Пособие от 15.12.2010
Автор: Аброскин А.

Ввоз товаров в Республику Беларусь и вывоз товаров из Республики Беларусь: таможенные правила


 

Материал помещен в архив

 

ВВОЗ ТОВАРОВ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ И ВЫВОЗ ТОВАРОВ ИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВИЛА

Ввоз товаров на территорию республики

Данный раздел посвящен требованиям таможенного законодательства, с которыми может столкнуться любая организация или индивидуальный предприниматель при ввозе в Республику Беларусь из третьих стран (имеются в виду страны иные, чем Казахстан и Россия) партии иностранных товаров, в т.ч. для собственных нужд, реализации или передачи в пользование третьим лицам и т.п. Такие требования целесообразно рассмотреть отдельно по следующим этапам (см. схему 1).

Схема 1

 

Этап I.

Прибытие товаров на территорию РБ

 

Этап II.

Перевозка товаров из места прибытия до таможни назначения в соответствии c таможенной процедурой таможенного транзита

 

Этап III.

Помещение товаров под таможенную процедуру, позволяющую использовать либо распоряжаться ими на территории РБ

   

 

Этап I. Прибытие товаров на территорию Республики Беларусь. Прибытие товаров из третьих стран на территорию РБ, как часть таможенной территории Таможенного союза, осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (местах прибытия) во время работы таможенных органов в таких местах (ст.156 Таможенного кодекса таможенного союза; далее - ТК ТС).

Местами прибытия (пунктами ввоза) в РБ являются республиканские пункты таможенного оформления. Они определены Указом Президента РБ от 07.08.2007 № 373 «О пунктах ввоза и вывоза товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь» (далее - Указ № 373) в приложении 1. Существуют:

- республиканские пункты таможенного оформления, размещенные в пунктах пропуска через Государственную границу РБ, в т.ч. на границах с Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Республикой Польша и Украиной, в аэропортах, в речных портах;

- республиканские пункты таможенного оформления, размещенные на передаточных железнодорожных станциях.

Время работы таможенных органов в местах прибытия (пунктах ввоза) определено постановлением ГТК РБ от 20.08.2007 № 92 и для большинства мест прибытия (пунктов ввоза) установлено как круглосуточное.

 

 

От редакции: С 13 июня 2014 г. вместо постановления № 92 действует постановление ГТК РБ от 30.05.2014 № 29 «О времени работы таможенных органов в республиканских пунктах таможенного оформления».

 

Ввоз отдельных видов товаров автомобильным транспортом в соответствии с Указом № 373 допускается только через определенные места прибытия (пункты ввоза (см. таблицу 1)).

Таблица 1

 
Товары
Места прибытия (пункты ввоза)
Аэрозольные упаковки с газами раздражающего, нервно-паралитического или отравляющего действия; взрывчатые вещества и взрывные устройства промышленного назначения; источники радиоактивного излучения, ядерные вещества и материалы; наркотические средства и психотропные вещества; прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ; ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, а также компоненты указанных видов оружия; ядовитые, отравляющие и сильнодействующие вещества Бенякони-1, Берестовица, Бигосово-1, Брузги-2, Каменный Лог, Козловичи, Мокраны, Новая Гута
Алкогольная продукция и табачные изделия, подлежащие маркировке акцизными марками Бенякони-1, Берестовица, Бигосово-1, Брузги-2, Каменный Лог, Козловичи, Мокраны, Новая Гута, Новая Рудня

 

В месте прибытия (пункте ввоза) товары предъявляются таможенному органу (ст.156 ТК ТС), а перевозчик уведомляет таможенный орган об их прибытии (ст.158 ТК ТС). Указанное уведомление осуществляется в течение 30 мин после размещения товаров в зоне таможенного контроля в месте прибытия (пункте ввоза) (ст.55 Таможенного кодекса РБ; далее - ТК РБ).

 

 

От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК РБ.

 

Следует отметить, что уведомление таможенного органа о прибытии товаров осуществляется путем представления ему документов и сведений, перечень которых определен ст.159 ТК ТС в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка. Например, при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик представляет следующие документы и сведения:

 

документы:
 
сведения:

- на транспортное средство международной перевозки (например, документы о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки);

- транспортные (перевозочные) документы (например, международная товарно-транспортная накладная «CMR»);

- сопровождающий международные почтовые отправления при их перевозке документ, определенный актами Всемирного почтового союза (например, накладные сдачи CN 37, CN 38, CN 41, CN 46, CN 47, форма которых установлена Регламентом письменной корреспонденции, утвержденным Советом почтовой эксплуатации Всемирного почтового союза 28.01.2005);

- имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары (например, внешнеэкономический договор, счет-фактура, счет-проформа, спецификация, опись товаров, упаковочный лист, отгрузочный лист).

