Вопрос-ответ от 30.07.2010
Автор: Сафаревич Д.

Юридическое лицо - резидент заключило с нерезидентом договор франчайзинга. Резидент собирается осуществить нерезиденту платеж по данному договору. В соответствии с действующим законодательством договор франчайзинга подлежит регистрации в патентном органе. Вправе ли клиент осуществить платеж, а банк провести данный платеж по незарегистрированному в патентном органе договору франчайзинга?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Юридическое лицо - резидент заключило с нерезидентом договор франчайзинга. Резидент собирается осуществить нерезиденту платеж по данному договору. В соответствии с действующим законодательством договор франчайзинга подлежит регистрации в патентном органе.

Вправе ли клиент осуществить платеж, а банк провести данный платеж по незарегистрированному в патентном органе договору франчайзинга?

 

ОТВЕТ: В соответствии со ст.910 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (далее - договор франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в т.ч. секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.

Статьей 910-1 ГК предусмотрено, что договор франчайзинга подлежит регистрации в патентном органе в порядке, установленном законодательством. Данный порядок определен постановлением Совета Министров РБ от 21.03.2009 № 346 «О регистрации лицензионных договоров, договоров уступки, договоров залога прав на объекты права промышленной собственности и договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга)» и перечнем административных процедур, осуществляемых Государственным комитетом по науке и технологиям и подчиненными ему государственными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.11.2007 № 1642.

 

 

От редакции: С 27 марта 2012 г. постановлением Совета Министров РБ от 17.02.2012 № 156 утвержден новый единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Согласно п.6 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 (далее - Инструкция), контроль банков как агентов валютного контроля определяется следующими функциями:

1) контроль за соответствием порядка проведения клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства.

При выполнении данной функции банки осуществляют контроль за:

- правомерностью проведения расчетов между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте и белорусских рублях;

- правомерностью проведения расчетов в иностранной валюте, ценных бумагах в иностранной валюте и (или) платежных документах в иностранной валюте между резидентами;

- правомерностью изменения валюты обязательств при проведении валютных операций;

- правомерностью внесения наличных белорусских рублей в кассу банка для зачисления (перечисления) на счета субъектов валютных операций - нерезидентов либо получения наличных белорусских рублей при снятии со счетов субъектов валютных операций - нерезидентов;

- правомерностью внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) субъектов валютных операций;

- целевым использованием иностранной валюты, купленной резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) на внутреннем валютном рынке;

- проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством;

2) контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям, предусмотренных в главе 3 Инструкции;

3) осуществление регистрации сделки;

4) уведомление органов валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства;

5) представление информации по валютным и внешнеторговым операциям в Нацбанк РБ в порядке и сроки, определенные Нацбанком РБ.

Исходя из п.27 Инструкции при проведении валютной операции в представляемом клиентами (за исключением физических лиц) внешнеэкономическом договоре банк проверяет:

1) соответствие валюты расчета валютному законодательству;

2) наличие наименования, местонахождения (юридического адреса) и банковских реквизитов нерезидента-контрагента; для внешнеторговых договоров - также наличие условий расчетов. Под банковскими реквизитами нерезидента-контрагента в целях данного пункта понимается наименование банка и банковский идентификационный код (или S.W.I.F.T.-код).

Пунктом 28 Инструкции закреплено, что банк отказывает клиенту в проведении валютной операции в случаях:

1) несоответствия валюты расчета валютному законодательству (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);

2) непредставления клиентом в банк документов, необходимых банку для осуществления функций агента валютного контроля, либо несоответствия представленных документов (платежных инструкций) требованиям пп.25, 27 Инструкции (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств в безналичном порядке);

3) получения от клиента поручения на перечисление денежных средств со счета, если исполнение поручения не соответствует режиму функционирования счета клиента;

4) непредставления клиентом в банк платежного поручения об уплате оффшорного сбора при осуществлении валютной операции, требующей уплаты оффшорного сбора;

5) снятия наличной иностранной валюты со счетов субъектов валютных операций в банке, если возможность использования наличной иностранной валюты не предусмотрена валютным законодательством;

6) снятия наличных белорусских рублей со счетов субъектов валютных операций - нерезидентов в банке, если возможность использования наличных белорусских рублей не предусмотрена валютным законодательством;

7) неправомерного изменения валюты обязательств (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств);

8) отсутствия регистрации сделки, если необходимость регистрации сделки предусмотрена законодательством (кроме валютной операции, связанной с поступлением денежных средств). В случае отсутствия регистрации сделки и невозможности банком на основании представленных клиентом документов определить необходимость регистрации сделки клиент по требованию банка для подтверждения отсутствия необходимости регистрации сделки учиняет на платежной инструкции запись: «Регистрация сделки не требуется».

Пунктом 29 Инструкции установлено, что банк при проведении валютных операций не осуществляет контроль выполнения требований валютного законодательства, возложенных непосредственно на клиентов, за исключением случаев, когда такой контроль возложен на банк в соответствии с законодательством.

Таким образом, клиент, если настаивает, может осуществить платеж, а банк не имеет оснований отказать в платеже. Вся ответственность и все риски в данном случае за работу по незарегистрированному в патентном органе договору франчайзинга ложатся на клиента.

 

30.07.2010 г.

 

Денис Сафаревич, главный юрисконсульт управления правовой и кадровой работы закрытого акционерного общества «Абсолютбанк»

 

От редакции: В постановление Правления Нацбанка РБ от 16.04.2009 № 46 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля» на основании постановлений Правления Нацбанка РБ от 31.10.2011 № 474 (с 16 ноября 2011 г.) и от 11.12.2014 № 769 (с 4 января 2015 г.) внесены изменения и дополнения.