Пособие от 09.07.2012
Автор: Чернюк А.

Взаимозачет обязательств плательщика по платежам в бюджет и бюджета перед плательщиком


 

Материал помещен в архив

 

ВЗАИМОЗАЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЛАТЕЛЬЩИКА ПО ПЛАТЕЖАМ В БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТА ПЕРЕД ПЛАТЕЛЬЩИКОМ

С 1 января 2012 г. вступила в силу Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), утвержденная постановлением Минфина РБ от 21.12.2011 № 136 (далее - Инструкция № 136) (по согласованию с Министерством по налогам и сборам РБ и Государственным таможенным комитетом РБ).

В связи со вступлением в силу Инструкции № 136 постановлением МНС РБ от 21.12.2011 № 59 отменена Инструкция о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), утвержденная постановлением МНС РБ от 28.02.2011 № 12 (далее - Инструкция № 12) (по согласованию с Министерством финансов РБ и Государственным таможенным комитетом РБ).

Основные изменения

Сравнительный анализ Инструкции № 136 и Инструкции № 12 показал, что порядок проведения взаимозачета по существу не изменился. Названные документы отличаются названием и тем, что их утвердили своими постановлениями разные органы.

Необходимость утверждения Инструкции № 136 Министерством финансов РБ вытекает из подп.4.112 п.4 Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 № 1585. Названным подпунктом определено, что Министерство финансов РБ устанавливает по согласованию с Государственным таможенным комитетом РБ и Министерством по налогам и сборам РБ порядок проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом) при исполнении республиканского и местных бюджетов по доходам.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 26 мая 2013 г. вышеназванный подп.4.112 п.4 Положения № 1585 постановлением Совета Министров РБ от 22.05.2013 № 409 изложен в новой редакции.

 

Ниже в таблице приведен сравнительный анализ отдельных изменений.

 

Таблица
 
№ п/п Инструкция № 12 Инструкция № 136
1
Устанавливает порядок проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в республиканский или местные бюджеты (далее - платежи в бюджет) плательщиками (иными обязанными лицами) (далее - плательщики), и финансовых обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этими плательщиками, а также учета данных операций (п.1) Устанавливает порядок проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате в республиканский или местные бюджеты (далее - платежи в бюджет) плательщиками (иными обязанными лицами) (далее - плательщики), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этими плательщиками при исполнении республиканского и местных бюджетов по доходам (п.1)
2
Взаимозачетом не может быть исполнена обязанность плательщика по уплате ввозной таможенной пошлины, возникшая в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, после вступления в силу Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), подписанного 20 мая 2010 г.
в г.Санкт-Петербурге (п.2).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. вышеназванное Соглашение утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014

Взаимозачетом не может быть исполнена обязанность плательщика по уплате ввозной таможенной пошлины, специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлины, возникшая в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию таможенного союза, после вступления в силу соответствующих международных договоров Республики Беларусь (п.2)
3
Для проведения взаимозачета по платежам в бюджет инициатор взаимозачета (плательщик либо получатель бюджетных средств) представляет в Министерство финансов РБ либо в местный финансовый орган письмо-ходатайство (п.5) Для проведения взаимозачета по платежам в бюджет инициатор взаимозачета (плательщик либо получатель бюджетных средств) представляет в Министерство финансов РБ либо в местные финансовые органы письмо-ходатайство, содержащее наименование и учетный номер плательщика, наименование получателя бюджетных средств и его учетный номер казначейства, а также суммы неисполненных обязательств плательщика и (или) получателя бюджетных средств (п.5)
4
Министерство финансов РБ либо местный финансовый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от инициатора взаимозачета письма-ходатайства, запрашивает сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет:
у налогового органа - для проведения взаимозачета по платежам в бюджет, контроль за исчислением и (или) уплатой которых возложен на налоговые органы;
у таможни - для проведения взаимозачета по платежам в бюджет, контроль за уплатой которых возложен на таможенные органы.
Сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет представляются налоговыми органами и таможнями в виде справки по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 12 (п.6).
Документы, указанные в п.6 Инструкции № 12, представляются участниками взаимозачета в Министерство финансов РБ либо местный финансовый орган не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения запроса (п.8)
Министерство финансов РБ либо местный финансовый орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от инициатора взаимозачета письма-ходатайства, запрашивает сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет:
у налогового органа - для проведения взаимозачета по платежам в бюджет, контроль за исчислением и (или) уплатой которых возложен на налоговые органы;
у таможни - для проведения взаимозачета по платежам в бюджет, контроль над уплатой которых возложен на таможенные органы.
Сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет представляются налоговыми органами и таможнями в виде справки по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 136 не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения запроса (п.6)
5
В целях обеспечения своевременности расчетов по погашению обязательств плательщиков перед бюджетом, получателя бюджетных средств перед плательщиком, а также бюджета по финансированию получателя бюджетных средств инициатором взаимозачета может выступать Министерство финансов РБ либо местный финансовый орган.
Для проведения взаимозачета в соответствии с частью первой п.7 Инструкции № 12 Министерство финансов РБ либо местный финансовый орган запрашивает документы, указанные в п.6 Инструкции № 12 (п.7)
В целях обеспечения своевременности расчетов по погашению обязательств плательщиков перед бюджетом, получателя бюджетных средств перед плательщиком, а также бюджета по финансированию получателя бюджетных средств инициатором взаимозачета может выступать Министерство финансов РБ либо местный финансовый орган.
Для проведения взаимозачета в соответствии с частью первой п.7 Инструкции № 136 Министерство финансов РБ либо местный финансовый орган запрашивает у налогового органа и (или) таможни сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет в порядке, предусмотренном п.6 Инструкции № 136 (п.7)
6
Министерство финансов РБ либо местный финансовый орган не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения запрашиваемых документов, принимает решение о проведении взаимозачета либо об отказе в проведении взаимозачета (п.9) Министерство финансов РБ либо местный финансовый орган не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения справки, указанной в части второй п.6 Инструкции № 136, принимает решение о проведении взаимозачета либо об отказе в проведении взаимозачета (п.8)

 

Форма справки, представляемой налоговыми органами и таможнями, в которой отражаются сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет, а также форма извещения о проведении взаимозачета не претерпели существенных изменений (см. приложения 1 и 2 к инструкциям № 136 и № 12).

Порядок проведения взаимозачета

Термин «взаимозачет»

Термин «взаимозачет» определен Инструкцией о порядке исполнения республиканского бюджета и бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по доходам, утвержденной постановлением Минфина РБ и Правления Нацбанка РБ от 08.12.2005 № 143/171 (абзац 10 п.2).

Так, взаимозачет - взаимное погашение обязательств плательщика по платежам в бюджет и финансовых обязательств бюджета перед плательщиком.

Взаимозачет осуществляется в целях обеспечения своевременности расчетов между плательщиками и получателями бюджетных средств при недостаточности денежных средств для осуществления таких расчетов через банки.

Участники взаимозачета

Участниками взаимозачета могут быть (п.3 Инструкции № 136):

• плательщик, имеющий неисполненные обязательства по платежам в бюджет;

• инспекция Министерства по налогам и сборам по месту постановки плательщика на учет (далее - инспекция МНС);

• таможня, вынесшая решение о взыскании с плательщика не уплаченных в установленный срок таможенных платежей и (или) осуществившая выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой с использованием отсрочки (рассрочки) уплаты таможенных платежей;

• получатель бюджетных средств, имеющий неисполненные обязательства перед плательщиком;

• территориальный орган государственного казначейства, обслуживающий получателя бюджетных средств;

• Министерство финансов РБ;

• местный финансовый орган (финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов).

Инициаторы взаимозачета

Инициаторами взаимозачета могут быть:

• плательщик (часть первая п.5 Инструкции № 136);

• получатель бюджетных средств (часть первая п.5 Инструкции № 136);

• финансовый орган (Министерство финансов РБ либо местный финансовый орган) (часть первая п.7 Инструкции № 136).

Решение о проведении взаимозачета либо об отказе в его проведении принимают (часть первая п.8 Инструкции № 136):

• Министерство финансов РБ - по средствам республиканского бюджета;

• местные финансовые органы - по средствам местных бюджетов.

 

Алгоритм последовательности действий при проведении взаимозачета
 
Этап 1
Представление в финансовый орган письма-ходатайства
     
 
Этап 2
Финансовый орган запрашивает сведения
     
 
Этап 3
Сведения представляются финансовому органу
     
 
Этап 4
Финансовый орган принимает решение о проведении взаимозачета либо об отказе в проведении взаимозачета
         
 
Этап 5
Финансовый орган оформляет извещение о проведении
взаимозачета
Финансовый орган письменно уведомляет в случае отказа в проведении взаимозачета
         
     
Этап 6
Финансовый орган направляет извещения по одному экземпляру всем участникам взаимозачета для отражения проведенной операции

 

Рассмотрим подробнее этапы проведения взаимозачета.

