Пособие от 30.03.2012
Автор: Овсейко С.

Юрист - кадровику: договоры в сфере образования


 

Материал помещен в архив

 

ЮРИСТ - КАДРОВИКУ: ДОГОВОРЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Введение

С 1 сентября 2011 г. начал действовать Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее - КоО). Вслед за ним вступило в силу постановление Минобразования РБ от 21.07.2011 № 99 (далее - постановление № 99), утвердившее 17 типовых форм договоров, используемых в образовании.

Ранее детальная регламентация правоотношений в данной сфере отсутствовала, хотя попытки принятия отдельных типовых и примерных форм договоров предпринимались и ранее. В частности, до сих пор применяются 3 примерных договора о профессиональном обучении безработных, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 12.10.2006 № 1334 (далее - постановление № 1334).

Помимо постановления № 99 были приняты:

• типовая форма договора о подготовке рабочего (служащего) с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского бюджета, а также аналогичный договор на платной основе, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 14.07.2011 № 953 (далее - постановление № 953);

• типовой договор о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, а также аналогичный договор на платной основе, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 28.07.2011 № 1016 (далее - постановление № 1016).

Понятие типовых договоров

Два основные источника возникновения прав и обязанностей сторон - законодательство и договор (п.1 ст.7 Гражданского кодекса РБ, далее - ГК).

Типовые договоры занимают промежуточное положение между ними: с одной стороны, они имеют форму индивидуально согласованного сторонами акта, т.е. договора; с другой стороны, условия такого договора целиком определяются нормативным правовым актом, утвердившим соответствующую форму, а не обсуждаются сторонами.

По способу заключения типовые договоры относятся к публичным договорам (ст.396 ГК), которые должны заключаться организацией в ходе ее обычной деятельности на стандартных условиях в отношении каждого, кто к ней обратился. Свобода договора (ст.391 ГК) в таких случаях ограничивается, по сути, теми пунктами договора, которые в типовых формах остаются незаполненными.

 

Справочно

В п.1 ст.396 ГК речь идет о коммерческих организациях, учреждения образования (далее - УО) создаются в организационно-правовой форме учреждения (подп.1.21 п.1 ст.1 КоО), которое относится к некоммерческим организациям (п.3 ст.46 ГК). Однако к общественным отношениям в сфере образования гражданское и иное законодательство применяется лишь субсидиарно, т.е. в части, не урегулированной КоО (п.2 ст.4 КоО).

 

Согласно п.4 ст.396 ГК в случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство РБ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В сфере образования право утверждать типовые формы договоров вытекает из постановления Совета Министров РБ от 19.07.2011 № 969 «О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь на принятие (издание) нормативных правовых актов в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании» (за исключением типовых форм договоров о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета и о подготовке научного работника высшей квалификации на платной основе).

Таким образом, типовой договор - это такая разновидность публичного договора, условия которого заранее определены для обеих сторон.

Другие признаки типовых договоров

Другие признаки типовых договоров как разновидности договоров присоединения следующие:

а) организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

б) отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается (п.5 ст.396 ГК);

в) условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными законодательством в этой области, считаются ничтожными (п.1 ст.19 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей», далее - Закон о защите прав потребителей).

 

Обратите внимание!

Согласно ст.2 Закона о защите прав потребителей его действие распространяется в т.ч. на отношения между потребителями и исполнителями, возникающие из договора возмездного оказания услуг, к разновидностям которого относятся договора в сфере образования;

 

г) при необоснованном уклонении организации от заключения публичного договора другая сторона на основании п.4 ст.415 ГК вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой причиненные этим убытки.

Отличия типовых договоров от примерных

Типовые договоры следует отличать от примерных договоров, о которых идет речь в ст.397 ГК (например, упомянутого выше Примерного договора об обучении безработного), поскольку:

• в противовес типовым, примерные договоры не обязательны для сторон;

• цель примерных договоров - упростить договорно-правовую работу, а не связать стороны обязательными условиями;

• примерные условия могут разрабатываться не только Правительством РБ или иными государственными органами, но и юридическими лицами, однако в последнем случае они обязательно должны быть опубликованы в печати.

