


Материал помещен в архив
ВСЁ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Понятия занятых и безработных граждан
Конституция Республики Беларусь (ст.41) гарантирует гражданам право на труд, однако понимает его достаточно узко - как «право на выбор профессии, рода занятий и работы». Что касается занятости, то «гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом».
Закон РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (далее - Закон о занятости) в ст.2 относит к числу занятых граждан:
• работающих по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ;
• являющихся членами (участниками) юридических лиц, за исключением учредителей (участников) акционерных обществ;
• зарегистрированных в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
• осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность;
• выполняющих работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);
• проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
• обучающихся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования;
• осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом;
• занимающихся иной, не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Следует руководствоваться Законом о занятости с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом РБ от 18.07.2016 № 409-З, порядок вступления в силу которого определен ст.3 Закона № 409-З. |
В свою очередь, «безработный» - это трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлении (отделе) по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней (ст.1 Закона о занятости).
Таким образом, деление граждан на занятых и безработных не является дихотомией, существуют и другие категории граждан, не относящиеся ни к первой, ни ко второй, в частности:
• нетрудоспособные, в т.ч. несовершеннолетние;
• пенсионеры;
• заключенные;
• лица, не имеющие работы и заработка, но не зарегистрированные в качестве безработных, и т.п. (примечание).
Регистрация по месту жительства в органах по труду, занятости и социальной защите при личном обращении в качестве безработного является обязательным условием получения такого статуса. Положение о порядке регистрации граждан безработными и снятия с учета безработных, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 17.11.2006 № 1549 (далее - Положение № 1549), предусматривает, что в качестве безработных могут быть зарегистрированы не только граждане РБ, но и иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь (см. Закон РБ от 04.01.2010 № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»), иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь (см. Закон РБ от 23.06.2008 № 354-З «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь»), не имеющие работы (деятельности, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству) и заработка (заработной платы, дохода, вознаграждения за выполненную работу).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2017 г. Закон № 354-З изложен в новой редакции Законом РБ от 20.07.2016 № 414-З, в частности, изменилось название: «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной защиты, убежища и временной защиты в Республике Беларусь». |
Для регистрации граждан в качестве безработных ими представляются документы, указанные в п.2.30 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200.
При обращении гражданином заполняется карточка, на основании которой органом по труду, занятости и социальной защите заводится на безработного регистрационная карточка и оформляется личное дело, а на гражданина, обращающегося по вопросам трудоустройства, - регистрационная карточка. Форма и порядок заполнения данных карточек и оформления личного дела установлены постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 30.11.2006 № 149.
Согласно ст.3 Закона о занятости безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане:
• не достигшие 16-летнего возраста;
• которым в соответствии с законодательством назначены пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;
• отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения;
• проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел РБ;
• представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными;
• обучавшиеся за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодательством об образовании срока такой работы.
Меры, носящие профилактический по отношению к безработице характер
Трудовое законодательство содержит ряд мер, носящих профилактический по отношению к безработице характер. В частности:
• при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников наниматель обязан не менее чем за 2 месяца до увольнения, если более продолжительные сроки не предусмотрены в коллективном договоре, соглашении, письменно предупредить работника о предстоящем увольнении. В случае предстоящего массового высвобождения работников наниматель обязан не менее чем за 2 месяца уведомить об этом органы государственной службы занятости населения с указанием профессии, специальности, квалификации и размера оплаты труда работников (часть третья ст.43 Трудового кодекса РБ, далее - ТК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 октября 2016 г. наниматели обязаны: |
• при прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя выплачивается выходное пособие в размере не менее 3-кратного среднемесячного заработка (ст.48 ТК).
Кроме того, наниматель обязан осуществлять переподготовку и повышение квалификации своих работников. В противном случае, если в течение 5 лет, предшествовавших высвобождению, работник (за исключением лиц, занятых на неквалифицированных работах, а также лиц, достигших возраста 45 лет - женщины и 50 лет - мужчины) по последнему месту работы не прошел переподготовки и повышения квалификации, наниматель полностью возмещает органам по труду, занятости и социальной защите затраты на его обучение (ст.18 Закона о занятости).
Подходящая работа
Органы по труду, занятости и социальной защите могут предложить «подходящую работу», под которой понимается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы. При этом подходящей не может считаться работа, если:
• она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного;
• отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами;
• условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям по охране труда;
• предлагаемый заработок на 10 % и более ниже среднего заработка, исчисленного за 2 последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина (ст.4 Закона о занятости).
Для ряда категорий обратившихся применяются менее строгие критерии предлагаемой работы: для них подходящей считается любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера (кроме оплачиваемых общественных работ), соответствующая требованиям законодательства о труде, учитывающая возрастные и иные особенности. Речь идет о следующих категориях безработных:
• впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности);
• стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более 1 года);
• прекративших трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, по собственному желанию, соглашению сторон, либо трудовой договор с которыми прекращен по основаниям, предусмотренным пп.4, 5, 7-9 ст.42, п.5 ст.44 и ст.47 ТК, а также уволенных (отчисленных) за нарушение воинской (учебной) дисциплины;
• обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после занятия предпринимательской деятельностью, деятельностью по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельностью;
• выполнявших работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);
• направленных органами по труду, занятости и социальной защите на обучение и отчисленных из учреждений образования за виновные действия;
• обратившихся в органы по труду, занятости и социальной защите после прекращения трудового договора, заключенного на время выполнения сезонных работ;
• состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите более 12 месяцев.
По истечении 6 месяцев со дня регистрации в качестве безработного в случае невозможности предоставления безработному работы по профессии (специальности) подходящей может считаться также работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней профессии (специальности), должности и доступных для него средств обучения.
Безработному не может быть предложено одно и то же место работы (профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности)) дважды.
Особые категории граждан
Статья 11 Закона о занятости определяет отдельные категории граждан, которым государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости населения:
• дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Закон РБ от 21.12.2005 № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»);
• родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов;
• инвалиды;
• освобожденные из мест лишения свободы;
• впервые ищущие работу в возрасте до 21 года;
• лица предпенсионного возраста (за 2 года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);
• ветераны боевых действий на территории других государств (пп.1-3 ст.3 Закона РБ от 17.04.1992 № 1594-XII «О ветеранах»;
• уволенные с военной службы, из органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию;
• эвакуированные, отселенные, самостоятельно выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г.
Для данных категорий лиц устанавливается бронь в соответствии с Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 29.11.2006 № 1595.
Кроме того, категория лиц из числа родителей, подпадающих под действие Декрета Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», подлежит принудительному трудоустройству в соответствии с данным Декретом, а также Положением о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 26.01.2007 № 105. В частности, судебное постановление о трудоустройстве в течение 3 рабочих дней после его вынесения направляется в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, - по последнему известному месту жительства и подлежит немедленному исполнению. Такой орган обязан в течение 3 рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица. При этом подбор организации (организаций) для трудоустройства обязанных лиц осуществляется таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов на содержание детей и за ним сохранялось не менее 30 % заработной платы.
Ответственность нанимателя
Нанимателям запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с гражданами, направленными на работу государственной службой занятости в счет брони, включая граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (ст.16 ТК). В противном случае может быть наложен административный штраф по п.1 ст.9.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) в размере от 20 до 50 базовых величин.
Кроме того, ст.9.15 КоАП установлена административная ответственность за:
• невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в т.ч. специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством, - что влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин (часть 1);
• невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя, - штраф в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин (часть 2);
• неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий) - штраф в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо - до 100 базовых величин (часть 3).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. административная ответственность по части 3 ст.9.15 КоАП составляет наложение штрафа в размере от 5 до 20 базовых величин (в редакции Закона РБ от 04.01.2016 № 351-З). |
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных
Возможна профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных в учебных центрах государственной службы занятости населения, иных учреждениях образования, а также в других организациях, если:
• невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у безработного необходимой квалификации (специальности);
• необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, соответствующей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;
• безработным утрачена способность либо возникли противопоказания к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Обучение безработных включает реализацию следующих образовательных программ дополнительного образования взрослых: профессиональной подготовки рабочих (служащих); переподготовки рабочих (служащих); переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование; переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование; повышения квалификации руководящих работников и специалистов; повышения квалификации рабочих (служащих); обучающих курсов (Положение о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 12.10.2006 № 1334, далее - Положение № 1334).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 октября 2016 г. постановлением Совета Министров РБ от 22.10.2016 № 856 внесены изменения и дополнения в Положение № 1334, название которого изложено в новой редакции: «Положение о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации безработных и иных категорий граждан и освоения ими содержания образовательной программы обучающих курсов по направлению органов по труду, занятости и социальной защите». |
Сроки обучения безработных устанавливаются продолжительностью до 12 месяцев и обучение осуществляется в очной (дневной) форме.