Этап 1. Инициатор взаимозачета (плательщик либо получатель бюджетных средств) представляет в соответствующий финансовый орган письмо-ходатайство, содержащее наименование и учетный номер плательщика, наименование получателя бюджетных средств и его учетный номер казначейства, а также суммы неисполненных обязательств плательщика и (или) получателя бюджетных средств. Подтверждением наличия неисполненных обязательств перед плательщиком служат неоплаченные платежные документы получателя бюджетных средств, зарегистрированные в Автоматизированной системе государственного казначейства.

Этап 2. Финансовый орган запрашивает сведения о подлежащих уплате плательщиком платежах в бюджет (далее - сведения) по форме согласно приложению 1 к Инструкции № 136:

• у инспекции МНС - по платежам в бюджет, исчисление и (или) уплату которых контролируют налоговые органы;

• у таможни - по платежам в бюджет, уплату которых контролируют таможенные органы.

Сведения запрашиваются не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения от инициатора взаимозачета письма-ходатайства.

Эти же сведения запрашиваются у налогового органа (инспекции МНС) и у таможни, если инициатором взаимозачета является финансовый орган.

Этап 3. Сведения представляются финансовому органу не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения запроса.

Этап 4. Финансовый орган не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем получения запрашиваемых сведений, принимает решение о проведении взаимозачета либо об отказе в проведении взаимозачета.

Этап 5. Если принимается решение о проведении взаимозачета, финансовый орган оформляет извещение о проведении взаимозачета по форме согласно приложению 2 к Инструкции № 136 (далее - извещение) в количестве экземпляров, равном числу участников взаимозачета. Взаимозачет проводится в пределах наименьшей из сумм обязательств.

В случае отказа в проведении взаимозачета финансовый орган письменно уведомляет об этом инициатора взаимозачета с указанием причин отказа.

Этап 6. Извещения не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, финансовый орган направляет по одному экземпляру всем участникам взаимозачета для отражения проведенной операции по данным бухгалтерского учета, а также в лицевых счетах плательщика и получателя бюджетных средств.

Бухгалтерский учет операций по проведению взаимозачета

По результатам взаимозачета прекращаются обязательства в пределах наименьшей из сумм обязательств (п.4 Инструкции № 136):

• плательщика по платежам в бюджет соответствующего уровня;

• получателя бюджетных средств перед плательщиком за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

• бюджета соответствующего уровня по финансированию получателя бюджетных средств.

При отражении в бухгалтерском учете операций по проведению взаимозачета следует знать, что в определение термина «кассовые расходы» включены суммы по произведенным в соответствии с законодательством зачетам (взаимозачетам) без перевода денежных средств через счета в банках (часть вторая п.2 ст.101 Бюджетного кодекса РБ).

Это означает, что операции по проведению взаимозачета у получателя и распорядителя бюджетных средств должны быть отражены с использованием субсчетов счета 10 «Текущие счета по бюджету», на которых ведется учет кассовых расходов.

Если, например, по инициативе учреждения образования, финансируемого из республиканского бюджета, Министерством финансов РБ будет принято решение о проведении взаимозачета налогов, подлежащих уплате в бюджет поставщиком оборудования учреждения образования, и обязательств учреждения образования перед этим поставщиком, эта операция должна быть отражена следующим образом:

• у получателя бюджетных средств (в учреждении образования) следует отразить одновременно получение бюджетного финансирования и погашение задолженности перед поставщиком:

 

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1
Получено финансирование
100
«Текущий счет по бюджету»
140
«Расчеты по финансированию из бюджета»
2
Перечислена задолженность поставщику
178
«Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»
100

 

• у распорядителя бюджетных средств (в Министерстве образования РБ) следует отразить одновременно получение бюджетного финансирования и перечисление его учреждению образования:

 

№ п/п Содержание операции Дебет Кредит
1
Получено финансирование
100
230
«Финансирование из бюджета»
2
Перечислено финансирование учреждению образования
140
100

 

В результате отражения в бухгалтерском учете проведенного взаимозачета в учреждении образования уменьшится кредиторская задолженность перед поставщиком за полученное оборудование, что должно быть отражено в составе кассовых расходов.

 

09.07.2012 г.

 

Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 ноября 2013 г. в Инструкцию о порядке проведения взаимозачета налогов, сборов (пошлин), подлежащих уплате плательщиком (иным обязанным лицом), и денежных обязательств республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов перед этим плательщиком (иным обязанным лицом), утвержденную постановлением Минфина РБ от 21.12.2011 № 136, на основании постановления Минфина РБ от 05.06.2013 № 37 внесены изменения и дополнение.