Юридическая природа договоров в сфере образования

Договоры об оказании услуг по обучению прямо упомянуты в п.2 ст.733 ГК в качестве разновидности договора возмездного оказания услуг (глава 39 ГК).

Однако договор возмездного оказания услуг по определению является возмездным (платным). Между тем ст.49 Конституции Республики Беларусь гарантирует бесплатность среднего и профессионально-технического образования, а п.2 ст.3 КоО перечисляет и иные виды, формы, образовательные программы бесплатного образования, право на которое граждане РБ имеют на конкурсной основе.

Получается достаточно неоднозначная ситуация, когда образовательные отношения регулируются в зависимости от ситуации:

• разновидностями договора возмездного оказания услуг (глава 39 ГК), если такие договоры возмездны по своей природе (это более половины договоров, перечисленных в ст.60-77 КоО);

• договорами об обучении, перечисленными в КоО, которые предусматривают использование средств бюджета, следовательно, будут для обучающегося безвозмездными (бесплатными). К такого рода договорам не могут на основании п.2 ст.4 КоО субсидиарно применяться нормы ГК о возмездном оказании услуг, а лишь нормы КоО. Вызывает сомнение, что такие договоры предоставляют обучающемуся гарантии, определенные ст.2 Закона о защите прав потребителей;

• на внедоговорной основе (например, образовательные программы бесплатного дошкольного или общего среднего образования), когда бесплатное образование может предоставляться на иных основаниях: согласно п.1 ст.56 КоО, помимо договора (если его заключение не требуется), образовательные отношения могут возникать на основании решения руководителя организации, индивидуального предпринимателя (далее - ИП), имеющих право осуществлять образовательную деятельность, о приеме (зачислении) обучающегося лица.

Отличительная особенность всех договоров возмездного оказания услуг

Одним из признаков и отличительной особенностью всех договоров возмездного оказания услуг является то, что исполнитель, оказывая услуги, в то же время не гарантирует результат. В соответствии с п.1 ст.733 ГК он обязан лишь совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а результат (применительно к образовательным услугам это может быть как получение документа об образовании, так и знаний) зависит не только от исполнителя, но и от заказчика (обучающегося). Это нашло отражение во всех типовых формах договоров, где предмет договора сформулирован именно как процесс, а не его результат. Тем более это относится к договорам на бесплатное обучение.

Ситуации с невозможностью исполнения договора, а также с односторонним отказом от него

В договорах об оказании услуг по обучению, регламентированных законодательством, специально не урегулированы ситуации с невозможностью исполнения, а также с односторонним отказом от него. Если речь идет о платных образовательных услугах, то здесь подлежат применению нормы ст.735-736 ГК, в соответствии с которыми:

• в случае невозможности исполнения возникшей по вине заказчика услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законодательством или договором возмездного оказания услуг;

• в случаях, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законодательством или договором возмездного оказания услуг;

• заказчик вправе отказаться от договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;

• исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Общая характеристика договоров в сфере образования

В ст.59 КоО перечисляются виды (уровни) образования и образовательные программы, которые осуществляются на основании договоров. Данная статья содержит перечень из 18 договоров, на основании которых возникают образовательные отношения, типовые формы которых утверждаются Правительством РБ.

Содержанию каждого из них (предмет договора; стороны; источник оплаты; прочие существенные условия) посвящены статьи КоО - с 60 по 77.

Коротко их содержание - в таблице.

Таблица

 

Основные характеристики договоров в сфере образования

 

Договор

(статья КоО)

Стороны

договора

Пред-мет дого-вора

Спе-циаль-ность (профес-сия, квали-фикация и т.д.)

