запрета или невыполнение императивного предписания закона, нарушение условий трудового договора (контракта).
Факт нарушения устанавливается уполномоченным органом надзора (контроля), профсоюзами, судом.
![]() |
Пример Ф. считает, что нанимателем нарушены условия контракта. Может ли он потребовать досрочного расторжения контракта? Ф. вправе потребовать досрочного прекращения контракта, но сначала ему следует обратиться в соответствующую инспекцию труда или в профсоюзную организацию с заявлением об установлении факта нарушения условий контракта. Только после его установления и выдачи соответствующего документа (протокол, предписание, представление и др.) у работника возникает право требовать досрочного прекращения контракта, а у нанимателя - обязанность удовлетворить это требование. Кроме того, Ф. может обратиться непосредственно в суд с заявлением об установлении факта нарушения условий контракта и досрочного его прекращения. Если при рассмотрении дела будет установлено нарушение условий контракта, суд обяжет нанимателя прекратить трудовые отношения по требованию работника. |
В то же время неправильными будут действия работников, которые одновременно с обращением в суд оставляют без уважительных причин работу. Согласно действующему законодательству оставление без уважительной причины работы работником, заключившим контракт, до истечения его срока признается прогулом.
Систему государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде составляют уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством (ст.462 ТК).
Согласно Положению о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959 (далее - Департамент), надзор за соблюдением законодательства о труде и анализ таких нарушений осуществляет Департамент. В его структуру входят областные и Минское городское управления, являющиеся обособленными подразделениями. В состав областных управлений входят межрайонные инспекции труда.
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами, в частности, осуществляет надзор за исполнением органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, работодателями законодательства о труде и об охране труда, осуществляет анализ нарушений законодательства о труде и об охране труда, несчастных случаев на производстве, вносит в установленном порядке предложения по их предупреждению, составляет протоколы и рассматривает дела об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательными актами, рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, а также осуществляет иные полномочия.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы (их объединения). Для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов в порядке, установленном законодательством (ст.463 ТК).
Таким образом, устанавливать факт нарушения законодательства о труде, коллективного или трудового договора (контракта) вправе компетентные органы, должностные лица, а также суд.
![]() |
Пример Работник потребовал досрочного прекращения контракта, считая, что нанимателем нарушены условия контракта (бухгалтер дважды допускал ошибки при начислении ему заработной платы). Наниматель объявил выговор бухгалтеру, но отказал работнику в увольнении по ст.41 ТК, мотивируя отказ тем, что условия контракта не нарушены. |
Доводы нанимателя в данном конкретном случае представляются правильными, так как согласно п.4 части первой ст.55 ТК наниматель обязан выдавать заработную плату в сроки и размерах, установленных законодательством, коллективным договором, соглашением или трудовым договором. Арифметические ошибки, допущенные при начислении заработной платы, не свидетельствуют о нарушении условий контракта.
Вместе с тем удовлетворено требование работника о досрочном прекращении контракта в связи с тем, что наниматель не обеспечил его в соответствии с установленными нормами специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты.
17.08.2018
Наталья Филипчик, адвокат Минской городской коллегии адвокатов
Римма Филипчик, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Республики Беларусь
Для более детального изучения см.:
Прекращение трудового договора. Глава 4 Трудового кодекса Республики Беларусь (в вопросах и ответах).