Пособие от 17.09.2013
Автор: Амельченя Ю.

Выбор подрядчика для выполнения работ по строительству объекта: разбираем ситуацию


 

Материал помещен в архив

 

ВЫБОР ПОДРЯДЧИКА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТА: РАЗБИРАЕМ СИТУАЦИЮ

Ситуация

Заказчик, финансируемый из бюджета, намерен провести процедуру государственных закупок для цели выбора подрядчика. Предмет государственной закупки - работы для строительства объекта. У заказчика отсутствует проектная документация.

Проведение процедур государственных закупок в строительстве

Выбор подрядчиков на строительство объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, закупки товаров и услуг за счет указанных средств при строительстве объектов осуществляются в соответствии с Законом РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее - Закон № 419-З) (часть четвертая п.1 Указа Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения Указа Президента Республики Беларусь», далее - Указ № 58).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. Указ № 58 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве».

 

Аналогично Законом РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З) установлено, что в случаях государственных закупок выбор подрядчиков в строительной деятельности для заключения договоров строительного подряда осуществляется в соответствии с законодательством о государственных закупках (часть третья п.1 ст.57).

Сама государственная закупка предполагает приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (абзац 3 ст.1 Закона № 419-З). Тем самым при необходимости осуществления строительства предметом государственной закупки будут выступать работы, которые определены заказчиком (организатором) для приобретения в рамках одной процедуры государственной закупки, а также товары и услуги для целей строительства объекта.

Подчеркнем, что Закон № 419-З предполагает обязательность проведения процедур государственных закупок по выбору подрядчика в случае, если заказчиком выступает получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов или процедура проводится организатором для заказчика, являющегося получателем указанных средств. Соответственно, генеральный подрядчик, поставщики, исполнители услуг, получающие в соответствии с условиями договора оплату (в т.ч. авансы на закупку материалов, изделий и конструкций, на выполнение работ) от заказчика, финансируемого из средств соответствующего бюджета и (или) средств государственных внебюджетных фондов, не являются заказчиками в совершаемых ими закупках в смысле, определенном Законом № 419-З, поскольку не являются непосредственно получателями указанных средств (п.1 письма Минэкономики РБ от 27.03.2013 № 30-03/2429 «О применении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» при строительстве объектов» (далее - письмо Минэкономики № 30-03/2429)).

 

Справочно

Получателем бюджетных средств является бюджетная или иная организация, индивидуальный предприниматель, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году и отвечающие за целевое и эффективное использование полученных бюджетных средств (подп.1.44 п.1 ст.2 Бюджетного кодекса РБ).

 

Законом № 419-З заказчик определен как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся получателями бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов для приобретения товаров (работ, услуг) и осуществляющие такое приобретение, в т.ч. через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров РБ (абзац 4 ст.1 Закона № 419-З).

В сфере строительства заказчик рассматривается как юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора (абзац 11 ст.1 Закона № 300-З).

Иными словами, основная функция заказчика, исходя из предложенного определения, состоит в финансировании работ с обязательным привлечением для осуществления строительства подрядчика.

Помимо заказчика с учетом определенной степени самостоятельности выполняемых работ фигурирует застройщик в строительной деятельности, под которым понимается юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность самостоятельно с привлечением инженера (инженерной организации), с привлечением либо без привлечения для выполнения отдельных видов работ подрядчика в строительной деятельности на основании заключенного договора (абзац 12 ст.1 Закона № 300-З).

Для застройщика функция финансирования строительства дополнена самостоятельным осуществлением им строительной деятельности. При этом не исключается и привлечение подрядчиков для выполнения отдельных видов работ.

При сопоставлении норм Закона № 419-З и Закона № 300-З следует, что для целей осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг) для строительства объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, заказчиком может быть как заказчик, так и застройщик (с позиции Закона № 300-З).

Процедуры государственных закупок (ст.17 Закона № 419-З) для выбора подрядчика на строительство объекта проводятся по правилам, предусмотренным Законом № 419-З; их выбор осуществляется следующим образом:

 

Процедура закупки Случаи применения (проведения) процедуры закупки
Закрытый конкурс Применяется в случае, если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (п.1 ст.40 Закона № 419-З)
Электронный аукцион Проводится в случае, если государственные закупки совершаются по перечню товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 (далее - постановление № 778)
Запрос ценовых предложений Применяется:
1) при государственной закупке товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости которых определяется Советом Министров РБ, в т.ч. товаров (работ, услуг) согласно вышеназванному перечню и перечню товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденному постановлением № 778 (п.1 ст.49 Закона № 419-З). Так, в соответствии с подп.1.5 п.1 постановления № 778 установлено пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки: товаров от 300 до 1 000 базовых величин (далее - БВ), работ (услуг) от 300 до 3 000 БВ;
2) если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты (п.1 ст.49 Закона № 419-З)
Закупка из одного источника Применяется, если:
- проводятся государственные закупки товаров, работ, услуг согласно перечню случаев осуществления государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника, который приведен в приложении к Закону № 419-З (далее - перечень к Закону № 419-З) (п.2 ст.50 Закона № 419-З) (в т.ч. если сведения о государственных закупках составляют государственные секреты, а также если ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки составляет не более 300 БВ (п.9 перечня к Закону № 419-З));
- закупается вооружение и военная техника по перечню вооружения и военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника, утвержденному постановлением № 778;
- процедура государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки признана несостоявшейся по истечении срока для подготовки и подачи предложений, когда жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, признана обоснованной и уполномоченный государственный орган по государственным закупкам (примечание) распорядился прекратить процедуру государственной закупки и обязал заказчика (организатора) провести процедуру закупки из одного источника в случае, предусмотренном п.33 перечня к Закону № 419-З (п.1 ст.26, п.6 ст.55 Закона № 419-З).
Заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника по согласованию с Министерством торговли РБ в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся (по п.1 ст.26 Закона № 419-З), за исключением случаев, указанных в п.5 перечня к Закону № 419-З, когда такое согласование не требуется (п.2 ст.26 Закона № 419-З)
Биржевые торги Применяются для осуществления государственных закупок в случае определения Советом Министров РБ соответствующего перечня товаров (п.1 ст.51 Закона № 419-З) (перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержден постановлением № 778)
Открытый конкурс Применяется в случаях, не предусмотренных Законом № 419-З для применения иных видов процедур государственных закупок (п.2 ст.32 Закона № 419-З)

Правовые акты, устанавливающие требования к договору на государственную закупку и договору строительного подряда

По результатам проведения процедур государственных закупок, в т.ч. по выбору подрядчика для целей строительства объекта, между заказчиком и выбранным им подрядчиком заключается договор на государственную закупку, который должен соответствовать требованиям ряда нормативных правовых актов, предъявляемым как к договору на государственную закупку как основанию финансирования, так и к договору строительного подряда:

• Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) (§ 3 главы 37, § 1 главы 37 - при условии применения п.2 ст.656 ГК, § 4 главы 37 - при проведении проектных и изыскательских работ);

Закона № 419-З, в ст.25 которого установлены требования к содержанию договора на государственную закупку. Так, договор должен содержать обязательное условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных этим договором, а также обязательные условия о порядке оплаты и осуществления заказчиком приемки результата государственной закупки на его соответствие по объему (количеству), комплектности, качеству и иным требованиям, установленным договором (п.2 ст.25 Закона № 419-З). Договор на государственную закупку также может содержать условие о предоставлении обеспечения исполнения договора поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (но для бюджетных организаций требование о предоставлении обеспечения исполнения договора не устанавливается) (п.3 ст.25 Закона № 419-З).

 

Обратите внимание!

Нормы Инструкции о порядке оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 29.06.2000 № 66, в случае закупки проектно-изыскательских, строительных и ремонтно-строительных работ получателями бюджетных средств не применяются (п.2 названной Инструкции).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 апреля 2014 г. п.2 Инструкции № 66 изложен в новой редакции постановлением Минфина РБ от 21.02.2014 № 6. Действие Инструкции № 66 не распространяется на оплату бюджетных обязательств получателей бюджетных средств при закупке ими работ, услуг в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;

 

Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила № 1450).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. следует руководствоваться Правилами № 1450 в редакции постановления Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301.