Срок полу-чения

Стои-мость обуче-ния, порядок ее из-мене-ния

Трудо-устрой-ство

Срок обяза-тель-ной рабо-ты

Возме-щение средств, затра-ченных госу-дарст-вом

Поря-док расче-тов

Созда-ние заказ-чиком условий для про-хожде-ния произ-вод-ственного обучения

Тема-тика повы-шения ква-лифи-кации

Ответ-ствен-ность сторон

1. Договор о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета (ст.60)

Государственное учреждение образования (далее - ГУО)

(послевузовское образование), гражданин, направляющая организация

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

2. Договор о подготовке научного работника высшей квалификации на платной основе (ст.61)

УО (послеву-зовское образование) и гражданин, а также юридическое, физическое лица (в т.ч. ИП), если оплата не за счет обучающегося (далее - плательщик)

+

+

+

+

-

-

-

+

-

-

+

3. Договор о подготовке специалиста (рабочего, служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета (ст.62)

ГУО и гражданин

+

+

+

+

+

+

+

-

-

-

+

4. Договор о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) (ст.63)

ГУО, гражданин и направляющая организация

+

+

+

+

+

+

+

-

+

-

+

5. Договор о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе (ст.64)

УО, гражданин, плательщик

+

+

+

+

-

-

-

+

-

-

+

6. Договор о переподготовке руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета (ст.65)

ГУО, гражданин, направляющая организация

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

7. Договор о переподготовке руководящего работника (специалиста) на платной основе (ст.66)

УО, гражданин, плательщик

+

+

+

+

-

-

-

+

-

-

+

8. Договор о переподготовке рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета (ст.67)

ГУО (иная государственная организация), гражданин, направляющая организация

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

9. Договор о переподготовке рабочего (служащего) на платной основе (ст.68)

УО (иная организация), гражданин, плательщик

+

+

+

+

-

-

-

+

-

-

+

10. Договор о повышении квалификации руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского бюджета (ст.69)

ГУО (иная государственная организация), гражданин, направляющая организация

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

+

11. Договор о повышении квалификации руководящего работника (специалиста) на платной основе (ст.70)

УО (иная организация), гражданин, плательщик

+

-

+

+

-

-

-

+

-

-

+

12. Договор о повышении квалификации рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета (ст.71)

ГУО (иная государственная организация), гражданин, направляющая организация

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

13. Договор о повышении квалификации рабочего (служащего) на платной основе (ст.72)

УО (иная организация), гражданин, плательщик

+

+

+

+

-

-

-

+

-

-

+

14. Договор о профессиональ-ной подготовке рабочего (служащего) за счет средств республиканского (местного) бюджета (ст.73)

ГУО (иная государственная организация), гражданин, направляющая организация

+

+

+

-

-

-

-

-

-

-

+

15. Договор о профессиональ-ной подготовке рабочего (служащего) на платной основе (ст.74)

УО (иная организация), гражданин, плательщик

+

+

+

+

-

-

-

+

-

-

+

16. Договор о стажировке руководящего работника (специалиста) за счет средств республиканского (местного) бюджета (ст.75)

ГУО (иная государственная организация), гражданин, направляющая организация

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

+

17. Договор о стажировке руководящего работника (специалиста) на платной основе (ст.76)

УО (иная организация), гражданин, плательщик

+

-

+

+

-

-

-

+

-

-

+

18. Договор о платных услугах в сфере образования (ст.77)

УО (иная организация) и др.

+

-

+

+

-

-

-

+

-

-

+

Примерные договоры о профессиональном обучении безработных

В таблице рассмотрены только те из договоров в сфере образования, которые урегулированы в КоО.

В нее не вошли, в частности, ранее упоминавшиеся примерные договоры о профессиональном обучении безработных. Дело в том, что только один из них (Примерный договор об организации и осуществлении обучения безработных; приложение 4 к Положению о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, утвержденному постановлением № 1334 (далее - Положение № 1334)) предусматривает оказание услуг по обучению (сторонами его являются учреждение образования и орган по труду, занятости, социальной защите). Два других образовательную деятельность непосредственно не регламентируют: Примерный договор о обучении безработного (приложение 2) заключается между безработным и органом по труду, занятости, социальной защите; Примерный договор о обучении и трудоустройстве безработного (приложение 3) дополнительно включает третью сторону - нанимателя, подавшего соответствующую заявку и гарантирующего трудоустройство. Но даже первый договор (приложение 4) трудно подвести под родовую категорию договоров возмездного оказания услуг, поскольку:

а) сам обучающийся не является стороной договора. Хотя ГК допускает заключение договора в пользу третьего лица (ст.400), такая конструкция не может быть применима к договору на обучение безработных;

б) это договор организационного типа, он заключается на определенный период времени в отношении групп обучающихся, его предметом не является непосредственное оказание индивидуальных услуг.

В случае заключения индивидуального договора на обучение безработного (что допускается Положением № 1334) его можно подвести под одну из разновидностей договора, перечисленных в КоО.

В п.5 данного Положения перечислены 7 видов образовательных программ, по которым может осуществляться обучение безработных. Хотя и здесь есть нестыковка: средства внебюджетных фондов (обучение безработных осуществляется в настоящее время за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, а не государственного фонда содействия занятости) не упомянуты в КоО в качестве источников оплаты обучения. Их можно рассматривать только как средства, вносимые иным «юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем, физическим лицом), осуществляющим оплату стоимости обучения».

Кроме того, названия договоров, как они сформулированы в КоО, не всегда совпадают с теми типовыми формами, что утверждены постановлениями № 953 и № 99. В частности, 3 договорам, регламентированным ст.62-64 КоО, соответствуют 6 типовых форм:

1-2) договоры о подготовке специалистов с высшим образованием за счет средств республиканского (местного) бюджета, а также на платной основе;

3-4) договоры о подготовке специалиста (рабочего) со средним специальным образованием за счет средств республиканского (местного) бюджета, а также на платной основе;

5-6) договоры о подготовке рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского бюджета, а также на платной основе.

 

Обратите внимание!

В дальнейшем вместо полного названия договора будем ссылаться на статьи КоО, ему посвященные.

 

Следует также учитывать, что договорам, указанным в ст.60-61 КоО, соответствуют типовые формы, утвержденные постановлением № 1016. Поэтому общее количество договоров об образовании, перечисленных в КоО (18), меньше общего количества типовых форм (21) за счет детализации уровня образования, по которому осуществляется подготовка (высшее, среднее специальное, профессионально-техническое).

Двух- и трехсторонние договоры

Большинство договоров в сфере образования могут быть как двухсторонними, так и трехсторонними.

В качестве третьей стороны выступает либо направляющая организация, что подразумевает наличие (установление в будущем) трудовых отношений, либо иное лицо, оплачивающее обучение (основания для этого могут быть самые разные).

Принципиального различия между двух- и трехсторонними договорами нет (п.4 ст.390 ГК). Обязанности третьей стороны (плательщика или заказчика) обычно ограничиваются оплатой образовательных услуг.

 

Справочно

Обязанность по их дальнейшему трудоустройству регламентируется, как правило, иными договорами или вытекает непосредственно из законодательства. Например, согласно ст.21 Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» наниматель обязан принимать на работу выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в соответствии с договорами (заявками) на обучение, заключенными между указанными УО и нанимателями.

 

В качестве исполнителя по договорам об обучении могут выступать УО, причем по некоторым договорам (образовательным программам) только ГУО, а в разрешенных случаях также другие организации и ИП.

 

Справочно

Выбор организационно-правовой формы учреждения предполагает не только некоммерческий характер деятельности УО, но и то, что оно финансируется собственником (п.1 ст.120 ГК), а имуществом владеет, пользуется и распоряжается на праве оперативного управления в соответствии с целями своей деятельности (ст.277 ГК). По сравнению с другими учреждениями для УО действуют дополнительные запреты на:

а) оказание платных услуг взамен образовательной деятельности, финансируемой за счет бюджета;

б) установление им нормативов на осуществление приносящей доход деятельности (ст.138 КоО).

Статья 19 КоО провозглашает, что УО могут быть государственными и частными, но ее п.7 перечисляет сферы (связанные с обороной и безопасностью), где могут создаваться только ГУО.

Лицензирование

Для оказания образовательных услуг лицензии Министерства образования требуются только в случаях, перечисленных в Указе Президента РБ от 01.09.2010 № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

1) подготовка кадров с профессионально-техническим образованием;

2) подготовка кадров со средним специальным образованием;

3) подготовка кадров с высшим образованием;

4) переподготовка и повышение квалификации кадров со средним специальным и высшим образованием.

Кроме того, в соответствии со ст.29 КоО УО (иные организации, которым предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) обязаны проходит аккредитацию, что дает им право на выдачу выпускникам документов об образовании (перечислены в ст.98 КоО).

Существенные условия договора

Для каждого вида договора в ст.60-77 КоО перечисляются существенные условия договора.

Существенными согласно п.1 ст.402 ГК являются условия договора о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Юридическое значение существенных условий договора в том, что с момента достижения сторонами соглашения по ним договор считается заключенным.

Предмет договора - обучение в соответствии с одной из образовательных программ (подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировки) соответствующего уровня (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское) с присвоением соответствующей специальности, профессии, квалификации.

В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации», утвержденным постановлением Минобразования РБ от 02.06.2009 № 36:

• специальность - это вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта, - подсистема группы специальностей;

• профессия - род трудовой деятельности, требующий определенных знаний и навыков, приобретаемых путем обучения и практического опыта;

• квалификация - подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках специальности, направления специальности.

Для некоторых видов договоров дополнительно указываются:

• направление специальности - подсистема специальности как разновидность профессиональной деятельности в рамках конкретной специальности профессионально-технического, среднего специального и высшего образования I ступени;

• должность - служебное положение работника, обусловленное кругом его обязанностей, должностными правами и характером ответственности;

• специализация - составляющая специальности или направления специальности профессионально-технического, среднего специального и высшего образования I ступени, обусловленная видом применяемых знаний и особенностями профессиональной деятельности в рамках специальности или ее направления.

Отдельные виды договоров отличаются также в зависимости от статуса обучающегося: руководящий работник, специалист, рабочий, служащий.

Также следует учитывать, что для некоторых сфер (например, охрана труда) периодические переподготовка, стажировка, повышение квалификации являются обязательными (ст.232 Трудового кодекса РБ (далее - ТК), ст.13 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»; Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 175).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 января 2014 г. следует руководствоваться Законом № 356-З в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З. Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда перечислены в ст.17 новой редакции Закона.

Оплата обучения и льготы в части налогообложения

Оплата обучения может устанавливаться как в фиксированной сумме, так и в виде открытой цены (указывается сумма на момент заключения договора с возможностью одностороннего изменения исполнителем и уведомлением другой стороны в установленный, например, 7-дневный, срок).

Существуют льготы в части налогообложения, следовательно, обороты по реализации услуг на обучение (реализация образовательных программ дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования; дополнительного образования детей и молодежи; дополнительного образования взрослых (за исключением образовательной программы обучающих курсов (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы и иные виды обучающих курсов), образовательной программы совершенствования возможностей и способностей личности и др.) освобождаются от налога на добавленную стоимость (подп.1.28 п.1 ст.94 Налогового кодекса РБ; далее - НК).

Кроме того, с 1 января 2012 г. от обложения налогом на прибыль освобождается прибыль учреждений образования от приносящей доходы деятельности (подп.1.135 п.1 ст.140 НК).

Оплата обучения может производиться за счет республиканского или местного бюджета, собственных средств обучающегося, средств иных лиц.

В соответствии с подп.1.9 п.1 ст.44 Бюджетного кодекса РБ (далее - БК) из республиканского бюджета финансируются, в частности, обеспечение получения послевузовского образования, а также повышение квалификации и переподготовка работников организаций, финансируемых из бюджета, других работников в соответствии с законодательством. Последнее может финансироваться также из областных бюджетов (подп.1.9 п.1 ст.45 БК), бюджетов базового и уровня (подп.1.8 п.1 ст.46 БК), бюджета г.Минска (подп.1.9 п.1 ст.47 БК).

Оплата обучения третьими лицами

В случае оплаты обучения третьими лицами необходимо основание для такой оплаты.

Указ Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300) не называет оплату обучения (получения образования) среди возможных целей предоставления такой помощи. Поэтому юридические лица и ИП вправе оказывать такую помощь только по решению Президента РБ или с его согласия.

Но с другой стороны, действие Указа № 300 не распространяется на предоставление организациями и ИП денежных средств в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) профессиональным союзам, их организационным структурам, объединениям таких союзов и их организационным структурам; трудовым и иным законодательством - своим работникам (членам их семей).

Суммы, перечисляемые третьими лицами в счет оплаты обучения, могут облагаться подоходным налогом у обучающихся, относясь при этом к доходам, полученным в натуральной форме (подп.2.1 п.2 ст.157 НК). Однако не признаются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц доходы, полученные плательщиками:

• в размере превышения размеров платы за оказываемые учреждением образования услуги в сфере образования над фактически вносимой суммой платы за соответствующие услуги в сфере образования в этом учреждении образования;

• в размере стоимости обучения плательщиков, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых, при их переподготовке, профессиональной подготовке, повышении квалификации, стажировке за счет средств бюджета, организации или индивидуального предпринимателя, являющихся местом их основной работы (службы, учебы) (подп.2.10 и 2.14 п.2 ст.153 НК).

Социальные и стандартные налоговые вычеты

Для получающих образование предусмотрены социальные и стандартные налоговые вычеты.

Социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, уплаченной плательщиком в течение налогового периода за свое обучение в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования, а также на погашение кредитов банков Республики Беларусь, займов, полученных от белорусских организаций и (или) белорусских ИП (включая проценты по ним, за исключением процентов, уплаченных за несвоевременный возврат (погашение) кредитов, займов и (или) за несвоевременную уплату процентов по кредитам, займам), фактически израсходованных им на получение первого высшего, первого среднего специального или первого профессионально-технического образования. Вычету подлежат также суммы, уплаченные плательщиком за обучение лиц, состоящих с ним в отношениях близкого родства (п.1 ст.165 НК).

Если налогоплательщик имеет право на социальный налоговый вычет, а средства на обучение предоставляются в виде безналичной оплаты организацией или ИП стоимости обучения налогоплательщика в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего, первого среднего специального, первого профессионально-технического образования, а также в виде расходов на погашение кредитов (включая проценты по ним) банков Республики Беларусь, фактически израсходованных плательщиком на получение такого образования, то такие доходы также освобождаются от подоходного налога с физических лиц при представлении плательщиком организации или ИП справки (ее копии) учреждения образования (подп.1.35 п.1 ст.163 НК).

Стандартный налоговый вычет из налоговой базы применяется в размере 123 000 руб. в месяц и предоставляется для родителей на каждого ребенка до 18 лет и (или) каждого иждивенца, к числу которых относятся, в частности, обучающиеся старше 18 лет, получающие в дневной форме получения образования общее среднее, специальное, первое профессионально-техническое, первое среднее специальное, первое высшее образование (подп.1.2 п.1 ст.164 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2016 г. размер стандартного налогового вычета составляет 24 руб. в месяц на ребенка до 18 лет и (или) на каждого иждивенца (подп.1.2 п.1 ст.164 НК в редакции Закона РБ от 13.06.2016 № 372-З).

Срок обязательной работы после окончания обучения

Срок обязательной работы после окончания обучения устанавливается, как правило, в случаях подготовки (в т.ч. целевой) специалистов за счет средств бюджета.

 

Справочно

Целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих - подготовка специалистов с высшим образованием, специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием, рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов для организаций, находящихся в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. человек, в населенных пунктах, расположенных на территории радиоактивного загрязнения, либо в сельских населенных пунктах, а также подготовка рабочих с профессионально-техническим образованием, служащих с профессионально-техническим образованием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и для организаций, расположенных в иных населенных пунктах (подп.1.22 п.1 ст.1 КоО).