 

- о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;

- наименование и адрес перевозчика товаров;

- наименование страны отправления и страны назначения товаров;

- наименование и адрес отправителя и получателя товаров;

- о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;

- о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров;

- наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых 4-х знаков;

- вес брутто товаров (в кг) либо объем товаров (в куб.м), за исключением крупногабаритных грузов;

- о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен;

- о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной.

 

Факт размещения перевозчиком товаров в зоне таможенного контроля места прибытия (пункта ввоза) и представленные перевозчиком документы и сведения подлежат регистрации уполномоченным должностным лицом таможенного органа в соответствии с Инструкцией о порядке регистрации таможенных операций, совершаемых при прибытии товаров на таможенную территорию и убытии с такой территории, утвержденной постановлением ГТК РБ от 28.06.2007 № 67.

Справочно

Товары, предъявленные таможенному органу в местах прибытия, находятся в зоне таможенного контроля такого места прибытия до завершения совершения в отношении их таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, причем не бессрочно. Перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить такие операции, по общему правилу, в течение 3 ч после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия (ст.160 ТК ТС).

 

При уведомлении таможенного органа о прибытии на территорию РБ товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу (за исключением товаров, подпадающих под меры нетарифного регулирования), таможенным органам подлежат представлению документы, подтверждающие соблюдение таких запретов или ограничений, причем независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка (ст.159 ТК ТС).

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами определен Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19 (далее - Единый перечень). В свою очередь, перечень республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, уполномоченных на выдачу (согласование выдачи) лицензий (разрешительных документов) на ввоз и (или) вывоз товаров, включенных в такой Единый перечень, определен постановлением Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли».

Необходимо отметить, что ст.158 ТК ТС позволяет представлять указанные документы также до фактического прибытия товаров на территорию в порядке, установленном постановлением ГТК РБ от 15.12.2008 № 106 «О порядке представления разрешений и (или) лицензий таможенному органу до фактического прибытия товаров на таможенную территорию Республики Беларусь». Порядок совершения таких действий следующий (см. схему 2).

Схема 2

 
Перевозчик или лицо, которому выданы разрешающие документы, разрешение   Таможенный орган, в зону оперативной деятельности которого планируется прибытие товаров   Место прибытия
   

 

 

Направление письменного обращения с прилагаемым оригиналом либо копией разрешительного документа, заверенной нотариально, или органом, выдавшим такой документ, или лицом, получившим такие документы.

Такое письменное обращение оформляется в произвольной форме, но должно обязательно содержать следующие сведения: наименование места прибытия, через которое планируется прибытие товаров;

планируемые сроки прибытия товаров;

вид транспортного средства, перевозящего товары, и его регистрационный номер (если известен)

  Направление поступившего обращения в течение 2 рабочих дней после его регистрации и прилагаемого к нему документа в электронном виде в указанное в нем место прибытия в соответствии с резолюцией руководства таможенного органа  

 

В местах прибытия во время работы таможенного органа и в специально предназначенных местах с товарами могут осуществляться:

- разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров;

- замена транспортного средства, доставившего товар, на другое транспортное средство (ст.160 ТК ТС).

При этом совершение таких операций допускается с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица, в порядке, определенном постановлением ГТК РБ от 28.06.2007 № 68 «О порядке выдачи таможенным органом разрешений на убытие товаров с таможенной территории и на разгрузку и перегрузку (перевалку) товаров, замену транспортного средства, доставившего товар на таможенную территорию, на другое транспортное средство в пункте ввоза».

Последнее предусматривает обращение заинтересованного лица с письменным (за исключением случаев перемещения товаров воздушным транспортом) заявлением в произвольной форме (с обязательным указанием причин совершения таких операций) к уполномоченному должностному лицу таможенного органа, расположенного в месте прибытия. Данное заявление подается после размещения товаров в зоне таможенного контроля места прибытия, но до уведомления таможенного органа о прибытии товаров. Разрешение или отказ на проведение вышеуказанных операций выдается уполномоченным должностным лицом в течение 10 мин после подачи заявления и имеет форму такого заявления с соответствующей резолюцией («Разрешено» либо «Отказано»), которая заверяется подписью уполномоченного должностного лица и указанием его фамилии.

Этап II. Перевозка товаров из места прибытия до таможни назначения в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Ввозимые в Республику Беларусь товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита с целью их доставки в таможенный орган назначения, которым будет осуществляться выпуск таких товаров в соответствии с необходимой таможенной процедурой, допускающей использование или распоряжение товарами на территории РБ. Таможенная процедура таможенного транзита - это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в т.ч. через территорию государства, не являющегося членом Таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования (ст.215 ТК ТС).

Рассматриваемые товары могут быть помещены под указанную процедуру при условии, что (ст.216 ТК ТС):

- товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза;

- в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

- в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;

- представлена транзитная декларация (см. таблицу 2);

Таблица 2

 
Документ
Применение
Таможенный документ, состоящий из основного бланка формы ДТТ-1 и необходимого числа дополнительных бланков формы ДТТ-2

Форма и порядок заполнения такого таможенного документа определены постановлением ГТК РБ от 22.06.2007 № 58 «О таможенном документе, используемом в качестве документа таможенного транзита, и порядке его заполнения».

Согласно вышеуказанному постановлению бланки формы ДТТ-1 и ДТТ-2 заполняются в 3 экземплярах (один - для таможни отправления, один - для лица, представляющего товары для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, один - для таможни назначения)

С 1 января 2011 г. форма транзитной декларации и добавочных листов транзитной декларации, а также порядок их заполнения регулируются Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 289
Транспортные (перевозочные) и коммерческие документы Таможенный орган отправления в качестве документа таможенного транзита принимает транспортные (перевозочные) и коммерческие документы в случаях, установленных п.4 ст.108 ТК РБ, в частности при перевозке товаров железнодорожным транспортом, а также если не требуется предоставления обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов
Книжка МДП

Применяется в качестве документа таможенного транзита в соответствии с Таможенной Конвенцией ООН «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.)» (заключена в г.Женеве 14 ноября 1975 г.; далее - Конвенция МДП).

Порядок допуска физических и юридических лиц, осуществляющих международные автомобильные перевозки грузов, к процедуре МДП и пользованию книжками МДП, а также приостановления, прекращения, возобновления действия и отзыва разрешения на допуск к процедуре МДП и пользованию книжками МДП определен постановлением ГТК РБ от 12.11.2002 № 92 «Об утверждении Положения о порядке допуска физических и юридических лиц, осуществляющих международные автомобильные перевозки, к процедуре МДП и пользованию книжками МДП».

Применение Конвенции МДП регулируется также приказом ГТК РБ от 16.06.1995 № 163-ОД «Об утверждении Положения о порядке применения Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.)»

Карнет АТА

Применяется в качестве документа таможенного транзита в соответствии с Таможенной Конвенцией Всемирной таможенной организации «О карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров» от 06.12.1961 (далее - Конвенция АТА).

Применение данной Конвенции регулируется приказом ГТК РБ от 15.07.1998 № 256-ОД «О введении в действие «Положения о порядке применения Таможенной Конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров и Конвенции о временном ввозе»

Накладные сдачи CN 37, CN 38, CN 41, CN 46, CN 47 Могут применяться в качестве документа таможенного транзита при доставке международных почтовых отправлений (постановление Совета Министров РБ от 21.05.2007 № 650 «Об особенностях таможенной процедуры таможенного транзита при доставке международных почтовых отправлений»)

 

- в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии со ст.217 ТК ТС. К таким мерам относятся обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута перевозки товаров.

Основными являются две первые из перечисленных мер (при этом при таможенном сопровождении обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется), а третья (установление маршрута перевозки товаров) применяется дополнительно в случаях, определяемых на основе системы управления рисками.

В соответствии со ст.88 ТК ТС размер указанного обеспечения определяется как сумма ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении ввозимых товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, исчисленные на день регистрации таможенным органом транзитной декларации, причем без учета возможных тарифных преференций и льгот по уплате таких пошлин, налогов. При этом в отношении отдельных товаров (алкогольная продукция и международные почтовые отправления) постановлением Совета Министров РБ от 01.08.2007 № 977 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов» (далее - постановление № 977) установлен фиксированный размер такого обеспечения. Отметим, что сумма обеспечения не должна быть меньше, чем сумма таможенных пошлин, налогов, которые бы подлежали уплате в других государствах - членах Таможенного союза, как если бы товар помещался на территориях этих государств - членов Таможенного союза под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Случаи, когда при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров не требуется, определены, в частности, ст.217 ТК ТС, Соглашением о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21.05.2010, Конвенцией МДП, Конвенцией АТА, постановлением № 977;

- обеспечена идентификация товаров в соответствии со ст.109 ТК ТС;

- транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.

В соответствии со ст.109 ТК ТС таможенный орган отправления применяет средства идентификации товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, одними из которых являются таможенные пломбы и печати, наложенные таможенным органом отправления на транспортное средство либо наложенные на него таможенные пломбы таможенных органов иностранных государств. В этой связи применяемые транспортные средства должны быть допущены к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями в соответствии со ст.221 ТК ТС.

Необходимо отметить, что согласно ст.219 ТК ТС предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета 2 000 км за 1 месяц. В каждом конкретном случае срок таможенного транзита устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта или перевозчика, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами.

Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место, установленное таможенным органом отправления, где товары размещаются в зоне таможенного контроля. Для завершения такой процедуры перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы. Такие действия, к примеру, при перевозке товаров автомобильным транспортом необходимо совершить в течение 1 ч с момента прибытия товаров в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа - в течение 2 ч с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа (ст.225 ТК ТС).

Этап III. Помещение товаров под таможенную процедуру, позволяющую использовать либо распоряжаться ими на территории Республики Беларусь. В соответствии со ст.225 ТК ТС, по общему правилу, в течение 3 ч после завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик или иное заинтересованное лицо обязано совершить таможенные операции, связанные с:

- либо помещением товаров на временное хранение;

- либо таможенным декларированием товаров в соответствии с таможенной процедурой.

Временное хранение товаров - это хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов (ст.167 ТК ТС). Согласно ст.168 ТК ТС такое хранение осуществляется по общему правилу на складах временного хранения, а в отдельных случаях - иных местах (такие случаи определены ст.129-131 ТК РБ, Декретом Президента РБ от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи»). Статьей 170 ТК ТС предусмотрен предельный срок временного хранения товаров в размере 4 месяцев.

Для пользования и (или) распоряжения товарами на территории РБ предусмотрено применение следующих таможенных процедур (см. таблицу 3).

Таблица 3

 
Таможенная процедура
Содержание таможенной процедуры
Основные условия
Выпуск для внутреннего потребления

Является самой применяемой при ввозе товаров на территорию РБ. Как правило, под нее помещаются товары, перемещаемые через таможенную границу в соответствии с договорами купли-продажи, мены, финансовой аренды (лизинга) и т.п.

Рассматриваемая процедура допускает нахождение и использование иностранных товаров на таможенной территории Таможенного союза. При этом по общему правилу заинтересованные лица вправе без ограничений владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, помещенными под такую процедуру, в т.ч. использовать для собственных нужд, передавать в аренду, продавать, потреблять, уничтожать такие товары и др. (ст.209 ТК ТС)

1) Уплата необходимых таможенных платежей: сборов за таможенное оформление, ввозной таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость. Ставки таких сборов установлены Указом Президента РБ от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» (далее - Указ № 443), пошлин - Единым таможенным тарифом Таможенного союза (Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»), акцизов и налога на добавленную стоимость - Налоговым кодексом РБ.

2) Соблюдение запретов и ограничений. Товары, в отношении которых применяются такие запреты и ограничения, включаются в Единый перечень.

3) Представление документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Такие меры в отношении отдельных товаров предусмотрены Указами Президента РБ от 29.10.2007 № 543 «О введении специальной пошлины на преформы, происходящие из Украины и ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь» и от 12.10.2009 № 498 «О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)», а также постановлением Совета Министров  РБ от 18.08.2008 № 1178 «О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь» (ст.210 ТК ТС)

Временный ввоз (допуск)

Согласно ст.277 ТК ТС временный ввоз (допуск) - это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Данная процедура применяется, как правило, при временном ввозе на территорию РБ товаров по договорам аренды, безвозмездного пользования и т.д.

Необходимо отметить, что в период установленного срока действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) товары должны оставаться в неизменном состоянии, за исключением естественных изменений их качественных

и (или) количественных характеристик при нормальных условиях транспортировки, хранения, использования (эксплуатации), а также изменений, наступивших в результате технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта

и (или) модернизации).

