


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Является ли девальвация белорусского рубля и сложности в приобретении иностранной валюты для расчетов с поставщиками существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора купли-продажи (поставки), и основанием для расторжения или изменения договора в соответствии со ст.421 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)?
ОТВЕТ: Нет, не является.
Одним из оснований для расторжения договора выступает существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора (ст.421 ГК). Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. При рассмотрении вопроса о том, можно ли считать девальвацию белорусского рубля существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, необходимо руководствоваться тем, что расторжение договора по указанному основанию возможно по требованию заинтересованной стороны при одновременном наличии следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны полагали, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Решающим в данном случае является не размер ущерба как таковой, а его соотношение с тем, чего могла ожидать от исполнения сторона. При этом необходимо выяснить, является ли действительно существенной разница между тем, на что могла рассчитывать сторона, заключая договор, и тем, что в действительности она могла получить. Если, например, цена договора сформирована в белорусских рублях, соответственно, при заключении договора импортер вправе был рассчитывать на получение конкретно оговоренной суммы в белорусских рублях, которую он, можно полагать, в итоге и получит. В свою очередь, уменьшение указанной суммы в валютном эквиваленте на момент исполнения договора является фактом, выходящим за рамки исследуемого договорного правоотношения, который должен рассматриваться в качестве предпринимательского риска поставщика (импортера).
Так, согласно п.1 ст.1 ГК предпринимательской деятельности свойственны такие признаки, как рисковый характер, а также самостоятельная имущественная ответственность лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность;
4) из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Постановлением Совета Министров РБ, Правления Нацбанка РБ от 25.02.2011 № 240/5 «О расчетах по импорту некоторых товаров» (далее - постановление № 240/5) установлено ограничение на приобретение иностранной валюты для расчетов с нерезидентом по внешнеторговому договору, а также определен ряд источников иностранной валюты, которые могут быть использованы резидентами для исполнения обязательств по внешнеторговому договору.
Указанное ограничение на приобретение иностранной валюты не может рассматриваться в качестве безусловно достаточного основания для освобождения от ответственности в случае неисполнения обязательства на основании ст.372 ГК в силу того, что сторона обязана принять все меры для надлежащего исполнения обязательства, в т.ч. и путем использования возможности получения валюты из источников, указанных в подп.1.1.1-1.1.5 постановления № 240/5.
Вместе с тем в случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору, а именно, исполнения с просрочкой в связи с необходимостью поиска иных источников валютных средств, сторона может быть освобождена от ответственности, если докажет, что она приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства (часть вторая ст.372 ГК).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что сам по себе факт роста курса иностранной валюты и затруднительности ее приобретения не может рассматриваться в качестве существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, и не является безусловным основанием для расторжения или изменения договора в соответствии со ст.421 ГК, а также освобождения от ответственности за его неисполнение. Кроме того, опыт прошлых лет свидетельствует о том, что именно такой точки зрения придерживалась судебная практика при предыдущей девальвации.
15.08.2011 г.
Сергей Кулаковский, заместитель председателя хозяйственного суда г.Минска