 

Согласно п.2 ст.84 КоО срок обязательной работы после окончания обучения составляет для выпускников, получивших:

• послевузовское образование I ступени за счет средств республиканского бюджета, - 2 года, для выпускников, получивших послевузовское образование II ступени за счет средств республиканского бюджета, - 1 год;

• высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается не менее 5 лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, - не менее 3 лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, - не менее 2 лет.

 

Справочно

При этом наниматели независимо от формы собственности при приеме на работу выпускников государственных учреждений образования в течение 2 лет после получения высшего или среднего специального образования и 1 года - после получения профессионально-технического образования должны требовать предъявления ими свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве (п.32 Положения о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 22.06.2011 № 821, далее - постановление № 821);

 

• послевузовское образование, высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование за счет средств юридических лиц (ИП), определяется соответствующими договорами.

 

Справочно

В случае оплаты обучения за счет средств юридических лиц (ИП) вопросы обязательной отработки определяются не законодательством об образовании, а трудовым законодательством и исключительно на договорной основе.
В частности, ст.19 ТК предусматривает, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия об обязанности отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств нанимателя (если иное не предусмотрено коллективным договором).

 

В случае несоблюдения данного условия согласно ст.88 КоО выпускники, которым место работы предоставлено путем распределения, направленные на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации за счет средств республиканского бюджета, договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) и не отработавшие установленный срок обязательной работы, обязаны возместить в республиканский и (или) местные бюджеты средства, затраченные государством на их подготовку. Причем в случаях целевой подготовки обязанность по возмещению средств солидарно несет организация - заказчик кадров, если соответствующий договор будет расторгнут с нарушением порядка, предусмотренного Положением о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих, утвержденным постановлением № 821, п.7 которого обязывает согласовывать такое расторжение с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, в подчинении которых находятся заказчики, в определяемом этими органами порядке.

Ответственность сторон

Ответственность сторон в типовых формах касается только нарушения сроков оплаты (предусмотрена пеня в размере 0,1 % за каждый день просрочки), а также так называемой деликтной ответственности (за ущерб имуществу УО и т.п.). Это так называемая гражданско-правовая ответственность.

Но при этом сам КоО подробно регламентирует виды, основания и порядок применения мер дисциплинарной ответственности (ст.126-136).

Обычные и случайные условия договоров

Обычные условия договоров

Наряду с существенными (перечислены в ст.60-77 КоО) условия договоров могут также быть обычными и случайными. Обычными условиями типового договора следует считать те, что не названы в качестве существенных, но в то же время определены типовыми формами. В частности, это практически весь раздел «Права и обязанности сторон». Наиболее важными являются условия о предоставлении общежития и о выплате стипендии.

Условия о предоставлении общежития и о выплате стипендии

И в ст.44 КоО, и в соответствующих типовых формах проживание в общежитии (на платной либо бесплатной основе) фигурирует в качестве возможности, но не обязанности исполнителя (часто с оговоркой «при наличии мест»).

 

Справочно

Согласно п.5 ст.139 КоО в учреждении высшего образования в обязательном порядке должно быть общежитие.

 

Однако согласно п.5 ст.44 КоО в случае необеспечения местом для проживания в общежитии иногородних учащихся и студентов, получающих образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставлено государственное обеспечение, получающих профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования, им возмещаются расходы по найму жилья в размере 2 (в г.Минске - 3) базовых величин и порядке, установленном Положением о порядке возмещения расходов по найму жилья иногородним учащимся и студентам, получающим образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в случае необеспечения их местом для проживания в общежитии, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 28.10.2011 № 1451.

Вопросы предоставления общежития и проживания в нем выходят за пределы договора об образовательных услугах и регулируются жилищным законодательством, в частности:

• Жилищным кодексом РБ (ст.97-98).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 марта 2013 г. действует новый Жилищный кодекс РБ от 28.08.2012 № 428-З;

 

• Положением о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденным Указом Президента РБ от 29.11.2005 № 565 (пп.79-84).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. вступил в силу Указ Президента РБ от 16.12.2013 № 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», которым утратил силу Указ № 565. Вопросы предоставления жилых помещений в общежитиях раскрываются в главе 5 (пп.93-101) Положения об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом № 563;

 

Положением об общежитиях и Типовым договором найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1999 № 1437.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 13 апреля 2013 г. вышеназванное постановление на основании постановления Совета Министров РБ от 05.04.2013 № 269 «Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» утратило силу;

 

Положением о порядке предоставления жилых помещений в общежитии для молодых ученых, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 30.03.2004 № 350.

Обеспечение стипендией

Обеспечение стипендией относится к основным правам обучающегося (подп.1.11 п.1 ст.31 КоО), однако далее ст.42 КоО ограничивает ее получение дневной формой получения образования и перечисленными в ней образовательными программами (профессионально-технического, среднего специального, высшего или послевузовского образования, образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование), а также условиями успешной успеваемости и т.д.

Поскольку стипендия является мерой социальной поддержки со стороны государства, ее предоставление договором между обучающимся и УО, как правило, не регламентируется.

Стипендию обучающемуся может выплачивать и направляющая организация. В этом случае выплаты, осуществляемые обучающимся работникам, в размере, превышающем размер стипендии, устанавливаемый в соответствии с законодательством, не учитывается при обложении налогом на прибыль у направляющей организации как затраты (подп.1.3 п.1 ст.131 НК).

У самих обучающихся стипендии, надбавки к стипендиям за успехи в учебе, научной и общественной работе, доплаты к стипендиям, материальная помощь обучающимся, выплачиваемые за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь освобождаются от подоходного налога с физических лиц (подп.1.11 п.1 ст.163 НК).

Случайные условия типового договора

Случайные условия типового договора - это те, для которых в типовых формах сделаны соответствующие пропуски (лакуны), либо те, которые в соответствии с постановлением № 99 допустимо добавлять самостоятельно, например, раздел «Порядок заключения договора».

Для экономии на издержках по заключению договора на бумажных носителях исполнитель может разместить текст публичного договора на своем сайте (публичная оферта - ст.407 ГК) и оговорить, какие действия (например, оплата) будут свидетельствовать о ее акцепте (ст.408 ГК).

Договор, заключаемый подобным образом, называется договор присоединения (ст.398 ГК) и его особенность в том, что он может быть принят другой стороной не иначе как в целом. Как уже отмечалось, касательно типовых форм свобода договора существенно ограничена для обеих сторон.

Изменение и расторжение договоров

Типовые формы содержат стандартную формулировку о том, что «договор изменяется и расторгается в соответствии с законодательством Республики Беларусь». Кодекс Республики Беларусь об образовании регулирует эти вопросы гораздо детальнее.

Согласно ст.78 КоО для изменения образовательных отношений необходимо:

• внесение изменений в текст договора;

• соответствующее решение руководителя.

Образовательные отношения могут быть изменены по инициативе обучающегося или учреждения образования (иного лица) по следующим основаниям:

1) изменение формы получения образования;

2) перевод на другую специальность (направление специальности, специализацию);

3) предоставление отпуска;

4) перевод с обучения на платной основе на обучение за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;

5) реорганизация УО;

6) изменение законодательства.

 

Обратите внимание!

В ст.78 КоО этот перечень сформулирован как закрытый.

 

Образовательные отношения прекращаются либо в связи с получением образования, либо досрочно:

• по инициативе обучающегося в случаях:

а) перевода;

б) по собственному желанию;

• по инициативе УО по одному из 9 оснований, перечисленных в п.5 ст.79 КоО (неуспеваемость по трем и более предметам; длительного отсутствия (более 30 дней) без уважительных причин; невнесения платы и др.);

• по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ликвидация УО, прекращение действия лицензии и т.п.).

Досрочное (отчисление) осуществляется путем:

а) расторжения договора;

б) соответствующего решения руководителя;

в) выдачи справки об обучении.

 

30.03.2012 г.

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук