Пособие от 31.08.2010
Автор: Мурашко Е.

Wi-Fi-Интернет в общественных местах: обязанности собственника по идентификации


 

Материал помещен в архив

 

WI-FI-ИНТЕРНЕТ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ: ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКА ПО ИДЕНТИФИКАЦИИ

В Указе Президента РБ от 01.02.2010 № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» (далее - Указ № 60) предпринята попытка упорядочить до сих пор практически не урегулированную белорусским законодательством сферу деятельности сети Интернет, что вызвало широкий общественный резонанс.

Многочисленные вопросы возникли в связи с применением положений Указа № 60 при использовании Интернета посредством технологии беспроводной сети, или Wi-Fi. Данная технология достаточно широко применяется в настоящее время в Республике Беларусь, в т.ч. путем предоставления возможности использовать беспарольный Wi-Fi-Интернет в ряде общественных мест (кафе, рестораны, гостиницы, вокзалы и т.д.) в качестве одного из способов привлечения клиентов, например в залах ожидания вокзалов и аэропортов, холлах гостиниц, клубах и т.д.

Необходимо отметить, что подобные возможности уже достаточно давно распространены в большинстве зарубежных стран и их появление в Республике Беларусь являлось показателем уровня информационно-технологического развития нашей страны.

Кто такой собственник пункта коллективного пользования?

Анализ положений Указа № 60 показывает, что одним из инструментов регулирования национального сегмента сети Интернет явилось установление обязанности для собственников пунктов коллективного пользования интернет-услугами осуществлять идентификацию пользователей, учет и хранение персональных данных и сведений об интернет-услугах, оказываемых пунктами коллективного пользования. Примечанием к п.6 Указа № 60 также определено, что под пунктом коллективного пользования интернет-услугами понимаются компьютерные клубы, интернет-кафе, домашние сети, иные места, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей интернет-услуг к сети Интернет.

Понятие «пункт коллективного пользования» является достаточно неопределенным и его буквальная трактовка позволяет говорить о том, что любое общественное место, в котором возможен доступ к сети Интернет, может быть расценено как пункт коллективного пользования со всеми вытекающими отсюда последствиями для его собственника. Необходимо также отметить, что согласно положениям Указа № 60 под пунктом коллективного пользования понимается именно место, т.е. территория, помещение либо их часть, в которых обеспечивается доступ к интернет-услугам. При этом из норм Указа № 60 не следует, что пункт коллективного пользования должен иметь обеспечение доступа в Интернет в качестве основного вида своей деятельности.

Актами, принятыми в развитие данного Указа на дату написания настоящего материала, являются Положение о порядке работы компьютерных клубов и Интернет-кафе, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 10.02.2007 № 175 (далее - Положение), и Правила оказания услуг электросвязи, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 17.08.2006 № 1055 (далее - Правила).

В п.2 Положения даны следующие определения названным в Указе № 60 видам пунктов коллективного пользования:

- компьютерный клуб - место оказания информационных услуг пользователю на основе предоставления по месту фактического нахождения компьютерного клуба во временное пользование вычислительной техники, программного обеспечения и предоставления информации, размещенной на компьютерных носителях информации;

- интернет-кафе - компьютерный клуб с оказанием пользователям услуг передачи данных и телематических услуг с оказанием либо без оказания услуг общественного питания.

В п.3 Правил также содержится общее определение пункта коллективного пользования, под которым понимается объект электросвязи и (или) почтовой связи, предназначенный для оказания физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям услуг электросвязи, а также других услуг в соответствии с актами законодательства. Объект электросвязи в соответствии с Законом РБ от 19.07.2005 № 45-З «Об электросвязи» представляет собой комплексы средств электросвязи (технические и программные средства) и сооружений электросвязи (объекты инженерной инфраструктуры, специально созданные или приспособленные для размещения средств электросвязи), используемых при оказании услуг электросвязи.

Следовательно, в смысле, заложенном в Правилах, пункт коллективного пользования представляет собой не общественное место, в котором обеспечивается доступ к интернет-услугам, а объекты, посредством которых данный доступ обеспечивается.

Учитывая вышесказанное, можно по-разному трактовать понятие «собственник пункта коллективного пользования», например:

- по Указу № 60 - это владелец кафе, места, в котором возможно подключение к Wi-Fi;

- по Правилам - владелец точки доступа Wi-Fi, установленной в кафе.

Таким образом, исходя из легальных определений, имеющихся в законодательстве, однозначно сказать, является ли собственник кафе или ресторана со свободным Wi-Fi лицом, имеющим обязанности собственника пункта коллективного пользования интернет-услугами, невозможно. На наш взгляд, наиболее логичным является определение собственника пункта коллективного пользования не через неопределенное описание, а посредством исчерпывающего перечня указанных пунктов, основное сходство которых выражалось бы в предоставлении интернет-услуг в качестве основного либо одного из основных видов деятельности. Кроме того, представляется необходимым приведение актов, детализирующих Указ № 60, но принятых ранее данного Указа, в соответствие с его положениями как в части терминологии, так и в части общего смысла содержащихся в нем норм.

