


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Всегда ли признание государственной регистрации юридического лица недействительной влечет ликвидацию этого юридического лица?
ОТВЕТ: Всегда.
Деятельность субъектов хозяйствования, государственная регистрация которых осуществлена на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, является незаконной и запрещается, а их государственная регистрация признается недействительной по решению хозяйственного суда (часть вторая п.26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (в редакции от 24.01.2013; далее - Положение о регистрации, Декрет № 1)). При этом под представлением заведомо ложных сведений понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации. К заведомо ложным сведениям не относятся описки в словах, пропуск слов, букв, цифр, ошибки в арифметических расчетах и подобные ошибки (примечание к части второй п.26 Положения о регистрации).
Тем самым при выявлении факта представления в регистрирующий орган заведомо ложных сведений для целей осуществления государственной регистрации субъектов хозяйствования уполномоченные государственные органы обращаются в суд с иском о признании государственной регистрации недействительной. Более того, Положение о регистрации специально определяет и иные требования, которые заявляются уполномоченными государственными органами в суд. Так, при обнаружении оснований для признания недействительной государственной регистрации созданного юридического лица, в т.ч. созданного в результате реорганизации в форме выделения, разделения либо слияния, государственной регистрации индивидуального предпринимателя органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о признании государственной регистрации субъекта хозяйствования недействительной и взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет и иском о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования (часть четвертая п.26 Положения о регистрации).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 3 сентября 2017 г. следует руководствоваться частями второй и четвертой п.26 Положения о регистрации в редакции Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2. |
Тем самым одновременно с требованием о признании государственной регистрации недействительной заявляется требование о взыскании полученных субъектом хозяйствования доходов в местный бюджет, а также требование о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования.
Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом № 1 (в редакции от 24.01.2013 (далее - Положение о ликвидации)), установлено, что юридическое лицо может быть ликвидировано:
1) по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в т.ч. в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной;
2) по решению хозяйственного суда, в т.ч. в случае непринятия решения о ликвидации в соответствии с указанными выше основаниями в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной (п.3 Положения о ликвидации).
При обнаружении какого-либо из указанных оснований для ликвидации юридического лица органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции обращаются в хозяйственный суд с иском о ликвидации такого юридического лица, если иное не установлено Положением о ликвидации и другими законодательными актами;
3) по решению регистрирующего органа.
Таким образом, при признании государственной регистрации недействительной субъект хозяйствования подлежит ликвидации (прекращению деятельности) по решению собственника имущества, а также по решению хозяйственного суда.
![]() |
Обратите внимание! С позиции Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) в судебном порядке является исключительной мерой воздействия за допущенные нарушения законодательства и влечет ликвидацию юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательством (п.5 постановления Пленума ВХС РБ от 22.12.2006 № 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей»). |
04.06.2013
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 марта 2014 г. в Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» на основании Декрета Президента РБ от 21.02.2014 № 3 внесены изменения и дополнения. |