Пособие от 19.06.2018
Автор: Ерилин Г.

Вводим в эксплуатацию водохозяйственные сооружения


 

Материал помещен в архив

 

ВВОДИМ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ВОДОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

пример ситуация

Ситуация

Предприятие ввело в эксплуатацию водозаборные скважины, инженерные сети и очистные сооружения. Часть сетей и очистные сооружения сданы в аренду.

Какие обязанности возникают у арендаторов и арендодателей при водопользовании?

 

Водопользование делится на общее и специальное (ст.28 Водного кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекс)).

Специальное водопользование - водопользование, в том числе добыча (изъятие) вод из водных объектов и (или) сброс сточных вод в окружающую среду, осуществляемое с применением гидротехнических сооружений и устройств (п.38 ст.1 Кодекса).

К специальному водопользованию относятся также добыча подземных вод с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин, и сброс сточных вод в окружающую среду после очистки на сооружениях биологической очистки в естественных условиях (на полях фильтрации, полях подземной фильтрации, в фильтрующих траншеях, песчано-гравийных фильтрах) и через земляные накопители (п.1 ст.30 Кодекса). В указанных случаях необходимо оформлять разрешение на специальное водопользование, поскольку есть по крайней мере одно основание для его оформления - добыча воды из подземных горизонтов (кроме добычи менее 5 м3 в сутки).

Является ли сброс вод основанием для получения разрешения, зависит от того, куда он осуществляется - в подземные воды или в систему коммунального водоотведения.

Если воды сбрасываются в систему коммунального водоотведения, получение разрешения не требуется, однако в соответствии с п.3 ст.47 Кодекса сброс производственных сточных вод в поверхностные водные объекты через систему канализации населенных пунктов должен осуществляться с соблюдением условий приема таких сточных вод в систему канализации, устанавливаемых местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. При невозможности обеспечить допустимую концентрацию загрязняющих веществ в составе производственных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, концентрацию этих веществ подлежит снижать за счет устройства локальных очистных сооружений.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2019 г. в п.3 ст.47 Кодекса внесено изменение Законом от 18.06.2019 № 201-З. На суть материала изменение не повлияло.

 

В рассматриваемом вопросе очистные сооружения переданы в аренду, и обязанности, связанные с их эксплуатацией, перешли к арендатору, являющемуся водопользователем.

 

справочно

Справочно

Водопользователи - юридические лица, граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, которые используют водные ресурсы и (или) оказывают воздействие на водные объекты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (п.7 ст.1 Кодекса).

 

Порядок выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов установлен Положением, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.03.2015 № 152 (далее - Положение).

Так, водопользователи подают в орган выдачи разрешений заявление по форме, установленной в приложении 1 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 04.05.2015 № 20 (п.7 Положения), а также документы и (или) сведения, указанные в п.6.34 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - единый перечень).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. следует руководствоваться п.7 Положения в ред. постановления Совмина от 28.03.2022 № 183.

С 27 марта 2022 г. действует единый перечень административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. Для удобного поиска административных процедур используйте Справочник.

С 12 апреля 2022 г. постановлением № 183 изменено название Положения: Положение о порядке выдачи разрешений на специальное водопользование, внесения в них изменений и (или) дополнений, продления срока, прекращения их действия и выдачи дубликатов, а также выдачи заключений о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод.

С 29 апреля 2022 г. действует постановление Минприроды от 25.03.2022 № 22 «Об утверждении регламентов административных процедур и иных документов по вопросам специального водопользования».

 

К таким документам отнесены:

• заявление по установленной форме (на бумажном или электронном носителе);

• копия схемы водоснабжения и канализации с указанием мест добычи (изъятия) воды, сброса сточных вод в окружающую среду, а также установки средств измерения расхода (объема) вод;

• утвержденные индивидуальные технологические нормативы водопользования (в случае необходимости их разработки);

• расчет нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод (в случае сброса сточных вод в поверхностные водные объекты) (в рассматриваемом вопросе - не требуется);

• заключение о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод (в случае добычи подземных вод с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин);

• документ, подтверждающий внесение платы.

Разрешение на добычу подземных вод с применением артезианских скважин выдается на основании заключения о возможности добычи заявленных водопользователем объемов подземных вод, выдаваемого республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный геологический центр» (далее - Белгосгеоцентр). Для получения заключения водопользователи подают в Белгосгеоцентр заявление о получении заключения на бумажном или электронном носителе и документы, указанные в п.6.341 единого перечня, а именно:

• заявление по установленной форме;

• копии паспортов буровых скважин, предназначенных для добычи подземных вод (в случае, если заключение выдается впервые);

• копии актов, удостоверяющих горный отвод (далее - ГО);

• документ, подтверждающий внесение платы.

 

справочно

Справочно

Горный отвод - часть недр, предоставляемая для разработки месторождения полезных ископаемых (в данном случае - подземных вод), использования геотермальных ресурсов недр, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п.11 ст.1 Кодекса Республики Беларусь о недрах). Для предоставления ГО юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган и представить:

• заявление от недропользователя с указанием цели и местоположения ГО;

• копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации;

• проект обоснования границ ГО.

Проект разрабатывается в соответствии с Инструкцией о требованиях к содержанию и форме проекта обоснования границ горного отвода, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.01.2017 № 6, организациями, включенными в перечень, определенный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2016 № 1037.

 

Необходимость разработки технологических нормативов водопользования определяется видом экономической деятельности (п.6 ст.24 Кодекса). Перечень видов экономической деятельности и критерии, в отношении которых разрабатываются технологические нормативы водопользования, установлены в приложении к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 04.05.2015 № 21.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 сентября 2019 г. из п.6 ст.24 Кодекса слова «Республики Беларусь» исключены Законом № 201-З.

 

Прочие обязанности в области водопользования перечислены в ст.37 Кодекса.

Порядок учета в области охраны вод установлен:

ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности» (утверждены и введены в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18.07.2017 № 5-Т);

ТКП 17.02-12-2014 «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учета в области охраны окружающей среды и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды» (утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т, http://tnpa.by/#!/DocumentCard/314677/433869).

Следует также сдавать установленную отчетность в области водопользования в соответствии с постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11.11.2016 № 169 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-вода (Минприроды) "Отчет об использовании воды" и указаний по ее заполнению».

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует форма государственной статистической отчетности 1-вода (Минприроды) «Отчет об использовании вод», утв. постановлением Белстата от 28.11.2022 № 125. Форма вводится в действие начиная с отчета за 2022 год.

 

Налоговым кодексом Республики Беларусь в ст.210, 211 предусмотрена уплата экологического налога за добычу воды.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. вышеназванный Кодекс изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. Следует руководствоваться ст.254 и 255 новой редакции данного Кодекса.

 

Существуют и санитарные требования при добыче воды из артезианских скважин. Если вода используется на хозяйственно-бытовые цели, необходимо разрабатывать проекты зон санитарной охраны (далее - ЗСО) артезианских скважин и осуществлять мероприятия в поясах санитарной охраны. Основные требования к организации территории ЗСО артезианских скважин установлены в Законе Республики Беларусь от 24.06.1999 № 271-З «О питьевом водоснабжении».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 июля 2019 г. Закон № 271-З изложен в новой редакции Законом Республики Беларусь от 09.01.2019 № 166-З.

 

Проекты ЗСО источников питьевого водоснабжения являются объектами, подлежащими государственной санитарно-гигиенической экспертизе (часть вторая ст.16 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 января 2020 г. ст.16 Закона № 340-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 15.07.2019 № 217-З. Комментарий см. здесь.

 

Санитарно-гигиеническое заключение о соответствии (несоответствии) требованиям законодательства Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения выдается в соответствии с п.10.25 единого перечня.

Требования к разработке проектов ЗСО установлены в Санитарных нормах и правилах «Требования к организации зон санитарной охраны источников и централизованных систем питьевого водоснабжения», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30.12.2016 № 142. Также рядом санитарных правил предусмотрена необходимость осуществлять санитарный контроль добываемых и употребляемых питьевых вод.

 

19.06.2018

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»