Распределение обязанностей между заказчиком и подрядчиком по разработке проектной документации

Проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта (далее - проектная документация) представляет собой взаимоувязанные проектные документы, служащие основой для возведения, реконструкции, реставрации, ремонта, благоустройства объекта и представляющие собой обоснование инвестирования в строительство и (или) архитектурный проект, строительный проект в соответствии с выбранными заказчиком, застройщиком стадиями проектирования (абзац 24 ст.1 Закона № 300-З).

На основании проектной документации, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в т.ч. со сметной документацией (сметой), определяющей цену работы, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы (п.1 ст.698 ГК).

При этом при отсутствии иных указаний в договоре предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в проектной документации, в т.ч. сметной документации (проектно-сметной документации).

Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание проектно-сметной документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна представить соответствующую документацию (п.2 ст.698 ГК).

Проектная документация разрабатывается после получения в установленном порядке разрешительной документации (п.24 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 08.10.2008 № 1476 (далее - Положение № 1476)).

Для целей разработки проектной документации между заказчиком, застройщиком и разработчиком проектной документации заключается договор подряда на выполнение проектных работ (п.2 ст.25 Закона № 300-З).

В соответствии с п.25 Положения № 1476 допускается разработка проектной документации на строительство на основании заключенного между заказчиком, застройщиком, подрядчиком и разработчиком проектной документации договора подряда на выполнение проектных работ, обязательным приложением к которому является задание на проектирование.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. п.25 Положения № 1476 на основании постановления Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301 изложен в новой редакции.

 

Договор строительного подряда с подрядчиком в строительной деятельности заключается при наличии у заказчика помимо прочего проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в случаях и порядке, установленных законодательством, и утвержденной в установленном порядке, если обязанность по обеспечению проектной документацией не возлагается договором на подрядчика (подп.8.1 п.8 Правил № 1450).

Тем самым договором строительного подряда может быть предусмотрено в т.ч. обеспечение подрядчиком наличия проектной документации, и в этом случае именно подрядчик должен будет заключить с разработчиком проектной документации договор подряда на выполнение проектных работ. По общему правилу в отсутствие иного в договоре строительного подряда обеспечение строительства объекта проектной документацией осуществляет заказчик (застройщик).

Обратим внимание еще и на то обстоятельство, что порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров на основании ст.696, 698 ГК, п.10 Правил № 1450 относятся к существенным условиям договора строительного подряда (п.6 постановления Пленума ВХС РБ от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда»), что означает для целей заключенности договора строительного подряда обязательное его согласование.

Что касается процедуры, по которой будет определяться разработчик проектной документации, то она будет зависеть от того, заказчик или подрядчик будет выполнять обязанность по обеспечению проектной документацией. Так, если проектная документация обеспечивается заказчиком и финансирование полностью или частично проектных работ осуществляется за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то выбор подрядчиков на строительство объектов (строительство здесь рассматривается в контексте п.1 Указа № 58 и предполагает возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство объектов, снос, консервацию не завершенных строительством объектов, включая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных и пусконаладочных работ) осуществляется в соответствии с Законом № 419-З, т.е. с применением предусмотренных процедур государственных закупок.

Если проектная документация обеспечивается подрядчиком, который выбран заказчиком по результатам проведения процедуры государственных закупок, то подрядчик в данном случае с учетом письма Минэкономики № 30-03/2429 при строительстве объектов будет осуществлять выбор разработчика проектной документации не по процедурам государственных закупок, а по правилам, предусмотренным в постановлении Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 «Об утверждении положений о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов и о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов».

Таким образом, в рассматриваемой ситуации отсутствие у заказчика проектной документации может быть правомерным, если обеспечение проектной документацией является обязанностью подрядчика по договору строительного подряда; если составление проектной документации возлагается на заказчика, то выбор подрядчика и заключение с ним договора строительного подряда без проектной документации будет расцениваться как нарушение законодательства. В судебной практике заключенный договор строительного подряда в отсутствие разрешительной документации на проектирование и возведение объекта, права на земельный участок, а также в отсутствие проектной документации считается ничтожным на основании ст.169 ГК.

 

Примечание. Уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок с 1 июля 2013 г. является Министерство торговли РБ (подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»). Ранее данные функции выполняло Министерство экономики РБ.

 

17.09.2013

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь