Пособие от 13.10.2014
Автор: Болточко П.

Ввоз транспортных средств с целью обеспечения сотрудников представительства иностранной компании служебными автомобилями


 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ВВОЗ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С ЦЕЛЬЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ СЛУЖЕБНЫМИ АВТОМОБИЛЯМИ

Иностранные компании, открывающие свои представительства на территории Республики Беларусь, заинтересованы в обеспечении сотрудников представительства служебным транспортом (легковыми автомобилями). При этом такие компании часто располагают собственным парком таких транспортных средств. Однако возникает вопрос: как правильно оформить в Республике Беларусь транспортные средства (легковые автомобили), зарегистрированные на территории иностранного государства?

Предлагаем к рассмотрению ряд возможных вариантов ввоза.

Вариант 1. Ввоз транспортного средства иностранным физическим лицом либо физическим лицом государства - члена Таможенного союза

Исходя из положений п.1 ст.354 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, совершаются в порядке, определяемом ТК ТС и (или) Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18.06.2010 (далее - Соглашение).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. ТК ТС прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. 

 

Товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию (далее - декларирование), находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до:

1) их выпуска в свободное обращение (т.е. обращения на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по пользованию и распоряжению);

2) уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпуск которых для личного пользования на таможенной территории Таможенного союза был осуществлен при наличии ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами для личного пользования, установленных в связи с использованием в их отношении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;

3) помещения под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения;

4) фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза;

5) обращения в собственность государства - члена Таможенного союза;

6) уничтожения (безвозвратной утраты) вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения (п.1 ст.5 Соглашения).

Декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

Декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации.

 

Справочно

Форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения установлены решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 287.

 

Декларированию в письменной форме подлежат в т.ч. транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом (за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию) (подп.4) п.2 ст.8 Соглашения).

Временный ввоз иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, может быть осуществлен последними любым способом (например, своим ходом), на срок их временного пребывания на территории государства - члена Таможенного союза, но не более чем на 1 год (п.22 приложения 3 к Соглашению). В данном случае дополнительные платежи иностранным физическим лицам не установлены.

Временный ввоз физическими лицами государства - члена Таможенного союза транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, может быть осуществлен ими любым способом на срок, не превышающий 6 месяцев. При этом такой ввоз допускается при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (п.23 приложения 3 к Соглашению).

 

Обратите внимание!

Вышеуказанные транспортные средства могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза только физическими лицами, осуществившими их ввоз.

 

Однако законодатель в п.2 ст.11 Соглашения предусмотрел возможность передачи права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам:

• при условии их декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пп.10-12 приложения 5 к Соглашению, для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения;

• для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.

Необходимо также помнить, что до истечения срока временного ввоза транспортные средства, указанные выше, подлежат декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение либо обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные ТК ТС (часть первая п.3 ст.11 Соглашения).

Преимущества и недостатки данного варианта см. в приведенной ниже таблице.

Вариант 2. Помещение транспортного средства представительством иностранной компании под таможенную процедуру временного ввоза

Временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст.277 ТК ТС).

 

Обратите внимание!

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (часть первая п.1 ст.280 ТК ТС).

 

В то же время для отдельных категорий товаров (например, временно ввезенных товаров, в отношении которых предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин) решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» могут устанавливаться более короткие (подп.11 п.1) или более продолжительные (подп.10 п.1) сроки временного ввоза.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июня 2019 г. подп.11. п.1 решения № 375 утратил силу решением Совета Евразийской экономической комиссии от 29.04.2019 № 48.

 

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331.

В данный перечень не включены транспортные средства, ввозимые представительством иностранной компании.

В отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий такого освобождения применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (часть первая п.3 ст.282 ТК ТС).

Таким образом, при помещении представительством иностранной компании транспортного средства под процедуру временного ввоза будет применяться частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, и за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения таких товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается 3 % суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), что предусмотрено частью второй п.3 ст.282 ТК ТС.

Преимущества и недостатки данного варианта см. в приведенной ниже таблице.

Вариант 3. Помещение транспортного средства представительством иностранной компании под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления

Выпуск для внутреннего потребления - таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по их использованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС (ст.209 ТК ТС).

Для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимо:

• уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;

• соблюсти запреты и ограничения;

• представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (п.1 ст.210 ТК ТС).

При выполнении указанных условий таможенным органом осуществляется выпуск товаров, которые приобретают статус товаров Таможенного союза.

 

Обратите внимание!

При предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничением по пользованию и (или) распоряжению товарами, товары подлежат условному выпуску в соответствии со ст.200 ТК ТС и сохраняют статус иностранных товаров.

 

Случаи освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины определены решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», исходя из положений которого транспортные средства (легковые автомобили), ввезенные для нужд представительства иностранной компании, не подлежат освобождению от уплаты ввозной пошлины.

Уплата налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, осуществляется в соответствии с главой 12 Налогового кодекса Республики Беларусь по ставке 20 %.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. налог на добавленную стоимость регулируется главой 14 Налогового кодекса Республики Беларусь, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З.

 

Также следует учитывать, что при помещении транспортного средства под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления необходимо уплатить утилизационный сбор (Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств»).

Преимущества и недостатки данного варианта см. в таблице.

Таблица

Сравнительная таблица предложенных вариантов

Вариант Преимущество Недостаток
1
Простота процедуры оформления транспортного средства Ограничение в передаче данного транспортного средства иным лицам
2
Возможность использования транспортного средства сотрудниками представительства иностранной компании Ограничение в передаче данного транспортного средства иным физическим и юридическим лицам.
Наличие процедуры оформления таможенных документов.
Частичная уплата ввозных таможенных пошлин, налогов
3
Возможность для представительства иностранной компании распоряжаться транспортным средством (например, передача в пользование иным юридическим лицам) Наличие процедуры оформления таможенных документов.
Единовременная уплата таможенных платежей и утилизационного сбора

 

13.10.2014

 

Павел Болточко, специалист таможенного дела, управляющий партнер частного консалтингового унитарного предприятия «Семейная компания»