Пособие от 21.03.2017
Автор: Смольский А.

Выявление признаков криминального банкротства


СОДЕРЖАНИЕ

 

Понятие и особенности криминального банкротства

Бухгалтерский учет и отчетность как факторы, способствующие наступлению криминального банкротства и выявлению его признаков

Проблемы борьбы с криминальным банкротством

Уход от банкротства с помощью творческого бухучета

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ КРИМИНАЛЬНОГО БАНКРОТСТВА

Понятие и особенности криминального банкротства

Экономическая несостоятельность - это неплатежеспособность субъекта хозяйствования, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением экономического суда об экономической несостоятельности с санацией должника, а банкротство - это неплатежеспособность субъекта хозяйствования, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением экономического суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»).

Понятие криминального банкротства отсутствует в уголовном законе, но на практике часто используется для описания группы общественно опасных деяний, связанных с созданием или увеличением неплатежеспособности должников либо совершенных в условиях их неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер.

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК) содержит четыре статьи, которые характеризуют составы преступлений, ассоциируемых с банкротством:

ст.238 «Ложная экономическая несостоятельность (банкротство)»;

ст.239 «Сокрытие экономической несостоятельности (банкротства)»;

ст.240 «Преднамеренная экономическая несостоятельность (банкротство)»;

ст.241 «Препятствование возмещению убытков кредитору (кредиторам)».

Все эти преступления связаны с созданием или увеличением неплатежеспособности должников либо совершаются в условиях неплатежеспособности, имеющей или приобретающей устойчивый характер, что является признаком банкротства, поэтому их часто определяют как криминальное банкротство.

Преступления, относимые к группе криминального банкротства, имеют следующие особенности:

1) сокрытие банкротства и преднамеренное банкротство (несмотря на свои названия), а также препятствование возмещению убытков кредитору могут иметь место вне зависимости от того, возбуждено ли дело о банкротстве должника, в то время как ложное банкротство - только при рассмотрении судом дела о банкротстве должника, возбужденного на основании поданных последним документов;

2) сокрытие банкротства, преднамеренное банкротство и препятствование возмещению убытков кредитору как оконченные преступления могут быть установлены только в случае последствий в виде причинения ущерба в крупном или особо крупном размере (состав преступления материальный), в то время как ложное банкротство может иметь место и при отсутствии последствий (состав преступления по части 1 ст.238 УК простой формальный, по части 2 ст.238 УК - материальный).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 апреля 2021 г. абз.1 ч.1 ст.238 УК дополнен словами «повлекшая причинение ущерба в крупном размере» Законом от 06.01.2021 № 85-З;

 

3) сокрытие банкротства и препятствование возмещению убытков кредитору увязываются с наличием факта неплатежеспособности должника, имеющей или приобретающей устойчивый характер, ложное банкротство - с отсутствием такого факта, преднамеренное банкротство - с наличием факта создания или увеличения неплатежеспособности должника;

4) чтобы совершенные деяния рассматривались как преступления, необходимо наличие умысла в их совершении, а в случае ложного банкротства, преднамеренного банкротства и препятствования возмещению убытков кредитору - целей, указанных в диспозиции соответствующих статей.

Бухгалтерский учет и отчетность как факторы, способствующие наступлению криминального банкротства и выявлению его признаков

Анализ финансового состояния и финансово-хозяйственной деятельности, проводимый для выявления признаков криминального банкротства должника, выполняется на основании:
         
    - постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 № 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования»
- Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 № 140/206
    коэффициент текущей ликвидности
   
       
    коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
   
       
    коэффициент обеспеченности обязательств активами
   
   
   
         
    Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.06.2012 № 35 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»
    величина чистых активов
   
   
   
         
    Инструкции о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещения убытков кредитору, а также подготовке экспертных заключений по этим вопросам, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 04.12.2012 № 107
    - определение периода исследования;
- оценка существенности изменения значений показателей платежеспособности и величины чистых активов
   




  
   
   
     

 

В качестве критериев оценки финансового состояния используются три основных показателя:

1) коэффициент текущей ликвидности;

2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;

3) коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами.

 

Обратите внимание!

Ухудшение указанных финансовых показателей организации более чем на 20 % является сигналом, свидетельствующим о возможном наличии признаков преднамеренного банкротства или препятствования возмещению убытков кредитору.

 

Вместе с тем недостаток действующих подходов к анализу и оценке платежеспособности состоит в том, что они являются формальными и основаны на использовании бухгалтерской отчетности, в первую очередь - бухгалтерского баланса, по которому рассчитываются коэффициенты платежеспособности (в отличие от реального подхода, основанного на факте неисполнения обязательства, срок исполнения которого наступил, длительности просрочки и величине задолженности).

Так, некоторые субъекты хозяйствования пытаются избежать открытия конкурсного производства и признания их банкротами, представляя бухгалтерскую отчетность, из которой следует, что они платежеспособны. При рассмотрении дела о банкротстве нельзя принимать на веру информацию, содержащуюся в представленных должником документах. Если дело возбуждено по заявлению кредитора (кредиторов), значит, задолженность, ранее уже признанную судом, не удалось взыскать в обычном порядке. Поэтому первые вопросы, которые должны возникнуть, - действительно ли платежеспособность должника улучшилась, за счет чего она могла улучшиться и достоверна ли бухгалтерская отчетность.

Расчет и анализ платежеспособности могут быть проведены любым грамотным человеком. Проблема заключается не в том, чтобы рассчитать три показателя и сравнить полученные значения с нормативными, а в том, сможет ли субъект хозяйствования, выйдя из банкротства под предлогом улучшившейся платежеспособности, рассчитаться по долгам или продолжит выводить или «проедать» оставшиеся активы, сводя к минимуму шансы кредиторов на возврат задолженности.

Проблемы борьбы с криминальным банкротством

Одна из проблем квалификации деяний, ассоциируемых с криминальным банкротством, заключается в отнесении их к уголовным преступлениям или административным правонарушениям, что увязывается с причинением существенного вреда (ущерба в крупном или особо крупном размере).

Не являются преступлением действие или бездействие, формально содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не обладающие общественной опасностью, присущей преступлению. При этом малозначительным признается деяние, которое не причинило и по своему содержанию и направленности не могло причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам (часть 4 ст.11 УК).

 

Справочно

За неправомерные деяния при принятии мер по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства) или при осуществлении процедур экономической несостоятельности (банкротства) установлена административная ответственность ст.12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. административная ответственность за вышеуказанные правонарушения КоАП от 06.01.2021 № 91-З не предусмотрена. Пособие-навигатор см. здесь.

 

Понятия вреда и ущерба не раскрыты в действующем законодательстве (хотя косвенное определение реального ущерба дано в части второй ст.14 Гражданского кодекса Республики Беларусь), отсутствуют методики определения их размера.

Положением о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.12.2016 № 1001, установлены общие подходы к определению размера вреда. Однако оно применяется только при осуществлении контроля (надзора) в форме проверок в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Выявление признаков криминального банкротства проводится в соответствии с Инструкцией о порядке определения наличия (отсутствия) признаков ложной экономической несостоятельности (банкротства), преднамеренной экономической несостоятельности (банкротства), сокрытия экономической несостоятельности (банкротства) или препятствования возмещения убытков кредитору, а также подготовки экспертных заключений по этим вопросам, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 04.12.2012 № 107 (далее - Инструкция).

Инструкция определяет порядок и отдельные способы проведения исследования по выявлению признаков криминальных банкротств и не является полноценной методикой. Качество такого исследования во многом определяют уровень профессионализма и компетентности аналитика, наличие достаточного опыта выполнения подобных работ, а также объем и качеств предоставленной информации.

Возможность определить размер ущерба антикризисному управляющему или эксперту, как это предусмотрено пп.7 и 24 Инструкции, представляется нереальной в связи с отсутствием методик и преобладанием подхода к пониманию ущерба как правовой категории. В случае ложного банкротства не вполне ясно, кому и каким образом может быть причинен ущерб. И наконец, размер ущерба кредиторам может быть установлен только при завершении ликвидационного производства, когда становится очевидно, что имущества у должника больше нет и требования конкретных кредиторов в определенных суммах не могут быть удовлетворены. Иногда ясность в этом вопросе появляется только через годы после совершения деяний, соответствующих признакам криминального банкротства. С учетом категории преступлений и сроков давности, установленных ст.12 и 83 УК и составляющих от 2 (препятствование возмещению убытков кредитору) до 5 лет (остальные виды криминального банкротства), шансы привлечь виновных в их совершении к уголовной ответственности снижаются.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 июня 2022 г. в ч.1 и абз.3 ч.2 п.7 Инструкции слова «хозяйственный суд» заменены словами «суд, рассматривающий экономические дела» постановлением Минэкономики от 19.05.2022 № 10.

 

Наиболее распространенными являются следующие действия и бездействия, которые рассматриваются как признаки криминального банкротства:

• выдача аффилированным лицам крупных беспроцентных займов или займов со ставками ниже рыночных в условиях привлечения кредитов и займов для финансирования текущей деятельности с выплатой процентов за пользование ими;

• продажа продукции (товаров) по ценам ниже себестоимости;

• закупка материально-технических ресурсов по завышенным ценам;

• начисление и выплата дивидендов в случаях, когда законодательство не позволяет это делать;

• отчуждение имущества по заниженной стоимости (ниже остаточной или рыночной, без оценки) или на невыгодных условиях расчетов (с большой отсрочкой платежа);

• передача имущества в пользование или собственность иным лицам безвозмездно;

• списание имущества без документального подтверждения факта ликвидации, утилизации;

• списание недостач без привлечения виновных к материальной или имущественной ответственности;

• неподача заявления должника в обязательных случаях, вследствие чего продолжаются начисление процентов, пеней, штрафов, накопление потерь.

Уход от банкротства с помощью творческого бухучета

Некоторые субъекты хозяйствования пытаются избежать открытия конкурсного производства и признания их банкротами с помощью различного рода манипуляций с учетом и отчетностью. Иногда они фальсифицируют бухгалтерскую отчетность, но могут также осуществлять действия, имеющие видимость законных. Результат выражается в увеличении стоимости активов и собственного капитала, уменьшении обязательств (всех или их краткосрочной части), что приводит к получению значений показателей платежеспособности, соответствующих нормативным, и формированию представления о платежеспособности субъекта хозяйствования. Типичные способы действий:

• отражение в учете и отчетности имущества или обязательств, которые в реальности отсутствуют (их наличие не подтверждается документально, в том числе результатами инвентаризации);

• проведение переоценки имущества с нарушением требований законодательства по срокам или методам;

• отражение в учете и отчетности имущества по неадекватной (и не имеющей подтверждения) стоимости;

• перевод долгосрочных активов в состав краткосрочных активов как предназначенных для реализации (с нарушением требований законодательства);

• необоснованный перевод краткосрочных обязательств в состав долгосрочных;

• необоснованное отнесение расходов к расходам будущих периодов.

 

21.03.2017

 

Алексей Смольский, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организации и управления Белорусского государственного экономического университета, судебный эксперт