


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Вправе ли стороны предварительного договора предусмотреть в нем перечисление суммы задатка в обеспечение заключения договора купли-продажи (обеспечивается исполнение самого предварительного договора), который в будущем основном договоре выполнит платежную функцию?
ОТВЕТ: Нет, не вправе.
В соответствии с п.1 ст.399 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор (основной договор) на условиях, предусмотренных в предварительном договоре. Пункты 3, 4 ст.399 ГК предусматривают ряд существенных условий данного вида договоров. Так, предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора. Кроме того, в предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор. Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.
Статьей 351 ГК, в свою очередь, определено, что задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме. В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, в частности, вследствие несоблюдения правила, установленного п.2 ст.351 ГК, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное.
Очевидно, что основная цель задатка - предотвратить неисполнение договора, и задаток служит доказательством заключения договора, а также способом платежа. При этом ГК напрямую не исключает возможности обеспечения задатком предварительного договора, предусматривающего определенные обязанности сторон по заключению в будущем основного договора, и применения при наличии к тому оснований (уклонение стороны от заключения основного договора) обеспечительной функции задатка, установленной п.2 ст.352 ГК и выражающейся в потере задатка или его уплате в двойном размере стороной, ответственной за неисполнение договора. С этой точки зрения можно рассматривать задаток как обеспечение не обязательства по заключению договора (предварительный договор), а обязательства об уплате суммы по заключенному договору. Одно только намерение заключить в будущем договор (предварительный договор) не будет означать возникновения обязательства по уплате денежных сумм.
Однако при детальном анализе норм упомянутой ст.351 ГК можно установить ряд особенностей, которые являются конституирующими для задатка как способа обеспечения исполнения обязательств. При этом исходя из императивной нормы закона выраженной в ст.351 ГК, для признания денежной суммы задатком необходимо наличие всех этих признаков одновременно. Только в этом случае денежная сумма юридически квалифицируется как задаток. При отсутствии хотя бы одного из них денежная сумма должна быть квалифицирована с учетом конкретных обстоятельств как аванс, залог, заем, кредит или неосновательное обогащение. В рассматриваемой ситуации наиболее важной специфической чертой задатка является то, что задаток вносится в счет причитающихся платежей по заключаемому сторонами договору, т.е. задатком может быть обеспечено только исполнение денежного обязательства. Эта особенность задатка как одного из способов обеспечения исполнения обязательства не вызывает сомнения.
Согласно ст.399 ГК предварительный договор порождает только обязательство заключить основной договор в будущем. В случае если в тексте договора стороны, в т.ч. со ссылкой на ст.351, 352 ГК, предусмотрят, что одна из сторон перечисляет сумму задатка в обеспечение заключения договора купли-продажи (обеспечивается исполнение самого предварительного договора), который в будущем основном договоре выполнит платежную функцию, такое условие не будет соответствовать действующему законодательству по следующим обстоятельствам.
На основании нормы п.1 ст.351 ГК задаток выполняет обеспечительную функцию и может использоваться только в денежных обязательствах. Как было указано выше, предварительный договор не порождает имущественных (денежных) обязательств. Следовательно, в рамках данного договора функции задатка, предусмотренные в ст.351 ГК, не могут быть реализованы. Указание в договоре на то, что переданная будущим покупателем будущему продавцу сумма при совершении предварительного договора засчитывается в счет платежей по основному договору, положения не меняет, поскольку основной договор еще не заключен.
Таким образом, поскольку из предварительного договора денежных обязательств не возникает, то и гарантировать исполнение такого договора задатком неправомерно, поскольку задаток не обеспечивает свою платежную функцию. Денежные средства, которые стороны могли предусмотреть в предварительном договоре как задаток, вероятнее всего, будут являться авансом и подлежать возврату в перечисленном размере.
14.07.2010 г.
Максим Николаев, юрист