Пособие от 06.03.2014
Автор: Бобкова О.

За нарушение законодательства о труде ответственность несут как организация, так и ее должностные лица


СОДЕРЖАНИЕ

 

Условия признания физического лица виновным

Условия признания вины юридического лица

Кто и по каким основаниям вправе начать административный процесс?

Протокол об административном правонарушении - важнейший процессуальный документ

На какие положения протокола об административном правонарушении следует обращать внимание в целях защиты своих прав и законных интересов?

Кто наделен правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях?

Обязательно исследуются доказательства по делу

Стадия вынесения постановления по делу

Последует ли наказание и каким оно будет?

Сроки наложения административного взыскания

Вас обязаны известить

Обжалование - еще одна возможность защитить свои законные права и интересы

Жаловаться нужно правильно!

Административно наказуемые деяния в трудовой сфере

Привлечение к ответственности нанимателей за неисполнение обязанностей в области обеспечения занятости населения

За неисполнение нанимателями обязанностей установлена административная ответственность должностных и юридических лиц

Необоснованно отказали в приеме на работу? Платите штраф!

В заключение

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСУТ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ, ТАК И ЕЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

Административная ответственность физических и юридических лиц установлена Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП), а порядок привлечения к административной ответственности - Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП).

 

Обратите внимание!

Юридическое лицо несет административную ответственность только если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП (ст.4.8 КоАП).

 

При реорганизации юридических лиц (слияние, присоединение, разделение, преобразование) административную ответственность будут нести их правопреемники независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения и государственной регистрации соответствующей реорганизации.

При привлечении к ответственности юридического лица одновременно возникает и дополнительный субъект - должностное лицо юридического лица, ответственное за осуществление определенных функций. Это означает, что привлечение должностного лица организации к административной ответственности не освобождает от нее юридическое лицо. И наоборот, наложение административного штрафа на юридическое лицо не является основанием для оправдания виновного должностного лица.

Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.

Условия признания физического лица виновным

Должностное лицо нанимателя может быть признано виновным в совершении административного правонарушения лишь в случае его вменяемости.

Отношение лица к совершенному противоправному деянию может быть выражено:

1) в форме умысла (если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления либо не желало, но сознательно допускало наступление этих последствий или относилось к ним безразлично);

2) в форме неосторожности (если физическое лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть).

Условия признания вины юридического лица

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и не приняты все меры по их соблюдению.

Таким образом, исключается возможность невиновной ответственности юридических лиц как якобы отличительной особенности административной ответственности организаций, предприятий и учреждений.

Ответственность юридических лиц - это не только наказание за противоправное деяние. Меры ответственности применяют также с целью обеспечения исполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов.

Кто и по каким основаниям вправе начать административный процесс?

Административный процесс против субъекта предпринимательской деятельности и (или) его должностного лица может быть начат частными физическими лицами и должностными лицами государственных органов, общественных объединений и иных организаций (пп.1 и 2 части 1 ст.9.1 ПИКоАП). Именно они могут информировать публичную власть о совершении административного правонарушения и обратиться к ней с требованием о привлечении субъекта предпринимательской деятельности и (или) его должностного лица к административной ответственности.

Информацию о совершенном административном правонарушении предоставляют, как правило, в виде письменного заявления, адресованного соответствующему государственному органу, уполномоченному начать административный процесс. Такое заявление является поводом к началу административного процесса, подлежит обязательному рассмотрению с принятием по нему соответствующего процессуального решения.

 

Пример 1

Согласно делу об административном правонарушении с таким заявлением в налоговый орган обратился гражданин Д., уволенный из частного торгового унитарного предприятия (ЧТУП) «Б» по сокращению штатов. Считая свое увольнение необоснованным, работник пожаловался на нанимателя и указал в заявлении, что в организации практиковалась выдача заработной платы «в конверте». Заявление гражданина послужило поводом к началу административного процесса по делу о неуплате сумм подоходного налога ЧТУП «Б» и последующему привлечению этой организации и ее руководства к административной ответственности по ст.13.6 КоАП (неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа).

 

Признаки административного правонарушения также могут быть выявлены непосредственно судом или органом, ведущим административный процесс.

При наличии повода к началу административного процесса орган, уполномоченный его начать, проверяет полученную информацию. Если в этой информации содержатся данные, указывающие на признаки какого-либо административного правонарушения, предусмотренного статьями Особенной части КоАП, уполномоченный орган начинает процесс.

Протокол об административном правонарушении - важнейший процессуальный документ

Административный процесс начинается с момента:

• составления протокола об административном правонарушении;

• составления протокола о процессуальном действии;

• вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса;

• вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда в соответствии с частями 2-31 ст.10.3 ПИКоАП протокол об административном правонарушении не составляется;

• административного задержания физического лица (ст.9.5 ПИКоАП).

Правом проведения проверки заявления (сообщения) об административном правонарушении и составления протокола наделены уполномоченные на это должностные лица более 70 различных государственных органов, организаций или их служб или подразделений, органов местного управления и самоуправления (ст.3.30 ПИКоАП).

Протокол об административном правонарушении - важнейший процессуальный документ, которым в большинстве случаев начинается административный процесс. Он также является и единственным документом, в котором в сжатом виде отражается вся информация, необходимая для принятия решения по делу об административном правонарушении.

Содержание протокола об административном правонарушении регламентировано законом. Так, ст.10.2 ПИКоАП установлено, что протокол должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию, имя и отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс; время, место и обстоятельства совершения административного правонарушения с указанием на статью Особенной части КоАП, предусматривающую ответственность за данное правонарушение; фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются; объяснение физического лица, в отношении которого ведется административный процесс; отметку о том, что лицу, в отношении которого ведется административный процесс, разъяснены его права и обязанности; перечень материалов, прилагающихся к протоколу об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол подписывается лицом, его составившим, физическим лицом или представителем юридического лица, в отношении которых ведется административный процесс.

Физическое лицо и представитель юридического лица, в отношении которых ведется административный процесс, имеют право знакомиться с протоколом об административном правонарушении (ст.4.1 ПИКоАП), делать замечания и давать объяснения по его содержанию (ст.10.2 ПИКоАП). Лицо, составившее протокол, обязано внести эти замечания и объяснения в протокол.

На какие положения протокола об административном правонарушении следует обращать внимание в целях защиты своих прав и законных интересов?

Прежде всего нужно проверить, уполномочено ли лицо, составившее протокол, на совершение этого действия (часть 2 ст.3.29 ПИКоАП), и установить, входит ли лицо, составившее протокол, в перечень должностных лиц, наделенных правом на его составление.

Большое значение имеет и содержащаяся в протоколе информация о времени, месте и обстоятельствах совершения административного правонарушения. Обстоятельства, излагаемые в протоколе об административном правонарушении, не могут основываться на предположениях, непроверенных данных (часть 3 ст.2.7 ПИКоАП).

Если было замечено, что обстоятельства совершения деяния изложены неверно, то следует написать замечания. Эти замечания могут быть учтены как смягчающие или устраняющие административную ответственность. Они также могут послужить основанием для изменения квалификации содеянного.

Перечень случаев, когда протокол об административном правонарушении в отношении физического лица не составляется, приведен в частях 2-31 ст.10.3 ПИКоАП. В этих случаях административный процесс начинается с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания.

В отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя составление протокола об административном правонарушении является обязательным.

Кто наделен правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях?

Дело об административном правонарушении должно быть направлено в соответствующий суд, орган, ведущий административный процесс, с учетом его подведомственности.

Подведомственность дела, определяющая полномочия того или иного суда, органа, ведущего административный процесс, на рассмотрение дела об административном правонарушении соответствующей категории, установлена в главе 3 ПИКоАП.

Правом на рассмотрение дел об административных правонарушениях наделены суды, а также органы, ведущие административный процесс, к числу которых ст.3.1 ПИКоАП относит 27 государственных органов и органов местного управления или самоуправления.

 

Обратите внимание!

Если судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, примет к своему производству и рассмотрит дело об административном правонарушении, не подведомственное ему, то решение по этому делу является незаконным.

Обязательно исследуются доказательства по делу

Исследование доказательств по делу - это опрос лица, в отношении которого ведется административный процесс, или его представителя, опрос свидетелей, осмотры, экспертизы и иные процессуальные действия.

Именно на этой стадии у лица, в отношении которого ведется административный процесс, или его представителя имеются максимальные возможности для защиты своих прав и законных интересов или прав и законных интересов представляемого лица.

Большое значение имеет возможность непосредственного изложения позиции стороны судье, должностному лицу органа, рассматривающим дело об административном правонарушении. Такое выступление должно тщательно готовиться еще до начала рассмотрения дела.

Во избежание ошибок и непонимания выступление лучше изложить на бумаге и заявить ходатайство о приобщении его к делу об административном правонарушении.

Стадия вынесения постановления по делу

Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, выносят одно из следующих постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части;

3) о прекращении дела об административном правонарушении;

4) о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст.11.10 ПИКоАП).

Соответственно, в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя рассмотрение дела об административном правонарушении может завершиться вынесением одного из следующих мотивированных постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части;

3) о прекращении дела об административном правонарушении.

Постановление о наложении административного взыскания выносится, когда:

• доказано, что индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом совершено деяние, в котором содержатся все признаки состава административного правонарушения;

• отсутствуют основания для прекращения дела об административном правонарушении.

Последует ли наказание и каким оно будет?

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, депортация, взыскание стоимости.

В отношении юридических лиц применяются лишь административные взыскания в виде предупреждения, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, конфискации и взыскания стоимости (ст.6.2 КоАП).

Иногда при доказанности совершения юридическим лицом либо его должностным лицом административно наказуемого деяния взыскание может быть не наложено из-за окончания установленного в КоАП срока, по завершении которого на лицо не может быть наложено административное взыскание.

Таким образом, если к моменту разрешения жалобы истек срок для привлечения лица к административной ответственности, то суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), прекращают административный процесс.

Сроки наложения административного взыскания

Сроки, в течение которых может быть наложено административное взыскание, предусмотрены ст.7.6 КоАП. Для большинства административных правонарушений срок наложения административного взыскания составляет 2 месяца, исчисляемых со дня его совершения, с оговоркой «если иное не предусмотрено настоящей статьей». Если административное правонарушение является длящимся, то этот срок исчисляется со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не предусмотрено данной статьей.

Истечение установленного в КоАП срока, по завершении которого на лицо не может быть наложено административное взыскание, признается фактором, исключающим административный процесс.

 

Пример 2

Юридическое лицо на территории, прилегающей к предприятию, хранило железобетонные плиты и другие строительные материалы (часть 1 ст.21.14 КоАП (нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов)) с 8 декабря 2012 г. по 9 февраля 2013 г. Данное административное правонарушение было обнаружено 9 февраля 2013 г. Юридическое лицо не подлежит административной ответственности за это правонарушение, если на него до 10 апреля 2013 г. не будет наложено административное взыскание.

 

За отдельные виды административных правонарушений, совершенных индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, установлены более длительные сроки наложения административного взыскания:

• за административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, а также правонарушения, предусмотренные ст.15.21, частями 1 и 2 ст.15.22, частью 1 ст.15.26, ст.15.30, частями 3-7 ст.15.32, частью 2 ст.15.35, частью 2 ст.15.37, ст.15.51, частью 1 ст.15.63 КоАП, - 3 года со дня их совершения и 6 месяцев со дня обнаружения;

• административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иные административные правонарушения, выразившиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, а также правонарушения, предусмотренные ст.9.24, 20.1, 21.1-21.4, 21.6-21.8, 21.12, 21.17, 23.7-23.9, 23.11-23.13, 23.20, 23.23, частями 1, 2, 5 и 6 ст.23.27, ст.23.36, 23.37, 23.42, частью 1 ст.23.45, ст.23.52, 23.57, 23.74, 23.75, 23.80 КоАП, - 3 года со дня их совершения и 6 месяцев со дня их обнаружения. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст.11.61, 13.1, 13.8-13.11 КоАП, совершенные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее 1 года со дня совершения административного правонарушения, и ст.13.14 КоАП, административное взыскание за которое может быть наложено не позднее 2 лет со дня совершения и 2 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения;

• административное правонарушение, определенное ст.9.21, частями 3 и 4 ст.23.27, частью 1 ст.23.55 КоАП, - 1 год со дня его совершения;

• административное правонарушение, установленное ст.23.18 КоАП, совершенное физическим лицом и индивидуальным предпринимателем, - 2 года со дня его совершения и 3 месяца со дня обнаружения;

• административное правонарушение, предусмотренное ст.23.79 КоАП, - 2 года со дня совершения и 2 месяца со дня обнаружения.

В ст.7.6 КоАП определены и иные сроки наложения административных взысканий в связи с:

• отменой или утратой силы постановления о наложении административного взыскания;

• отказом в возбуждении уголовного дела, прекращением проверки и разъяснением заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо прекращением предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения;

• приостановлением рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с п.3 части 3 ст.11.2 ПИКоАП (если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине заболевания либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие);

• невозможностью установления личности иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания или транзитного проезда.

Вас обязаны известить

Принятое решение должно быть доведено до сведения заинтересованных лиц. Для этого постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании его рассмотрения (ст.11.11 ПИКоАП). По ходатайству лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника копия этого постановления вручается им под подпись.

Если лицо, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовало при рассмотрении дела об административном правонарушении, то копия постановления в течение 5 дней должна быть вручена или выслана ему заказным письмом. Кроме того, в тот же срок копия постановления должна быть вручена или выслана заказным письмом органу, направившему дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.

В большинстве случаев постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ПИКоАП. Таким же образом вступает в силу и постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В случае же, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении и возмещение вреда в случае его причинения, протокол об административном правонарушении не составляется и выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения.

Также с момента вынесения вступает в законную силу постановление о наложении административного взыскания в случае фиксации превышения скорости движения транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствам без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс, и протокол об административном правонарушении не составляется.

Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста приводится в исполнение немедленно.

Обжалование - еще одна возможность защитить свои законные права и интересы

Рассмотрим процедуры обжалования постановления, поскольку именно они дают возможность для защиты своих прав и законных интересов в административном процессе.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником (часть 1 ст.12.1 ПИКоАП).

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении либо о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение.

Прокурор вправе опротестовать любое постановление по делу об административном правонарушении.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном взыскании обжалуется либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), либо в суд, а постановление суда - в вышестоящий суд в 10-дневный срок, исчисляемый со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания, либо со дня получения постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, отсутствовавшим при рассмотрении дела. На подачу жалобы на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации установлен меньший срок - 5 суток со дня объявления постановления.

Только в том случае, если пропуск срока подачи жалобы имел место по уважительным причинам, есть возможность его восстановления. Для этого лицо, имеющее право на подачу жалобы, должно обратиться с ходатайством к должностному лицу, уполномоченному рассматривать жалобу, или в суд о восстановлении пропущенного срока и привести доказательства уважительности его пропуска.

Жаловаться нужно правильно!

Жалоба (протест) направляется не тому органу (должностному лицу, суду), которому адресуется, а в суд, органу, вынесшему постановление, которые обязаны направить ее (его) в 3-дневный срок вместе с делом адресату.

Подача жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) государственной пошлиной не облагается.

Однако с жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, за исключением жалобы на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, взимается государственная пошлина в размере, предусмотренном Особенной частью Налогового кодекса РБ.

К жалобе, подаваемой в суд, должен быть приложен документ, подтверждающий уплату обжалующим лицом государственной пошлины. При отсутствии этого документа жалоба не подлежит принятию и будет возвращена заявителю без рассмотрения.

Постановление суда, должностного лица, уполномоченных рассматривать жалобу, вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 суток высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также суду, органу, направившим жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, лицу (органу), подавшему жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, а потерпевшему - по его просьбе.

Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть пересмотрено по жалобе тех же лиц, которые вправе обжаловать постановление, не вступившее в законную силу (часть 1 ст.12.1 ПИКоАП), но только при условии, что ими оно уже обжаловалось ранее, до вступления постановления в законную силу.

Прокурор может опротестовать такое постановление вне зависимости от того, опротестовывал ли он его, когда оно не вступило в законную силу.

Процесс пересмотра (отмены, изменения) постановления по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу, ограничен 6-месячным сроком, который начинается со дня вступления такого постановления в законную силу. Продление этого срока не предусмотрено, равно как и восстановление его по уважительным причинам.

Административно наказуемые деяния в трудовой сфере

Среди административно наказуемых деяний юридических лиц и их должностных лиц преобладают нарушения в сфере хозяйственной деятельности.

Что же касается правонарушений в сфере трудовых правоотношений, то административно наказуемых составов в данной области законодатель предусмотрел сравнительно немного.

В КоАП нет отдельной главы, в которой были бы собраны статьи, предусматривающие ответственность юридического лица и его должностных лиц за нарушения законодательства о труде. Они содержатся в различных главах КоАП, предусматривающих меры ответственности за административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (глава 9), против здоровья населения (глава 16), против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (глава 20) и др.

К правонарушениям непосредственно в сфере труда можно отнести деяния, влекущие административную ответственность, установленную за:

• отказ в предоставлении гражданину информации (ст.9.6 КоАП);

• нарушение законодательства о пенсионном обеспечении (ст.9.14 КоАП);

• нарушение законодательства о занятости населения (ст.9.15 КоАП);

• отказ в приеме на работу (ст.9.16 КоАП);

• нарушение правил по охране труда (ст.9.17 КоАП);

• нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений (ст.9.18 КоАП);

• нарушение законодательства о труде (ст.9.19 КоАП);

• сокрытие страхового случая (ст.9.20 КоАП);

• нарушение порядка и условий трудоустройства за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь (ст.9.23 КоАП);

• нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров (ст.9.25 КоАП);

• нарушение законодательства об административных процедурах (ст.9.26 КоАП).

Применительно к рассматриваемым проблемам административная ответственность нанимателя и его должностных лиц также установлена за нарушение нормативных правовых актов в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (ст.16.6 КоАП), нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов (ст.16.8 КоАП), непредставление сведений об авариях на опасных производственных объектах (ст.21.10 КоАП), нарушение законодательства о пожарной безопасности (ст.23.56 КоАП), прием на работу без документов (ст.23.15 КоАП), нарушение требований по безопасному ведению работ (ст.23.61 КоАП) и др.

Привлечение к ответственности нанимателей за неисполнение обязанностей в области обеспечения занятости населения

Наниматели в соответствии со ст.21 Закона РБ от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения в Республике Беларусь» (далее - Закон) обязаны:

• содействовать проведению государственной политики в области обеспечения занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, не допуская установления дискриминационных условий, ограничивающих гарантии реализации права на труд, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;

• своевременно (не позднее чем за 3 месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки их осуществления), производимых в порядке, установленном законодательством;

• не менее чем за 2 месяца до массового высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 октября 2016 г. наниматели обязаны:
- своевременно (не позднее чем за 3 месяца) представлять в органы по труду, занятости и социальной защите и профсоюз письменную информацию о возможных массовых высвобождениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством;
- не менее чем за 2 месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников (абзацы 3, 4 части первой ст.21 Закона, в редакции Закона РБ от 18.07.2016 № 409-З);

 

• принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет брони, установленной в соответствии со ст.11 Закона;

• принимать на работу выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, согласно договорам (заявкам) на обучение, заключенным между указанными учреждениями образования и нанимателями;

• создавать рабочие места (в т.ч. специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных в ст.11 Закона;

• создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;

• письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение 2 недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. При этом нанимателям запрещается указывать дискриминационные условия в предложениях об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях);

• предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами;

• осуществлять контроль за ежедневной явкой на работу обязанных лиц, трудоустроенных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите, а также информировать органы по труду, занятости и социальной защите, суд, исполняющий судебное постановление или исполнительную надпись нотариуса, органы внутренних дел о систематической неявке на работу этих лиц, если исчерпаны все меры по обеспечению их явки на работу и исполнения ими трудовых обязанностей;

• перечислять обязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.

Не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства.

Ответственность за нарушение законодательства о занятости населения установлена ст.9.15, 9.16 КоАП.

Протоколы об указанных административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов государственной службы занятости населения (п.55 части 1 ст.3.30 ПИКоАП).

За неисполнение нанимателями обязанностей установлена административная ответственность должностных и юридических лиц

Дела об административных правонарушениях в области законодательства о занятости населения и отказе в приеме на работу рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.

Статья 9.15 КоАП (нарушение законодательства о занятости населения) состоит из трех частей:

1) часть 1 предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (БВ), а юридического лица - до 100 БВ за неисполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в т.ч. специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством;

2) часть 2 определяет административную ответственность в виде штрафа в размере от 30 до 50 БВ, а юридического лица - до 100 БВ за неисполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;

3) часть 3 устанавливает административную ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от 5 до 20 БВ за неуведомление органов по труду, занятости и социальной защите, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этих органов уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 4 апреля 2016 г. административная ответственность по части 3 ст.9.15 КоАП предусматривает только штраф от 5 до 20 БВ (в редакции Закона РБ от 04.01.2016 № 351-З).

 

Пример 3

В результате проверки закрытого акционерного общества (ЗАО) «Т» установлено неисполнение нормы абзаца 9 части первой ст.21 Закона (государственная служба занятости не была уведомлена о наличии вакансий). На должностное лицо организации (инспектора по кадрам) составлен административный протокол.

Суд, рассмотрев административное дело, вынес судебное постановление, в котором указано, что 12 декабря 2013 г. в ходе проверки ЗАО «Т» было выявлено нарушение, выразившееся в непредставлении в органы государственной службы занятости сведений о наличии следующих вакансий: 0,5 штатной единицы инженера-конструктора и 0,25 штатной единицы инженера по охране труда.

В судебном заседании инспектор по кадрам вину полностью признал и пояснил суду, что нарушение произошло по недоразумению. Виновность должностного лица, в отношении которого ведется административный процесс в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.9.15 КоАП, также подтверждается протоколом об административном правонарушении, протоколом опроса, приказами, актом проверки и другими письменными материалами дела.

Приведенные доказательства получены в соответствии с требованиями закона и из предусмотренных им источников. Оснований для сомнения в их достоверности не имеется.

С учетом изложенного суд постановил наложить штраф на инспектора по кадрам ЗАО «Т» в размере 10 БВ.

Постановление суда не обжаловано, не опротестовано и вступило в законную силу.

Необоснованно отказали в приеме на работу? Платите штраф!

Только на должностных лиц нанимателя налагаются штрафы за отказ в приеме на работу (ст.9.16 КоАП):

• в размере от 20 до 50 БВ - за необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони (часть 1);

• в размере от 20 до 50 БВ - за отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным (часть 2).

 

Пример 4

Генеральный директор ЗАО «Ф» отказал в приеме на работу лицу, обязанному возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее - обязанное лицо), направленному органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства. В результате проверки отказ в приеме на работу обязанного лица признан необоснованным. Составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица - генерального директора. Административное дело направлено в суд для привлечения должностного лица к административной ответственности.

В судебном заседании установлено, что генеральный директор ЗАО «Ф» отказал в приеме на работу Ш. - лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным. По Декрету Президента РБ от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» Ш. был направлен службой занятости на свободное рабочее место водителя автомобиля. Закрытое акционерное общество «Ф» включено в перечень организаций (утвержденный решением Мингорисполкома и Миноблисполкома), на которые возлагается ответственность по трудоустройству вышеуказанной категории граждан. Сведения о потребности в работниках на вакансию водителя автомобиля нанимателем заявлены в количестве двух единиц. На момент отказа согласно представленным к проверке документам штат организации не был укомплектован двумя штатными единицами водителя автомобиля. Таким образом, отказ генерального директора ЗАО «Ф» по причине отсутствия вакансии признан необоснованным.

В судебном заседании должностное лицо вину признало полностью.

Помимо этого виновность должностного лица подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении, табелем учета рабочего времени, сведениями о наличии свободных рабочих мест, актом проверки соблюдения законодательства о занятости населения.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность, суд отнес чистосердечное раскаяние в совершенном правонарушении.

Усматривая в действиях должностного лица признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст.9.16 КоАП, и учитывая характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины в содеянном, имущественное положение, судья счел целесообразным подвергнуть должностное лицо административному взысканию в виде штрафа в размере 20 БВ.

В заключение…

Правильное и своевременное использование прав, предоставленных юридическому лицу, в отношении которого возбуждено административное производство, и его представителям, создает предпосылки для более эффективной защиты своей хозяйственной деятельности от неправомерных действий и решений должностных лиц, ведущих административный процесс.

Многие права предоставляют возможность для ведения активной защиты бизнеса. Хотя бремя доказывания в административном процессе и возлагается на орган, ведущий административный процесс, не пользоваться своими правами едва ли разумно и продуктивно, особенно если анализ возникшей ситуации указывает на слабости позиции обвиняющей стороны, обусловленные неправильным применением ею норм материального права, изложенных в КоАП и иных нормативных правовых актах, или нарушением ею процессуальных норм, закрепленных в ПИКоАП.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. в ПИКоАП и КоАП внесены изменения и дополнения на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З.  

 

06.03.2014

 

Ольга Бобкова, старший прокурор отдела по надзору за соответствием закону судебных постановлений по гражданским делам прокуратуры Минской области