Пособие от 30.12.2013
Автор: Ерилин Г.

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух


 

Материал помещен в архив

 

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

Для соблюдения законодательства об охране окружающей среды необходимо знать источники выделения загрязняющих веществ, их классификацию, нормативы и требования в области охраны атмосферного воздуха.

Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух - поступление загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов (п.2 ст.1 Закона РБ от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон об охране атмосферного воздуха)).

Атмосферный воздух - компонент природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (п.1 ст.1 Закона об охране атмосферного воздуха).

Охрана атмосферного воздуха - деятельность государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц, граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, направленная на сохранение и восстановление качества атмосферного воздуха посредством уменьшения и (или) предотвращения загрязнения атмосферного воздуха (п.18 ст.1 Закона об охране атмосферного воздуха).

Основными принципами охраны атмосферного воздуха являются (ст.3 Закона об охране атмосферного воздуха):

• государственное регулирование и управление в области охраны атмосферного воздуха;

• обязательность оценки воздействия на атмосферный воздух хозяйственной и иной деятельности при принятии решений о ее осуществлении;

• допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на атмосферный воздух с учетом требований в области охраны атмосферного воздуха;

• платность за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

• нормирование в области охраны атмосферного воздуха;

• предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и причинения вреда окружающей среде;

• возмещение вреда, причиненного окружающей среде выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, жизни, здоровью и имуществу граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, посредством загрязнения атмосферного воздуха в результате хозяйственной и иной деятельности;

• доступность экологической информации о состоянии атмосферного воздуха, воздействиях на него и мерах по его охране.

Источники выделения загрязняющих веществ

Объекты воздействия на атмосферный воздух разделяются по категориям на основании (п.2 ст.12 Закона об охране атмосферного воздуха):

• количества источников выбросов, находящихся на объекте воздействия на атмосферный воздух;

• количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов, находящихся на объекте воздействия на атмосферный воздух;

• размера зоны воздействия;

• вероятности наступления на объекте воздействия на атмосферный воздух событий, имеющих неблагоприятные последствия для качества атмосферного воздуха, определяемой на основании данных об объемах используемых или хранящихся на этом объекте воздействия на атмосферный воздух легко летучих, взрывоопасных, пожароопасных или токсичных веществ.

Источники выделения загрязняющих веществ - технологическое и иное оборудование, машины, механизмы, в которых происходит образование и от которых происходит выделение загрязняющих веществ, либо технологические процессы, при осуществлении которых происходят образование и выделение загрязняющих веществ (п.8 ст.1 Закона об охране атмосферного воздуха).

Все источники выбросов классифицируются на стационарные, мобильные и нестационарные (ст.13 Закона об охране атмосферного воздуха) (см. схему).

Схема

 

 

 

Источники выделения загрязняющих веществ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стационарные источники выбросов

 

 

Нестационарные источники выбросов

 

 

Мобильные источники выбросов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организованные стационарные источники выбросов - источники выбросов, оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ

 

Неорганизованные стационарные источники выбросов - источники выбросов, не оборудованные устройствами, посредством которых производится локализация поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выделения загрязняющих веществ

 

 

Механические транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями)

 

 

 

 

 

 

 

 

                     
                     
                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Железнодорожные транспортные средства (за исключением приводимых в движение электродвигателями)

 

 

 

 

 

 

                 
                 
                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воздушные суда

 

 

 

 

Линейные, если загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух от газопроводов

 

Площадные, если загрязняющие вещества

поступают в атмосферный воздух

от рассредоточенных источников

выделения загрязняющих веществ, в т.ч.

от сооружений по очистке сточных вод,

площадок хранения сыпучих материалов,

отвалов горных пород, объектов

захоронения отходов, объектов хранения

отходов, объектов тяготения мобильных

источников выбросов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река-море) плавания, маломерные суда

 

 

       
         
         
                       

               

Самоходные машины

               
                           

 

Механические транспортные средства классифицируются по экологическим классам.

К нестационарным источникам выбросов относятся источники выбросов, не являющиеся стационарными или мобильными источниками выбросов и включенные в утверждаемый Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ (далее - Минприроды РБ) перечень нестационарных источников выбросов (пп.6, 7 ст.13 Закона об охране атмосферного воздуха).

Классы опасности загрязняющих веществ и порядок отнесения загрязняющих веществ к определенным классам опасности загрязняющих веществ устанавливаются Министерством здравоохранения РБ (п.2 ст.14 Закона об охране атмосферного воздуха).

Нормативы качества атмосферного воздуха

Нормативы качества атмосферного воздуха - величины допустимых концентраций химических веществ, их смеси, микроорганизмов в атмосферном воздухе, при соблюдении которых не оказывается ни прямое, ни косвенное вредное воздействие, включая отдаленные последствия, на окружающую среду, здоровье человека (п.15 ст.1 Закона об охране атмосферного воздуха). К нормативам качества атмосферного воздуха относятся:

• нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и ориентировочно безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов и мест массового отдыха населения;

• нормативы экологически безопасных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе особо охраняемых природных территорий, отдельных природных комплексов и объектов особо охраняемых природных территорий, а также природных территорий, подлежащих специальной охране, и биосферных резерватов.

Учет в области охраны атмосферного воздуха ведется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, в порядке, установленном Минприроды РБ, посредством документального отражения в первичной учетной документации экологической информации:

• о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• загрязнении атмосферного воздуха и мерах по его охране, в т.ч. о стационарных источниках выбросов и их характеристиках;

• времени и режиме работы таких источников выбросов и газоочистных установок;

• расходе топлива, сырья, материалов и их качественных характеристиках (п.2 ст.34 Закона об охране атмосферного воздуха).

Требования в области охраны атмосферного воздуха

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченные ими юридические лица обязаны проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (подп.2.6 п.2 ст.21 Закона об охране атмосферного воздуха), в ходе которой проверяются и документально подтверждаются (ст.38 Закона об охране атмосферного воздуха):

• наличие, местоположение, количество, состояние источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов;

• оснащение газоочистными установками организованных стационарных источников выбросов и соответствие фактических параметров работы газоочистных установок проектным решениям на оснащение организованных стационарных источников выбросов газоочистными установками;

• количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• соответствие технологических процессов и методов производства продукции и энергии, выполнения работ (оказания услуг) наилучшим доступным техническим методам;

• соответствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и условиям, установленным в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны (п.1 ст.21 Закона об охране атмосферного воздуха):

• выполнять требования, установленные законодательством;

• разрабатывать и выполнять мероприятия, направленные на предупреждение загрязнения атмосферного воздуха, в т.ч. при авариях;

• не допускать превышения установленных нормативов в области охраны атмосферного воздуха, а в случае превышения таких нормативов принимать меры для ликвидации причин и последствий сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и немедленно информировать территориальные органы Минприроды РБ о таких фактах с момента их обнаружения, а в случае угрозы возникновения ситуаций чрезвычайного характера - органы и подразделения Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ;

• приостанавливать до устранения выявленных нарушений или полностью прекращать эксплуатацию источников выбросов при невозможности соблюдения нормативов в области охраны атмосферного воздуха;

• разрабатывать мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на период неблагоприятных метеорологических условий и обеспечивать их выполнение;

• предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды экологическую информацию;

• обеспечивать подготовку (обучение), инструктаж, проверку знаний, повышение квалификации работников, занятых охраной атмосферного воздуха.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, также обязаны (п.2 ст.21 Закона об охране атмосферного воздуха):

• разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - проект нормативов);

• получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и соблюдать его условия;

• оснащать организованные стационарные источники выбросов газоочистными установками в случаях, предусмотренных законодательством;

• эксплуатировать газоочистные установки в технически исправном состоянии в соответствии с правилами эксплуатации газоочистных установок, утверждаемыми Минприроды РБ;

• вести учет в области охраны атмосферного воздуха;

• проводить инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• осуществлять отбор проб и производство замеров для определения количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и качества атмосферного воздуха в зоне воздействия в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в т.ч. обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

• оснащать организованные стационарные источники выбросов автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух в случаях, предусмотренных обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов;

• проводить самостоятельно или с привлечением аккредитованных лабораторий с соответствующей областью аккредитации локальный мониторинг окружающей среды, объектом наблюдения которого являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в случаях, предусмотренных актами законодательства об охране окружающей среды, в т.ч. обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство двигателей, которыми оснащаются мобильные источники выбросов, а также мобильных источников выбросов, обязаны устанавливать технологические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, обязательств по международным договорам Республики Беларусь.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию мобильных источников выбросов, обязаны (п.4 ст.21 Закона об охране атмосферного воздуха):

• соблюдать правила эксплуатации систем обезвреживания загрязняющих веществ, содержащихся в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленные изготовителем этих систем;

• обеспечивать соблюдение нормативов содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов.

Эксплуатация стационарных источников выбросов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, допускается только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения, выдаваемых Минприроды РБ или его территориальными органами (п.1 ст.33 Закона об охране атмосферного воздуха).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. п.1 ст.33 Закона об охране атмосферного воздуха на основании Закона РБ от 24.12.2015 № 333-З изложен в новой редакции.

 

Совет Министров РБ осуществляет:

• выдачу разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесение в него изменений и (или) дополнений;

• приостановление, возобновление, продление срока действия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращение его действия;

• выдачу комплексного природоохранного разрешения, внесение в него изменений и (или) дополнений, продление срока, прекращение его действия, выдачу дубликата.

В разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая лимиты допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и условия осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Запрещаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух сверх нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, установленных в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении, либо с нарушением указанных в них условий (пп.3, 4 ст.33 Закона об охране атмосферного воздуха).

Разрешение на выбросы может быть выдано заявителю как по месту его нахождения, так и по месту нахождения источников выбросов или сосредоточения источников выбросов (далее - объекты воздействия на атмосферный воздух, имеющие стационарные источники выбросов), о чем заявитель указывает в заявлении на получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.5 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 21.05.2009 № 664).

Нормирование в области охраны атмосферного воздуха

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - максимальные величины поступления загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества атмосферного воздуха (п.14 ст.1 Закона об охране атмосферного воздуха).

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются для стационарных источников выбросов. К нормативам допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух относятся:

• предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);

• предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в миллиграммах в нормальном метре кубическом (температура 273 К, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива - в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода (п.1 ст.19 Закона об охране атмосферного воздуха).

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, или уполномоченными ими юридическими лицами (п.3 ст.19 Закона об охране атмосферного воздуха):

• для проектируемых стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух - в составе проектной документации;

• для действующих стационарных источников выбросов и объектов воздействия на атмосферный воздух - в проекте.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатываются и устанавливаются с учетом (п.4 ст.19 Закона об охране атмосферного воздуха):

• нормативов качества атмосферного воздуха;

• фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

• концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе зоны воздействия источников выбросов;

• прогнозов изменения профиля, объемов производства продукции, вида выполняемых работ, объема оказываемых услуг, используемых сырья и материалов, внедрения наилучших доступных технических методов;

• технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

• нормативов допустимой антропогенной нагрузки на атмосферный воздух;

• показателей по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, устанавливаемых в государственных, отраслевых или территориальных программах в области охраны атмосферного воздуха;

• проведения пусконаладочных работ при вводе в эксплуатацию новых стационарных источников выбросов для каждой очереди строительства и выхода на проектную мощность;

• требований, предусмотренных ст.30-32 Закона об охране атмосферного воздуха.

Нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - временные нормативы выбросов) устанавливаются (п.3 Инструкции о порядке установления нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденной постановлением Минприроды РБ от 23.06.2009 № 43 (далее - Инструкция по установлению нормативов)):

• для стационарных источников выбросов и (или) совокупности стационарных источников выбросов, сгруппированных по отдельным цехам и производствам природопользователя, объектов воздействия на атмосферный воздух и (или) совокупности объектов воздействия на атмосферный воздух, имеющих стационарные источники выбросов, при условии пересечения их зон воздействия;

• загрязняющих веществ, для которых устанавливаются нормативы допустимых выбросов в атмосферный воздух согласно действующему законодательству.

Нормативы выбросов не устанавливаются (п.4 Инструкции по установлению нормативов):

• для нестационарных источников выбросов и стационарных источников выбросов, связанных с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов;

• источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов, находящихся на консервации;

• мобильных источников выбросов;

• объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, включенных в перечень объектов воздействия на атмосферный воздух, источников выбросов, для которых согласно действующему законодательству не устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

К нормативам (временным нормативам) выбросов относятся (п.5 Инструкции по установлению нормативов):

• предельная масса выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух (далее - предельная масса выброса) в единицу времени (тонн в год, граммов в секунду);

• предельное значение концентрации выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух (далее - предельное значение концентрации) в миллиграммах в кубическом метре при нормальных условиях (температура 273 К, давление 101,3 кПа) без поправок на содержание кислорода и влажности, а для газообразных продуктов горения топлива - в пересчете на сухой газ и определенное содержание кислорода.

Проекты нормативов разрабатываются природопользователями в случаях, если выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух составляют:

• более 0,1 т в год независимо от состава выбросов;

• менее 0,1 т в год, но в их составе присутствуют загрязняющие вещества, отнесенные к 1-му классу опасности загрязняющих веществ, в количестве более 0,000 1 т в год (п.10 Инструкции по установлению нормативов).

Определение нормативов выбросов включает следующие этапы (п.11 Инструкции по установлению нормативов):

• для объектов воздействия на атмосферный воздух I-III, а также IV категории со значением относительного показателя опасности объекта воздействия на атмосферный воздух более 0,1 анализ расчетных максимальных приземных концентраций загрязняющих веществ или групп суммации, создаваемых стационарными источниками выбросов на границе санитарно-защитной зоны и в жилой зоне, полученных на основании расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, входящего в состав акта инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на соответствие условий, определяемых действующим законодательством;

• анализ данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух природопользователя, выполненной в соответствии с законодательством;

• определение наличия и величины технологических нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предельных значений концентраций;

• определение норматива выброса как наименьшего значения из:

- выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, определенного на основании инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

- выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, определенного на основании технологического норматива выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух;

- выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, определенного на основании предельного значения концентрации.

В случае когда норматив выброса ниже значения выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, определенного на основании инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, последний устанавливается в качестве временного норматива выброса. При этом разрабатываются мероприятия по охране атмосферного воздуха (п.12 Инструкции по установлению нормативов).

Разработанные нормативы (временные нормативы) выбросов оформляются в виде проекта (корректировки проекта) нормативов. Обоснованность нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтверждается актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п.5 ст.19 Закона об охране атмосферного воздуха). Акт инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденный юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, является основанием для подтверждения, корректировки или разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится разработчиками (п.4 Инструкции по установлению нормативов):

• для новых, модернизируемых, реконструируемых стационарных источников выбросов - в срок не позднее чем через 2 года с даты выхода на проектную мощность технологического оборудования;

• для действующих стационарных источников выбросов - один раз:

- в 4 года - для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к I категории;

- 5 лет - для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных ко II или III категории;

- 6 лет - для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к IV категории;

- 10 лет - для объектов воздействия на атмосферный воздух, отнесенных к V категории.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проводится (п.7 Инструкции по установлению нормативов):

• для источников выбросов, оснащенных автоматизированными системами контроля за выбросами загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух;

• источников выделения загрязняющих веществ и источников выбросов, находящихся на консервации;

• мобильных источников выбросов.

Результаты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух оформляются актом инвентаризации.

 

30.12.2013

 

Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»