


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Юридическое лицо - резидент (далее - резидент «А») заключило с юридическим лицом - резидентом (далее - резидент «Б») и юридическим лицом - нерезидентом (далее - нерезидент) трехсторонний договор, по которому резидент «А» поставляет товар резиденту «Б», а исполнение обязательств резидента «Б» по оплате товара в безналичном порядке в белорусских рублях осуществляет нерезидент.
1. Какова правовая природа данного договора?
2. Должен ли банк уведомить Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее - КГК) об отсутствии регистрации сделки при поступлении денежных средств резиденту «А»?
ОТВЕТ: 1. В данном случае заключен договор поставки.
![]() |
Справочно Внешнеторговый договор - договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (абзац 2 подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178)). Экспорт - передача резидентом товаров (в т.ч. по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Государственную границу Республики Беларусь), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту (абзац 27 подп.1.1 п.1 Указа № 178). |
Таким образом, поскольку передачи товаров нерезиденту нет, соответственно, заключенный договор не является экспортным внешнеторговым договором, а значит, Указ № 178 не распространяет свое действие на данные правоотношения.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст.476 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)).
Исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из законодательства, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом (п.1 ст.294 ГК).
Таким образом, заключенный трехсторонний договор является обычным договором поставки и не является экспортным внешнеторговым договором. Поскольку Указ № 178 не распространяет свое действие на данные правоотношения, следовательно, регистрация сделки не нужна. Нерезидент выступает в качестве третьего лица - плательщика, а не стороны в обязательстве.
2. Банк не должен уведомлять КГК.
Уведомление КГК осуществляется в случае несоответствия валюты поступивших денежных средств требованиям валютного законодательства, а также непредставления предусмотренной информации по внешнеторговым операциям (п.31 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46).
Также по поступившим денежным средствам, когда банк может установить необходимость регистрации сделки и данная информация не указана в сведениях о поступивших денежных средствах, банком направляется соответствующий формуляр в КГК (часть вторая п.7 письма Национального банка Республики Беларусь от 19.12.2011 № 21-17/254 «О применении законодательства»).
В рассматриваемом случае внешнеторговая операция отсутствует, договор не является внешнеторговым и регистрации сделки не требуется. Поэтому банк не должен уведомлять КГК об отсутствии регистрации сделки при поступлении денежных средств резиденту «А».
24.10.2014
Денис Сафаревич, юрист