Практический механизм идентификации и субъекты, его реализующие

Для уяснения смысла, вкладываемого законодателем в установление у субъектов предпринимательства обязанностей по идентификации, особый интерес представляет анализ способов, посредством которых Совет Министров РБ осуществил реализацию норм Указа № 60 в части определения порядка идентификации: никакого единого документа для решения данного вопроса в настоящее время не принято, однако им внесены соответствующие изменения в Положение и Правила.

В соответствии с данными изменениями предусмотрено, что оказание компьютерными клубами и интернет-кафе интернет-услуг посетителю осуществляется после идентификации его личности. Таким образом, на руководителя клуба или кафе либо уполномоченное им лицо возлагаются обязанности по ведению, учету и хранению персональных данных пользователей, сведений о времени начала и окончания оказания интернет-услуг, а также электронного журнала, куда вносятся идентификационные сведения об абонентских устройствах.

Что касается изменений, внесенных в Правила, то в соответствии с ними обязанности по идентификации в целом установлены только для оператора электросвязи (т.е. поставщика интернет-услуг):

- при оказании интернет-услуг (вне зависимости от места их оказания) осуществлять идентификацию абонентских устройств (МАС-адрес, внутренние и внешние IP-адреса), даты, времени проведения соединения и доменных имен или IP-адресов интернет-ресурсов, к которым обращался пользователь;

- при оказании интернет-услуг (в пунктах коллективного пользования) обеспечить идентификацию абонентских устройств и пользователей, учет сведений о времени начала и окончания оказания услуг.

С учетом приведенных выше изменений очевидно, что порядок исполнения собственником пункта коллективного пользования предусмотренной Указом № 60 обязанности по идентификации установлен отдельно для компьютерных клубов и интернет-кафе.

Что же касается иных возможных пунктов коллективного пользования, то здесь в соответствии с п.181 Правил идентификацию будут осуществлять не собственники места (т.е. собственники кафе, ресторана, гостиницы с точкой доступа Wi-Fi), а операторы электросвязи, т.е. субъекты, имеющие соответствующую лицензию. Кроме того, анализ главы 21 Правил, касающейся непосредственно порядка оказания интернет-услуг, также указывает на обязательность заключения договора на оказание интернет-услуг и соблюдения ряда иных формальностей, которые по понятным причинам не могут быть соблюдены в общественном месте, не принадлежащем оператору электросвязи, где установлена точка Wi-Fi.

Противоречие между буквальной трактовкой норм Указа № 60 и реализующих его подзаконных актов с учетом большей юридической силы данного Указа создает конфликт между декларативно установленной обязанностью (Указ № 60) и реальными правилами ее исполнения (Правила). Так, обязанность по идентификации согласно Указу № 60 в общем виде лежит на поставщике интернет-услуг и на собственнике пункта коллективного пользования. Однако согласно конкретному механизму идентификации, принятому Советом Министров РБ, данная обязанность возложена на собственника компьютерного клуба или интернет-кафе - при оказании интернет-услуг в данных местах и оператора электросвязи - для всех иных пунктов коллективного пользования. Таким образом, собственники кафе с точкой Wi-Fi, не являясь операторами электросвязи, обязанности по идентификации, исходя из подзаконных актов, не несут.

Механизм получения операторами электросвязи необходимой идентифицирующей информации должен определить сам оператор, при этом данный вопрос технически решаем для целей идентификации абонентских устройств и сведений об оказанных интернет-услугах, однако проблематичен при персональной идентификации пользователей. Однако поскольку обязанность по идентификации Правилами напрямую возложена на операторов, то именно они будут заинтересованы в эффективном порядке получения сведений о пользователях их услуг. С учетом того что определить такой порядок в случае предоставления услуг Wi-Fi без ввода пароля и выполнения каких-либо иных формальностей является проблематичным, то, по мнению автора, оказание подобного рода услуг может быть временно прекращено на территории Республики Беларусь.

Альтернативным вариантом решения данной проблемы может быть включение в качестве одного из условий в договор на оказание интернет-услуг между владельцем общественного заведения с Wi-Fi и оператором электросвязи обязанности владельца кафе вести учет всех пользователей данной точки доступа Wi-Fi с представлением отчета оператору.

В любом случае возможность пользоваться Интернетом посредством технологии беспроводной сети в общественных местах без каких-либо проблем в связи с нормами Указа № 60 в данный момент белорусскими потребителями интернет-услуг утрачена.

 

31.08.2010 г.

 

Елена Мурашко, юрист общества с ограниченной ответственностью «Архипенко, Горецкий и партнеры»