Кроме того, временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта такой процедуры. Передача во владение и пользование таких товаров иным лицам допускается только в следующих случаях:

- во владение в целях их технического обслуживания, ремонта (за исключением капитального ремонта

и (или) модернизации), хранения, транспортировки - без разрешения таможенного органа;

- во владение и пользование в иных случаях - с разрешения таможенного органа.

Таможенная процедура временного ввоза имеет срок действия. Согласно ст.280 ТК ТС предельный срок действия такой процедуры, по общему правилу, не может превышать 2 лет. В отношении отдельных товаров решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» определены иные сроки.

Необходимо отметить, что на декларанта данной процедуры возлагается обязанность до истечения срока ее действия обеспечить представление товаров для помещения под таможенную процедуру реэкспорта или совершить иные действия по завершению действия такой процедуры

1) Идентификация товаров

при их последующем таможенном декларировании с целью завершения процедуры временного ввоза (допуска) (ст.278 ТК ТС).

2) Уплата таможенных сборов за таможенное оформление по ставкам, установленным Указом № 443.

3) Уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, если в отношении временно ввозимых товаров не распространяется полное освобождение от таковых.

Основным документом, определяющим случаи такого полного освобождения, является Решение Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки».

При применении частичного освобождения такие пошлины, налоги уплачиваются в размере 3 % от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (ст.282 ТК ТС).

Указанные платежи уплачиваются по выбору плательщика за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 месяца. При этом периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа (ст.282 ТК ТС).

Под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) запрещается помещение товаров, являющихся:

- пищевыми продуктами, напитками, включая алкогольные, табаком и табачными изделиями, сырьем и полуфабрикатами, расходуемыми материалами и образцами, за исключением случаев их ввоза в единичных экземплярах в рекламных и (или) демонстрационных целях

или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;

- отходами, в т.ч. промышленными;

- запрещенными к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза (ст.278, 286 ТК ТС)

 

Кроме того, ввезенные в Республику Беларусь товары могут быть также помещены под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, таможенного склада, уничтожения, отказа в пользу государства и др.

Вывоз товаров за пределы территории республики

Порядок вывоза товаров за пределы Республики Беларусь в третьи страны кратко можно рассмотреть в виде следующих этапов.

Этап I. Помещение товаров под соответствующую таможенную процедуру. В целях осуществления вывоза товаров за пределы Республики Беларусь, как правило, применяются таможенные процедуры экспорта и временного вывоза (см. таблицу 4).

Таблица 4

 
Таможенная процедура
Содержание таможенной процедуры
Таможенные платежи
Экспорт Экспорт - это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами (ст.212 ТК ТС)

Уплачиваются вывозные таможенные пошлины.

При этом их ставки установлены Указами Президента РБ от 26.10.2009 № 525 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения», от 21.05.2010 № 272 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса», от 09.10.2010 № 522 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы».

От таможенных сборов за таможенное оформление экспортируемые товары освобождаются (Указ № 443)

Временный вывоз

Временный вывоз - это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся и используются в течение установленного срока за пределами таможенной территории Таможенного союза с полным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реимпорта (ст.284 ТК ТС).

Причем предельный срок действия такой процедуры не может превышать 5 лет (ст.288 ТК ТС, ст.198 ТК РБ). До истечения вышеуказанного срока декларант обязан обеспечить ввоз временно вывезенных товаров и их представление для помещения под таможенную процедуру реимпорта, если такие товары им не помещены под таможенные процедуры экспорта либо переработки вне таможенной территории

Уплачиваются только таможенные сборы за таможенное оформление по ставкам, установленным Указом № 443

 

Кроме того, товары могут быть вывезены за пределы Республики Беларусь также в соответствии с таможенными процедурами:

- переработки вне таможенной территории - это таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза (ст.252 ТК ТС);

- реэкспорта - это таможенная процедура, при которой товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст.296 ТК ТС).

Этап II. Перевозка товаров до места убытия. При такой перевозке товаров Таможенного союза таможенная процедура таможенного транзита не применяется (ст.215 ТК ТС).

Этап III. Убытие товаров с территории Республики Беларусь. Убытие товаров с таможенной территории осуществляется через места убытия во время работы таможенных органов в таких местах. Местами убытия (пунктами вывоза) являются республиканские пункты таможенного оформления (более подробно такие пункты, время их работы и специализация рассматривались выше).

После того как товары доставлены в место убытия, перевозчик для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные ст.159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (см. документы и сведения при прибытии) (ст.163 ТК ТС).

Следует отметить, что товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории в том же количестве и состоянии, в которых они находились в момент их помещения под таможенную процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории, за исключением естественных изменений их качественных и (или) количественных характеристик при нормальных условиях транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве (ст.164 ТК ТС).

 

15.12.2010 г.

 

Андрей Аброскин, экономист, специалист таможенного дела

 

От редакции: С 25 января 2011 г. в постановление Совета Министров РБ от 18.08.2008 № 1178 «О введении антидемпинговой пошлины на карамель, происходящую из Украины и ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь» на основании постановления Совета Министров РБ от 19.01.2011 № 60 внесены изменения и дополнения.

В pешение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» на основании решений Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 537 (с 4 февраля 2011 г.), от 19.05.2011 № 638 (с 1 июля 2011 г.), Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.07.2012 № 104 (с 12 августа 2012 г.) и от 18.07.2014 № 115 (с 18 января 2015 г.) внесены изменения и дополнения.

В решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» на основании решений Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 541, от 02.03.2011 № 592 (с 25 марта 2011 г.), от 19.05.2011 № 660 (с 10 июня 2011 г.), от 19.05.2011 № 662, от 22.06.2011 № 694, от 22.06.2011 № 695, от 23.09.2011 № 793 (с 29 сентября 2011 г.), Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 125 (с 23 августа 2012 г.) и от 16.08.2012 № 124 (с 17 сентября 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 19 июля 2011 г. постановление ГТК РБ от 28.06.2007 № 67 «О форме и порядке оформления таможенных документов, представлении таможенных и иных документов таможенным органам и порядке регистрации таких документов» на основании постановления ГТК РБ от 01.07.2011 № 30 утратило силу.

В Указ Президента РБ от 26.10.2009 № 525 «Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения» на основании указов Президента РБ от 04.05.2011 № 179 (с 1 июня 2011 г.) и от 07.12.2012 № 548 (с 12 декабря 2012 г.) внесены изменения и дополнения.

С 13 октября 2011 г. постановление ГТК РБ от 22.06.2007 № 58 «О таможенном документе, используемом в качестве документа таможенного транзита, и порядке его заполнения» на основании постановления ГТК РБ от 04.10.2011 № 39 утратило силу.

С 25 октября 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 01.08.2007 № 977 «О некоторых вопросах обеспечения исполнения налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов» на основании постановления Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 утратило силу.

С 1 января 2012 г. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 № 18 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, на основании решения Комиссии таможенного союза от 18.11.2011 № 850 утратил силу.

В Указ Президента РБ от 07.08.2007 № 373 «О пунктах ввоза и вывоза товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 30.12.2011 № 615 (с 1 января 2012 г.), от 25.02.2013 № 87 (с 28 февраля 2013 г.) и от 15.07.2013 № 309 внесены дополнения и изменения.

С 3 апреля 2012 г. в Указ Президента РБ от 09.10.2010 № 522 «Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы» на основании Указа Президента РБ от 27.03.2012 № 149 внесены изменения.

С 3 апреля 2012 г. в Указ Президента РБ от 12.10.2009 № 498 «О специальной пошлине на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (стеклосетки)» на основании Указа Президента РБ от 27.03.2012 № 149 внесены изменения.

С 3 апреля 2012 г. в Декрет Президента РБ от 28.11.2003 № 24 «О получении и использовании иностранной безвозмездной помощи» на основании Декрета Президента РБ от 27.03.2012 № 4 внесены изменения и дополнения.

С 16 сентября 2012 г. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утвержденные решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 19, на основании решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 утратили силу.

В Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21.05.2010 на основании Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года от 19.12.2011 внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2013 г. приказ ГТК РБ от 16.06.1995 № 163-ОД «Об утверждении Положения о порядке применения Таможенной Конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.)» на основании постановления ГТК РБ от 31.10.2012 № 33 утратил силу.

С 1 июля 2013 г. постановление Совета Министров РБ от 31.12.2009 № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней торговли» на основании постановления Совета Министров РБ от 26.06.2013 № 544 утратило силу.

С 1 сентября до 31 декабря 2013 г. действие п.1 Указа Президента РБ от 26.10.2009 № 525 «Об установлении ставок вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения» на основании Указа Президента РБ от 05.09.2013 № 400 приостановлено.