Вопрос-ответ от 06.09.2018
Автор: Томкович Р.

Юридическое лицо - резидент 1 заключило внешнеторговый договор с юридическим лицом - нерезидентом в российских рублях на поставку товара. Резидент 1 имеет задолженность перед резидентом 2. Возможно ли заключить договор уступки прав требования между резидентом 1 и резидентом 2 для проведения авансового платежа в российских рублях по указанному договору на счет резидента 2 с последующей отгрузкой товара резидентом 1? Не нарушаются ли нормы действующего законодательства, если резидент 1 имеет на принудительном исполнении судебные постановления?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Юридическое лицо - резидент (далее - резидент 1) заключило внешнеторговый договор с юридическим лицом - нерезидентом в российских рублях на поставку товара. Резидент 1 имеет задолженность перед другим резидентом (далее - резидент 2).

Возможно ли заключить договор уступки прав требования между резидентом 1 и резидентом 2 для проведения авансового платежа в российских рублях по вышеуказанному договору на счет резидента 2 с последующей отгрузкой товара резидентом 1? Не нарушаются ли нормы действующего законодательства, если резидент 1 имеет на принудительном исполнении судебные постановления?

 

ОТВЕТ: Проанализируем ситуацию поэтапно.

Поскольку резидент 1 имеет задолженность перед резидентом 2, он может уступить право (требование), в том числе к нерезиденту, в целях прекращения обязательств. В данном случае обязательство резидента 1 перед резидентом 2 прекратится посредством предоставления вместо исполнения (платежа) отступного - передачи (уступки) права (требования) к иному субъекту (ст.380 Гражданского кодекса Республики Беларусь, далее - ГК).

То обстоятельство, что требования к нерезиденту выражены в российских рублях, не влияет на законность данной сделки, поскольку законодательство Республики Беларусь запрещает расчеты в иностранной валюте между резидентами в случаях, прямо не предусмотренных нормативными правовыми актами. Но в рассматриваемом случае резиденты не используют между собой в расчетах иностранную валюту.

Осуществление в отношении резидента 1 исполнительного производства либо выставление к его счету исполнительного документа также не влияет на законность сделки, за исключением случая, если судебный исполнитель либо суд вынес постановление о запрете резиденту 1 осуществлять уступку требования по отношению к своим дебиторам.

Что касается дальнейших правоотношений по внешнеторговому договору, то необходимо учитывать следующее. В соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178) экспортер - это резидент, заключивший внешнеторговый договор либо к которому перешли права и обязанности по внешнеторговому договору в результате уступки прав требования между резидентами в соответствии с ГК (абзац 28 подп.1.1 п.1).

При этом датой завершения внешнеторговой операции при экспорте в подобных случаях считается дата поступления денежных средств на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования (подп.1.6.1 п.1 Указа № 178). Подпункт 1.8 п.1 Указа № 178 также допускает поступление денежных средств по внешнеторговым договорам, предусматривающим экспорт, не на счет первоначального экспортера, а на счет другого резидента в соответствии с условиями договора уступки требования, заключенного между экспортером и данным резидентом.

Однако новый кредитор становится экспортером в соответствии с абзацем 28 подп.1.1 п.1 Указа № 178.

 

внимание

Обратите внимание!

В указанной норме имеется в виду не то, что резидент, которому уступили требования, приобретает права экспортера по истребованию выручки и обязанности экспортера по ее своевременному получению, а то, что новый кредитор становится экспортером, то есть приобретает соответствующий статус.

 

Даная норма рассчитана, очевидно, на тот случай, когда сначала резидент отгрузил товар нерезиденту, а затем уступил права требования к нему другому резиденту. В рассматриваемой ситуации сначала предполагается произвести уступку требования, после чего, исходя из буквального содержания подп.1.8 п.1 Указа № 178, именно резидент 2 становится экспортером. Соответственно, возможность отгрузки товара резидентом 1 может быть поставлена под сомнение.

По мнению автора, с точки зрения гражданского права, если был заключен классический договор уступки требования, а не замены стороны в договоре, то к резиденту 2 перешли права по внешнеторговому договору, а обязанности сохранились за резидентом 1 и он обязан отгрузить товар.

Во избежание рисков, связанных с буквальным, а не системным толкованием норм Указа № 178, можно порекомендовать несколько изменить схему взаимодействия, а именно - сначала отгрузить товар, а затем уступать требование и получать оплату. Риски, связанные с возможной неоплатой нерезидентом товара, могут быть минимизированы использованием аккредитивной формы расчетов. При этом, поскольку предполагается уступка требования, аккредитив должен быть переводным (трансферабельным), то есть допускающим передачу прав на выручку по нему.

 

06.09.2018

 

Роман Томкович, юрист