В случаях если (а) гражданин не уведомил орган по труду, занятости и социальной защите о своем трудоустройстве, а последний принял решение о прекращении финансирования его обучения, а также (б) отчисления граждан из учреждения образования (организации) до завершения полного курса обучения по неуважительным причинам, граждане возмещают фактические затраты органов по труду, занятости и социальной защите за период их обучения (пп.37, 40 Положения № 1334).
Оплачиваемые общественные работы
Безработному могут быть предложены оплачиваемые общественные работы в соответствии с Положением о порядке организации и условиях проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 23.12.2006 № 1716 (далее - Положение № 1716), которые заключаются в выполнении общедоступных видов трудовой деятельности, как правило, не требующих дополнительной профессиональной подготовки, имеющих социально полезную значимость, в частности:
• рекультивация земель, мелиоративные, природоохранные работы, работы в лесном хозяйстве;
• строительство дорог, их ремонт и содержание, прокладка водопроводных, отопительных, канализационных, газовых и других коммуникаций;
• строительство и ремонт жилых помещений, объектов социально-культурного назначения;
• восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
• сельскохозяйственные работы;
• экологическое оздоровление территорий (благоустройство и озеленение территорий, сохранение и развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма);
• подсобные работы в организациях агропромышленного комплекса и торговли;
• сбор и переработка вторичного сырья и отходов;
• работы в организациях жилищно-коммунального хозяйства;
• проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали, охрана общественного порядка и др.);
• уход за местами захоронений;
• социальные услуги для населения (обслуживание отдыха детей, уход за престарелыми и инвалидами, помощь в обслуживании пациентов и др.).
Безработные не могут привлекаться к деятельности, связанной с необходимостью ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующей специальной подготовки.
Месячная норма общественных работ не может превышать 10 рабочих дней, однако безработный при его желании может участвовать в оплачиваемых общественных работах сверх установленной месячной нормы.
Для ряда категорий граждан, перечисленных в п.10 Положения № 1716 (родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей-инвалидов; молодежь до 18 лет; инвалиды и др.), участие в оплачиваемых общественных работах не является обязательным. С гражданами, направленными на такие работы, как правило, наниматель заключает срочный трудовой договор.
Кроме того, безработные могут осуществлять самостоятельный поиск работы, в т.ч. за пределами Беларуси. В последнем случае согласно ст.15 Закона о занятости могут быть использованы услуги организаций, получивших лицензию Министерства внутренних дел РБ на деятельность, связанную с трудоустройством за пределами РБ (глава 27 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450). При этом заключение договоров о трудоустройстве граждан за пределами Республики Беларусь с организациями и гражданами, в т.ч. иностранными, не являющимися непосредственными нанимателями, запрещается.
Денежные выплаты
Денежные выплаты, предусмотренные Законом о занятости, делятся на 3 вида.
Первый вид. Пособия по безработице, которые назначаются органами по труду, занятости и социальной защите в течение 10 календарных дней со дня регистрации гражданина в качестве безработного, за исключением случаев увольнения по собственному желанию, соглашению сторон, либо прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пп.4, 5, 7-9 ст.42, п.5 ст.44 и ст.47 ТК, а также увольнения (отчисления) за нарушение воинской (учебной) дисциплины, потери (отсутствия) источника дохода в результате незаконных действий и непредставления декларации о доходах.
Пособие по безработице выплачивается в следующем порядке:
• за первые 13 календарных недель - в размере 70 % и за последующие 13 календарных недель - 50 % средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее 1 базовой величины и не более 2 базовых величин при условии, что безработный в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработного, имел оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 12 календарных недель с полным рабочим днем (неделей);
• за первые 13 календарных недель - в размере 100 % и за последующие 13 календарных недель - 75 % базовой величины безработным, которые в течение 12 месяцев, предшествующих регистрации в качестве безработных, имели оплачиваемую работу (доход) менее 12 календарных недель, а также безработным после длительного перерыва в работе (более 12 месяцев) при наличии у них стажа работы не менее 1 года;
• за первые 13 календарных недель - в размере 85 % и за последующие 13 календарных недель - 70 % базовой величины безработным, впервые ищущим работу, а также ищущим работу после длительного перерыва при наличии у них стажа работы менее 1 года.
При этом безработным, получающим пенсии, пособия (за исключением государственных пособий семьям, воспитывающим детей), пособие по безработице назначается в размере разницы между размером получаемых пенсии, пособия и размером пособия по безработице, определенным Законом о занятости.
Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите. Однако он увеличивается для безработных, стаж работы которых дает право на пенсию по возрасту. Стаж работы для назначения пособия по безработице определяется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.
![]() |
Справочно Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, по предложению органов по труду, занятости и социальной защите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за 2 года до достижения установленного законодательством возраста (ст.22 Закона о занятости). Финансирование расходов, связанных с выплатой пенсии до достижения гражданами общеустановленного пенсионного возраста, осуществляется за счет средств государственного фонда содействия занятости. |
Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 %, а при наличии 3 и более детей (2 и более детей-инвалидов) указанного возраста - на 20 %.
Размер пособия по безработице подлежит индексации в порядке, установленном Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 05.05.2009 № 57.
Закон о занятости (ст.25) содержит обширный перечень оснований для прекращения и приостановления выплаты пособия. Среди первых:
• направление безработного на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
• неявка безработного более 3 месяцев с даты последней явки в органы по труду, занятости и социальной защите без уважительных причин;
• назначение ему в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по возрасту, за выслугу лет, профессиональной пенсии;
• отказ безработного от 2 предложений подходящей работы или от 2 предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
• истечение 36 календарных месяцев со дня регистрации безработного и др.
Второй вид. Материальная помощь, которая выплачивается в соответствии со ст.26 Закона о занятости, а также Положением № 1549. Согласно п.3 Положения № 1549 материальная помощь безработным, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (независимо от получения пособия по безработице) может оказываться при соблюдении одновременно следующих условий:
• если на дату подачи заявления среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи безработного или гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, исчисленный за 3 последних месяца, предшествующих обращению за материальной помощью (далее - совокупный доход), не превышает наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством РБ, за 2 последних квартала, за исключением случаев, предусмотренных Положением № 1549;
• при участии безработного в оплачиваемых общественных работах, за исключением льготных категорий граждан (несовершеннолетние, инвалиды, беременные и т.д.), перечисленных в п.5 Положения № 1549;
• если у безработного отсутствуют нарушения, указанные в ст.25 Закона о занятости, в течение 12 месяцев, предшествующих дню подачи заявления, а у гражданина в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации отсутствуют нарушения, указанные в ст.23 Закона о занятости.
Размер материальной помощи, оказанной:
• безработному в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в качестве безработного, не может превышать 6 базовых величин;
• гражданину в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, не может превышать 1 базовой величины в месяц;
• гражданам в возрасте до 29 лет в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации не по месту нахождения органа по труду, занятости и социальной защите, направившего их на обучение, не может превышать 2 базовых величин в месяц, а имеющим совокупный доход, превышающий наибольшую величину бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством РБ, за 2 последних квартала, - 1 базовой величины в месяц;
• гражданам из числа инвалидов в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, не может превышать 3 базовых величин в месяц, а имеющим совокупный доход, превышающий наибольшую величину бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством РБ, за 2 последних квартала, - 2 базовых величин в месяц (п.7 Положения № 1549).
Третий вид. Стипендии гражданам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации (см. Положение № 1334), назначаются и выплачиваются этими органами в размере 50 %, а при наличии детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет - 75 % средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее полуторной величины минимального пособия по безработице для данного безработного и не более 3-кратной базовой величины.
Размер стипендии может быть уменьшен на 25 % сроком на 1 месяц либо гражданин может быть лишен стипендии на такой же срок в связи с неуспеваемостью или нерегулярным посещением занятий без уважительных причин, нарушением учебной дисциплины и внутреннего распорядка учреждения образования.
Снятие с учета в органе по труду, занятости и социальной защите
Согласно п.8 Положения № 1549 безработные снимаются с учета в органе по труду, занятости и социальной защите со дня:
• признания их занятыми;
• зачисления их учреждением образования на обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
• подачи ими письменного заявления об отказе от услуг органов по труду, занятости и социальной защите;
• последней их явки в органы по труду, занятости и социальной защите в случае неявки безработных более 3 месяцев без уважительных причин;
• допущенного нарушения со стороны безработного - попытки получить либо получения пособия по безработице обманным путем;
• назначения им в соответствии с законодательством пенсии по возрасту, за выслугу лет, профессиональной пенсии;
• следующего за днем последнего их отказа от 2 предложений подходящей работы или от 2 предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
• снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства;
• смерти безработного;
• истечения 36 календарных месяцев со дня их регистрации;
• вступления в законную силу обвинительного приговора, если эти безработные осуждены к исправительным работам, аресту, ограничению свободы или пожизненному заключению, или со дня предварительного заключения под стражу, если обвиняемый безработный до постановления приговора был задержан или к нему применялась мера пресечения в виде заключения под стражу либо он помещался в психиатрический стационар;
• вступления в законную силу решения суда о направлении их на лечение в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел РБ.
Примечание. Первые и вторые могут работать по своему желанию, третьи составляют понятие «скрытой безработицы».
15.04.2013
Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук