Пособие от 14.05.2014
Автор: Дубинский Н.

Ввоз товаров из стран Содружества Независимых Государств и Грузии: как получить тарифные преференции


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВВОЗ ТОВАРОВ ИЗ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ И ГРУЗИИ: КАК ПОЛУЧИТЬ ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ

В отношении товаров из Узбекистана и Грузии есть особенности в предоставлении преференций

Тарифные преференции - это предоставление льгот по уплате таможенных платежей. Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (ст.74 Таможенного кодекса таможенного союза, далее - ТК ТС).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

 

Одним из таких документов является Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 (далее - Договор).

Из ст.2 Договора следует, что стороны не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и (или) импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к Договору, являющемся его неотъемлемой частью.

Рассмотрим применение тарифных преференций на практических ситуациях.

 

Справочно

Договор подписали Российская Федерация, Республика Армения, Республика Таджикистан, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова.

Для Республики Беларусь он вступил в силу с 20 сентября 2012 г.

Республика Узбекистан в свою очередь подписала Протокол о применении Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года между его Сторонами и Республикой Узбекистан (далее - Протокол), которым установлено, что все положения Договора применяются и Республикой Узбекистан (за исключением отдельных оговорок).

 

Ситуация 1

Белорусская фирма намерена заключить контракт с узбекской фирмой на поставку в Беларусь фруктов. Узбекистан не является участником Договора.

Вправе ли организация получить освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, произведенных и ввозимых из Республики Узбекистан, при их помещении в Республике Беларусь под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

 

Вправе.

Республика Беларусь вправе предоставлять льготы по уплате таможенных пошлин, установленные международными договорами, подписанными до 1 января 2010 г., до унификации и (или) прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключительными положениями. Это определено подп.7.2 п.7 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (далее - Решение № 130).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 марта 2017 г. согласно подп.7.2 п.7 Решения № 130 (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии от 21.12.2016 № 153) Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация предоставляют тарифные льготы, установленные международными договорами этих государств-членов, подписанными до 1 января 2010 г., до унификации и (или) прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключительными положениями.

 

Республика Узбекистан подписала Протокол, которым определено, что все положения Договора применяются и Республикой Узбекистан (за исключением отдельных оговорок).

Таким образом, при помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления фруктов, ввезенных и происходящих из Узбекистана, может быть предоставлено освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

 

Ситуация 2

Общество с ограниченной ответственностью «Светлячок» (г.Минск) намерено заключить контракт с грузинской фирмой на поставку минеральной воды в Республику Беларусь. Грузия не является участницей Договора.

Предусмотрена ли законодательством возможность получения освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении товаров, произведенных и ввозимых из Республики Грузия, при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления?

 

Да, предусмотрена.

Грузия вышла из состава Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и, соответственно, не является участником Договора.

Однако к этой ситуации также применима норма, изложенная в подп.7.2 п.7 Решения № 130.

Так, для Российской Федерации и для Грузии продолжают действовать нормы Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 (далее - Соглашение от 15.04.1994) стран СНГ. Это следует из решения Совета глав государств СНГ «Об участии Грузии в международных договорах и решениях органов Содружества Независимых Государств» (принято в г.Кишиневе 9 октября 2009 г.) и в силу подп.b п.4 ст.30 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21.03.1986.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 сентября 2012 г. Соглашение от 15.04.1994 прекратило свое действие в отношениях между государствами - участниками Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 в соответствии с п.1 ст.23 указанного Договора, для которых он вступил в силу, и продолжает применяться в отношениях с государствами-участниками, для которых указанный Договор не вступил в силу.

 

Одной из стран, подписавших Соглашение от 15.04.1994, являлась Грузия. Согласно ст.3 этого Соглашения договаривающиеся Стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории других Договаривающихся Сторон.

Таким образом, в силу ст.3 Соглашения от 15.04.1994 при помещении в Республике Беларусь под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления минеральной воды, ввезенной и происходящей из Грузии, может предоставляться освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины.

Для получения преференций надо подтвердить страну происхождения товара

Для определения страны происхождения товаров, ввозимых из стран СНГ, необходимо руководствоваться Правилами определения страны происхождения товаров, которые являются неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (в редакции от 20.11.2013) (далее - Правила; Соглашение от 20.11.2009).

Заметим, что страной происхождения товара является страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке (переработке).

Рассмотрим некоторые вопросы, возникающие при определении страны происхождения, на практических ситуациях.

 

Ситуация 3

Белорусская организация планирует ввозить продукцию из Армении.

Какая продукция считается полностью произведенной в Республике Армения?

 

Из Правил следует, что товарами, полностью произведенными в том или ином государстве, считаются:

а) природные ресурсы (полезные ископаемые и минеральные продукты, водные, земельные ресурсы, ресурсы атмосферного воздуха), добытые из недр данной страны, на ее территории, в ее территориальном море (ином водоеме страны) или с его дна либо из атмосферного воздуха на территории данной страны;

б) продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в данной стране;

в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;

г) продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;

д) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;

е) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны либо арендованным (зафрахтованным) ею;

ж) продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в подпункте «е»;

з) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;

и) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;

к) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендованных (зафрахтованных) ею;

л) товары, изготовленные в данной стране из продукции, указанной в подпунктах а)-к).

Таким образом, если планируемая к ввозу продукция из Армении соответствует какому-либо вышеуказанному критерию, то страной происхождения такой продукции будет считаться Республика Армения.

При участии в производстве товара третьих стран страну происхождения определяют в соответствии с критерием достаточной обработки (переработки товара)

В случае участия в производстве товара третьих стран помимо государств - участников Соглашения от 20.11.2009 страна происхождения товара определяется в соответствии с критерием достаточной обработки (переработки) товара.

Критерий достаточной обработки (переработки) может выражаться выполнением следующих условий:

а) изменение товарной позиции по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, происшедшее в результате обработки (переработки).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин;

 

б) выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;

в) правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции. В случае если применяется правило адвалорной доли, стоимостные показатели рассчитываются:

для материалов иностранного происхождения - по таможенной стоимости таких материалов при их ввозе в страну, на территории которой осуществляется производство конечного товара, или по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечного товара;

для конечного товара - по цене на условиях франко-завод.

Основным условием критерия достаточной обработки (переработки) является изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков. Это условие применяется в отношении всех товаров, за исключением товаров, включенных в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место (приложение 1 к Правилам).

В то же время не отвечающими критерию достаточной обработки (переработки) товара считаются:

• операции по обеспечению сохранности товара во время хранения или транспортировки;

• операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (дробление партий, формирование отправок, сортировка, переупаковка), операции по разборке и сборке упаковки;

• мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом или другими веществами;

• глажка или прессование текстиля (любые виды волокон и пряжи, тканые материалы из любых видов волокон и пряжи и изделия из них);

• операции по покраске или полировке;

• шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

• операции по окрашиванию сахара или формированию кускового сахара;

• снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;

• затачивание, помол или резка, которые не приводят к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

• просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в т.ч. составление наборов изделий);

• разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;

• простые сборочные операции или разборка товаров по частям;

• разделение продукта на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного продукта;

• смешивание продуктов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;

• убой животных, разделка (сортировка) мяса;

• комбинация двух или более указанных выше операций.

Случаи применения сертификата формы СТ-1

На практике встречаются ситуации, когда довольно сложно определить страну происхождения товара. Особенно это касается тех ситуаций, когда в производстве того или иного товара принимает участие несколько стран. Поэтому был разработан механизм документирования страны происхождения товаров, в отношении которых предоставляется преференциальный режим на уровне законодательства.

В частности, ст.89 Закона РБ от 10.01.2014 №129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» установлено, что в случаях предоставления тарифных преференций в отношении ввозимой партии товаров таможенной стоимостью, эквивалентной 5 000 долл. США и более по официальному курсу белорусского рубля по отношению к доллару США, установленному Национальным банком РБ на день предоставления таких преференций, сертификат о происхождении товара представляется в обязательном порядке, если иное не установлено международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Одновременно п.6.1 раздела 6 Правил определено, что для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения от 20.11.2009 в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 (бланки сертификата и дополнительного листа к нему представлены в приложениях 2 и 3 Правил) или декларации о происхождении товара.

Сертификат формы СТ-1 оформляется в печатном виде на русском языке на специальном защищенном бланке формата А4 (210x297 мм), изготовленном типографским способом. В сертификате не допускается использование факсимиле подписей лиц, наличие подчисток, а также исправлений и (или) дополнений, не заверенных в установленном порядке. Исправления и (или) дополнения в сертификат вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью уполномоченного лица и печатью уполномоченного органа, выдавшего сертификат формы СТ-1.

Рассмотрим применение данного сертификата на практических ситуациях.

 

Ситуация 4

Организация намерена приобрести товар на выставке-ярмарке, проходящей в Республике Армения. Этот товар был поставлен в Армению из Украины для участия в указанном мероприятии.

Существуют ли особенности при заполнении сертификата формы СТ-1 в случае поставки товаров для реализации на выставку-ярмарку?

 

Да, существуют.

В случае вывоза товара на выставки (ярмарки), проводимые в государствах - участниках Соглашения от 20.11.2009, допускается выдача сертификата формы СТ-1 (п.8.5 раздела 8 Правил).

При этом в графе 2 сертификата следует указать лицо, ответственное за организацию выставки (ярмарки) либо действующее по его поручению, а в графе 5 - наименование выставки (ярмарки).

Для товаров, участвующих в выставках (ярмарках), режим свободной торговли предоставляется после заключения договора об их реализации или передаче между резидентами государств - участников Соглашения от 20.11.2009.

 

Ситуация 5

Таможенный орган не предоставил тарифную преференцию в отношении товара, происходящего и ввозимого из Украины.

В каких случаях таможенные органы вправе не признать сертификат формы СТ-1 для предоставления тарифных преференций?

 

Случаи, когда сертификат может быть не признан таможенными органами страны ввоза для целей предоставления товарам режима свободной торговли, определены в п.9.1 раздела 9 Правил.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 2 января 2018 г. следует руководствоваться разделом 9 Правил в редакции Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, подписанного 03.11.2017.

 

Так, таможня вправе не признать сертификат формы СТ-1, если:

• в предоставленном документе имеются подчистки, помарки или не заверенные в соответствии с Правилами исправления либо отсутствуют необходимые подписи и (или) печати;

• проставленные в сертификате оттиски печатей и (или) подписи лиц, а также указанные адреса органов, уполномоченных заверять и выдавать сертификаты формы СТ-1, не соответствуют информации, имеющейся в наличии у таможенной службы страны ввоза;

• сведения, указанные в сертификате, не соответствуют декларируемым или не позволяют провести однозначную идентификацию товара относительно декларируемого;

• бланк предоставленного сертификата не соответствует образцам бланков, имеющимся в наличии у таможенной службы страны ввоза;

• в предоставленном сертификате подпись лица, уполномоченного удостоверять сертификаты, выполнена в виде факсимиле;

• товар, указанный в сертификате, не отвечает условиям, предусмотренным п.5.1 раздела 5 Правил;

• товар, указанный в сертификате, подпадает под случай, предусмотренный п.5.2 раздела 5 Правил.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 октября 2015 г. следует руководствоваться разделом 5 Правил в редакции Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009, подписанного 21 ноября 2014 г. (далее - Протокол от 20.11.2009).

 

Данный список не является ограничительным. Есть еще три случая, когда сертификат может быть признан недействительным таможенными органами страны ввоза.

Это возможно, если:

1) в течение суммарного срока 6 месяцев (3 месяца с даты первичного запроса и 3 месяца с даты повторного запроса) таможенными органами страны ввоза не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара;

2) у таможенных органов страны ввоза есть подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и (или) недостоверных сведений;

3) по результатам исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза, и на основании информации, полученной по запросам, направленным в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара, таможенными органами страны ввоза выявлено, что сертификат формы СТ-1 выдан в нарушение установленных требований.

Если таможенным органом был установлен один из вышеуказанных случаев, то его действия правомерны.

Для применения режима свободной торговли товар должен соответствовать определенным критериям

Товар пользуется режимом свободной торговли (т.е. предоставляется льгота по уплате ввозной таможенной пошлины), если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также если товар:

а) вывозится на основании договора (контракта) между резидентом одного из государств - участников Соглашения от 20.11.2009 и резидентом другого государства - участника этого же соглашения с таможенной территории одного государства - участника Соглашения от 20.11.2009 и ввозится на таможенную территорию другого государства - участника этого же соглашения;

б) вывозится (ввозится) физическим лицом - резидентом государства - участника Соглашения от 20.11.2009 с таможенной территории одного государства - участника Соглашения от 20.11.2009 на таможенную территорию другого государства - участника этого Соглашения;

в) не покидает территорий государств - участников вышеуказанного соглашения, за исключением случаев, когда товар находится или перемещается по территориям третьих стран под таможенным контролем, документально подтвержденным таможенными органами стран, через территории которых осуществляется доставка товара. При этом товар должен находиться в неизменном состоянии и над ним не должны производиться какие-либо операции, за исключением операций по обеспечению сохранности и перегрузки товара.

Чтобы не попасть в правовые ловушки, изучите внимательно законодательство, регулирующее импорт товаров

Не все нормы, предусмотренные национальным или международным законодательством, являются рабочими, например, п.6.2 раздела 6 Правил.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 октября 2015 г. следует руководствоваться подп.6.2 раздела 6 Правил в редакции Протокола от 20.11.2009.

 

Этим пунктом определено, что в целях предоставления режима свободной торговли в качестве документа, подтверждающего страну происхождения ввозимых товаров, может быть представлена декларация о происхождении товара, если общая стоимость таких товаров, происходящих из государства - участника Соглашения от 20.11.2009 и декларируемых в одной партии товаров, не превышает сумму, эквивалентную 5 000 долл. США. В случае если в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товаров, представлена декларация о происхождении товара и в такой декларации обнаружены признаки того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров являются недостоверными, по мотивированному требованию таможенного органа страны ввоза представляется сертификат формы СТ-1.

Однако данная норма фактически не работает.

Более наглядно это видно на следующей ситуации.

 

Ситуация 6

Белорусская организация заключила договор купли-продажи на сумму 50 000 евро с молдавской организацией, предусматривающий поставку сока, происходящую из Республики Молдова в Беларусь. Таможенный орган отказал в выпуске сока в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления с предоставлением тарифной преференции по причине отсутствия у организации сертификата происхождения товара формы СТ-1. При декларировании товара с целью его помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления организация представила декларацию о происхождении товара, выданную компетентным органом Республики Молдова (таможенными органами Республики Молдова).

Законны ли действия таможенной службы?

 

Да, законны.

Республика Беларусь и Республика Молдова являются участниками Договора. Из п.1 ст.2 Договора следует, что стороны не применяют таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении импорта товара, происходящего с таможенной территории другой стороны.

При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, представляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза (ст.62 ТК ТС).

В свою очередь ст.4 Договора установлено, что для определения страны происхождения товаров, происходящих из Сторон и находящихся в торговом обороте между ними, Стороны должны руководствоваться Правилами.

В п.6.2 раздела 6 Правил определено, что случаи, когда в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, может быть представлена декларация о происхождении товара, определяются в соответствии с национальным законодательством страны ввоза.

Однако в настоящее время законодательством Республики Беларусь такие случаи не определены.

Таким образом, таможенный орган вправе отказать в выпуске сока с предоставлением тарифной преференции.

Данный вывод подтверждается и иными нормами таможенного законодательства. Так, ТК ТС предусмотрено, что:

• основанием для отказа в выпуске товаров является несоблюдение условий выпуска товаров, установленных п.1 ст.195 ТК ТС (ст.201 ТК ТС);

• подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация (ст.183 ТК ТС). Например документов, подтверждающих страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ТС.

Последняя норма согласуется с нормой, определенной п.6.1 раздела 6 Правил, - для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения от 20.11.2009 в целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1.

Как видим, в этой ситуации для получения преференций организации надо было представить сертификат формы СТ-1, а не декларацию о происхождении товара, выданную таможенным органом Республики Молдова.

То есть действия таможенного органа правомерны.

 

14.05.2014

 

Николай Дубинский, кандидат технических наук, доцент учреждения образования «Витебский государственный технологический университет»