


Материал помещен в архив
ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Введение
Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения является одним из основных национальных интересов в социальной сфере (абзац 3 п.12 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента РБ от 09.11.2010 № 575).
Низкая культура безопасности жизнедеятельности населения, а также снижение численности трудоспособного населения, в т.ч. инвалидизация физически активной части населения вследствие производственного травматизма, в соответствии с п.32 названной Концепции рассматриваются в качестве внутренних источников угроз национальной безопасности и требуют адекватной реакции со стороны уполномоченных органов государства.
В связи с этим контроль и надзор за обеспечением охраны труда являются первостепенной задачей государственных органов, общественных организаций и нанимателей.
![]() |
Справочно Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства (абзац 9 ст.1 Закона РБ от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»). От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 января 2014 г. следует руководствоваться ст.1 Закона № 356-З в редакции Закона РБ от 12.07.2013 № 61-З. В определении охраны труда санитарно-гигиенические мероприятия и средства заменены на санитарно-противоэпидемические мероприятия и средства. |
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют специально уполномоченные государственные органы надзора и контроля в порядке, установленном законодательством (часть первая ст.462 Трудового кодекса РБ).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2014 г. ст.462 Трудового кодекса РБ изложена в новой редакции Законом РБ от 08.01.2014 № 131-З. |
Согласно главе 7 Конституции Республики Беларусь надзор за точным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов, в т.ч. в сфере трудовых и связанных с ними отношений, осуществляется органами прокуратуры.
Вопросы охраны труда, исполнительской и трудовой дисциплины являются приоритетными в надзорной деятельности органов прокуратуры, в результате которой осуществляются предупреждение, выявление нарушений законодательства и привлечение к ответственности виновных лиц.
![]() |
Справочно Органами прокуратуры по вопросам охраны труда и производственного травматизма в 2011 г. проведена 501 проверка (в 2010 г. - 421), по итогам которых должностным лицам органов управления, исполнительных и распорядительных органов, предприятий и организаций направлено 1 109 актов прокурорского надзора (в 2010 г. - 897). По ст.306 Уголовного кодекса РБ за нарушение правил охраны труда в 2011 г. зарегистрировано 41 преступление, предварительное расследование окончено по 36 делам. К административной ответственности за нарушение правил по охране труда по ст.9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) привлечено в 2010 г. - 3 479 лиц, в 2011 г. - 4 535. |
Предмет и задачи прокурорского надзора
Предметом прокурорского надзора в сфере исполнения законодательства об охране труда является осуществление от имени государства надзора за точным и единообразным исполнением на территории Республики Беларусь законодательства, обеспечивающего защиту прав граждан на охрану труда.
Основные задачи прокурорского надзора за соблюдением законодательства об охране труда:
• укрепление режима законности в трудовых правоотношениях;
• предупреждение нарушений законодательства и устранение обстоятельств, им сопутствующих;
• выявление нарушений законодательства;
• устранение нарушений;
• наказание виновных лиц.
Задачи прокурорского надзора в сфере охраны труда формируют соответствующие направления деятельности прокуроров по надзору:
• за исполнением законодательства и законностью правовых актов государственных органов власти и управления, а также органов местного самоуправления;
• законностью в деятельности территориальных органов государственного контроля (надзора) и законностью принимаемых ими правовых актов;
• исполнением законодательства об охране труда работодателями и законностью принимаемых ими правовых актов (соответствием принимаемых в локальном порядке в организациях в пределах их компетенции актов (правил внутреннего трудового распорядка, положений, инструкций по охране труда и технике безопасности и т.п.));
• соответствием действий должностных лиц организаций, их приказов и распоряжений требованиям (предписаниям) законодательства о труде;
• законностью принимаемых процессуальных решений по несчастным случаям на производстве;
• соблюдением трудовых прав работников.
Методы осуществления прокурорского надзора
При осуществлении прокурорского надзора применяются различные формы работы, основными из которых являются проверки соблюдения законодательства и мониторинг.
Проверки соблюдения законодательства об охране труда осуществляются на основании Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента РБ от 16.10.2009 № 510 (далее - Положение о проверках, Указ № 510).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. следует применять Указ № 510 с изменениями, внесенными Указом Президента РБ от 16.10.2017 № 376. |
Согласно перечню контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденному Указом № 510, Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, г.Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением проверяемыми субъектами законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов.
Проверки исполнения законодательства проводятся на основании сообщений и других данных о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования (п.3 ст.27 Закона РБ от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее - Закон о прокуратуре)).
При проверке соблюдения правил охраны труда и техники безопасности устанавливаются факты нарушений законодательства об охране труда, количество несчастных случаев, проводится анализ причин производственного травматизма, проверяются учет и расследование несчастных случаев на производстве, изучаются меры, принимаемые к лицам, виновным в травматизме.
В ходе проверки исполнения законов об охране труда прокурору необходимо получить ответы на следующие основные вопросы:
• разработаны ли органами государственной власти территориальные целевые программы, предусматривающие мероприятия по улучшению условий и охраны труда и промышленной безопасности, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (используются ли средства, предусмотренные программами по целевому назначению);
• каково состояние производственного травматизма на проверяемом объекте (в динамике);
• принимаются ли на предприятии, в организации меры, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, как осуществляется контроль за их реализацией, какие меры и по чьей вине не приняты;
• законны ли правовые акты, изданные работодателем по вопросам охраны труда (включены ли конкретные вопросы охраны труда в коллективный договор);
• имели ли место в действительности нарушения прав и свобод граждан на безопасный труд (в чем конкретно они выражались; какими доказательствами подтверждаются нарушения);
• содержат ли выявленные нарушения признаки дисциплинарного или административного проступка, уголовно наказуемого деяния, кем из должностных лиц совершены;
• какой ущерб причинен правонарушением; приняты ли меры по его возмещению;
• каковы причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения.
Виды проверок, обязанности прокурора при проведении проверки соблюдения законодательства
Организация проверки зависит и от вида проверки:
• целевая (проверка исполнения определенных норм законодательства);
• комплексная (проверка всех норм законодательства);
• сквозная (проверка, охватывающая организации, предприятия определенной отрасли, сферы деятельности);
• контрольная (проверка фактического устранения выявленных ранее нарушений).
При планировании проверок соблюдения законодательства об охране труда следует учитывать, что расследования несчастных случаев на производстве, а также при подозрении на профессиональное заболевание и в других аналогичных случаях являются мероприятиями технического (технологического, поверочного) характера. Перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера утверждается Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ. Порядок осуществления этих мероприятий устанавливается актами законодательства. Проведение плановых и внеплановых проверок по мероприятиям, указанным в данном перечне, на основании абзаца 28 п.21 Указа № 510 запрещается.
В целях решения задач прокурорского надзора прокуроры обязаны:
• обеспечить своевременную и тщательную проверку каждого случая производственного травматизма на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности, в т.ч. при выполнении работ по заданиям индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд;
• не оставлять ни одного факта выявленных нарушений без соответствующего прокурорского реагирования;
• контролировать своевременность, обоснованность и законность принимаемых по материалам проверок процессуальных решений;
• проводить проверки по заявлениям и жалобам граждан о непринятии должностными лицами, руководителями предприятий всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями надлежащих мер по обеспечению безопасных условий труда, в необходимых случаях - с привлечением специалистов и выездом на место;
• принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений и привлечение виновных лиц к установленной законом ответственности;
• ставить вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в укрытии от учета несчастного случая на производстве, несвоевременном или некачественном проведении работодателями или соответствующими контролирующими органами расследований травматизма;
• направлять в вышестоящие органы представления о привлечении к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности руководителей инспекций при ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей по осуществлению государственного контроля за безопасными условиями труда на производстве;
• поддерживать в суде государственное обвинение по наиболее актуальным уголовным делам, а также ориентировать суды на применение к подсудимым дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью;
• рассматривать вопрос о предъявлении регрессных требований к должностным лицам и иным работникам, по вине которых причинены убытки государству в результате происшедших случаев производственного травматизма (в интересах государственных фондов);
• наладить эффективное взаимодействие с органами власти и управления, контролирующими органами, общественными (в первую очередь правозащитными) организациями, средствами массовой информации по сбору, анализу и проверке сведений о нарушениях законодательства об охране труда;
• при очевидности состава преступления незамедлительно выносить постановления о направлении материалов в соответствующие органы Следственного комитета РБ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту нарушения правил охраны труда и техники безопасности.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора
При осуществлении надзора за исполнением законодательства проверяемыми субъектами прокурор использует предоставленные ему законодательством полномочия (п.113 Положения о проверках).
Так, в соответствии с п.1 ст.27 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении надзора наделен следующими полномочиями:
• беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей;
• требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей предоставления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов для проверки их соответствия законодательству;
• использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся в соответствии с международными договорами дипломатическим иммунитетом;
• вызывать должностных лиц и иных граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением законодательства;
• требовать от руководителей и должностных лиц выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз;
• осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательными актами.
Привлекая к проведению проверки специалистов любого органа контроля в сфере охраны труда, прокурор должен учитывать их компетентность, стаж работы, наличие заинтересованности в получении объективных результатов, а также обозначить интересующие вопросы проверки.
Должностные лица и индивидуальные предприниматели обязаны исполнить требование прокурора в порядке и сроки, установленные законодательными актами, и о результатах сообщить прокурору.
Нарушителей законодательства прокурор в установленном порядке имеет право привлекать к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.
Применяя меры реагирования на выявленные нарушения норм охраны труда, прокуроры должны исходить из необходимости решения таких взаимосвязанных задач общего характера, как:
• устранение или пресечение правонарушения;
• привлечение к установленной законом уголовной ответственности правонарушителей;
• профилактика и предупреждение правонарушений.
При осуществлении надзора за исполнением законодательства прокурор не вправе вмешиваться в предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) и организационно-распорядительную деятельность государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также личную жизнь граждан.
Сказанное не относится к случаям, определенным законодательными актами, когда это необходимо для защиты прав и законных интересов граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов (п.2 ст.27 Закона о прокуратуре).
Результаты проверки и меры прокурорского реагирования
На основании анализа материалов проверки составляется справка о ее результатах. Справки не должны ограничиваться констатацией выявленных нарушений и информацией о принятых мерах - обязательно наличие предложений по совершенствованию прокурорского надзора, по повышению его эффективности.
Правовые средства прокурорского реагирования в каждом конкретном случае определяются в зависимости от характера выявленных нарушений законов, степени их общественной опасности, распространенности и путей их реального устранения.
При установлении нарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределах своей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:
• вносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения, обязательные для исполнения соответствующими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в т.ч. индивидуальными предпринимателями;
• опротестовывает решения (действия) организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;
• обращается в случаях, предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защиту прав и законных интересов граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, организаций, общественных и государственных интересов;
• составляет протоколы об административных правонарушениях;
• выносит постановления о возбуждении дисциплинарного производства, привлечении к материальной ответственности;
• выносит постановление о возбуждении уголовного дела (п.4 ст.27 Закона о прокуратуре).
Внесение представления
Внесение представления - наиболее распространенная мера реагирования прокурора. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению адресатом. О мерах, принятых по устранению нарушений, прокурора уведомляют не позднее чем в месячный срок со дня получения представления (п.2 ст.38 Закона о прокуратуре).
При осуществлении контроля за надлежащим рассмотрением представления прокурор вправе с получением ответа на представление о конкретных мерах потребовать представления подтверждающих документов (копий приказов или иных актов, изданных в связи с рассмотрением представления). Недостаточно получить сообщение о том, что представление рассмотрено и удовлетворено, - необходимо убедиться в том, что нарушения законодательства действительно устранены, а виновные лица привлечены к ответственности.
Предписание об устранении нарушений законодательства
Предписание об устранении нарушений законодательства выносится прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено (ст.41 Закона о прокуратуре).
Предписание должно содержать указание на акт законодательства, который нарушен, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по его устранению.
Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю.
Официальное предупреждение
В целях предупреждения повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений в области нарушений трудовых отношений выносится официальное предупреждение (ст.42 Закона о прокуратуре).
Протест
Действенным средством прокурорского реагирования на выявленные нарушения законодательства является принесение протеста на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) органов государственного управления и иных государственных организаций, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей (ст.39 Закона о прокуратуре).
Протест помимо традиционных реквизитов должен содержать также изложение причин и условий, способствовавших изданию незаконного акта, и требование прокурора о том, что следует предпринять для устранения допущенного нарушения закона.
Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а местными представительными органами - на ближайшей сессии. Принесение протеста приостанавливает исполнение опротестованных правовых актов или решений (действий).
Предъявление гражданского иска в интересах потерпевших
Сопутствующей составляющей несчастных случаев на производстве и производственного травматизма является наличие материального ущерба в виде расходов на лечение потерпевших, процессуальные издержки, оказание юридической помощи, уплату государственной пошлины за обращение в суд.
Прокурору в порядке ст.149 Уголовно-процессуального кодекса РБ (далее - УПК) предоставлено право предъявления гражданского иска в интересах потерпевших.
С учетом того что в уголовном процессе подлежат рассмотрению гражданские иски о возмещении физического, имущественного или морального вреда (часть первая п.2 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 24.06.2004 № 8 «О практике рассмотрения судами гражданского иска в уголовном процессе»), прокуроры вправе предъявлять иски о возмещении не только имущественного, но и морального вреда также и в тех случаях, где потерпевшие получили травмы, несовместимые с жизнью.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении
При наличии признаков административного правонарушения прокурорами выносится постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.
На основании п.7 части второй ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) прокурору предоставлено право составлять протоколы по нижеперечисленным составам правонарушений:
• по ст.9.16 КоАП:
- за необоснованный отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу гражданина, направленного органами государственной службы занятости населения в счет брони;
- отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем, а равно отказ должностного лица нанимателя в приеме на работу иному лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным;
• по ст.9.19 КоАП:
- за нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты заработной платы;
- непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения;
• иные нарушения законодательства о труде, а также нарушения правил охраны труда, законодательства в сфере коллективных трудовых отношений, причинившие вред работнику.
Постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности
В зависимости от характера нарушения законодательства в соответствии со ст.40 Закона о прокуратуре прокурором или его заместителем выносится постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности.
Постановление при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания выносится в соответствии с УПК.
Постановление о возбуждении уголовного дела выносится прокурором при наличии оснований к возбуждению уголовного дела, предусмотренных ст.167 УПК, и направляется на основании мотивированного постановления в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных им нарушений уголовного законодательства.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор обладает полномочиями проверять исполнение требований законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных в сфере охраны труда, требовать от следственных органов устранения нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия по делам этой категории, и осуществлять иные полномочия, предусмотренные ст.264 УПК (в т.ч. выносить постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков).
Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности подлежит исполнению соответствующим государственным органом, иной организацией или должностным лицом в 10-дневный срок со дня его поступления.
Иные органы и организации, осуществляющие контроль и надзор за обеспечением безопасных условий труда и снижением производственного травматизма
Помимо надзора, осуществляемого органами прокуратуры, контроль и надзор за обеспечением безопасных условий труда и снижением производственного травматизма осуществляется целым рядом государственных органов - территориальными органами Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ, органами государственного пожарного надзора Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ, Департаментом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям РБ, органами санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения РБ и др.
Общественный контроль осуществляют профессиональные организации через свои технические и правовые инспекции.
Согласно пп.6, 24, 35 части первой ст.3.30 ПИКоАП правом составлять протоколы за нарушение правил по охране труда по ст.9.17 КоАП наделены уполномоченные на это должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, государственный санитарный надзор, государственный надзор в области промышленной безопасности и безопасности перевозки опасных грузов.
Протоколы за нарушение правил по охране труда по ст.9.17 КоАП рассматривают судьи районного (городского) суда, органы государственного санитарного надзора, органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ (часть первая ст.3.2, часть первая ст.3.10, часть первая ст.3.23 ПИКоАП).
Прокуратура, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законодательства в области охраны труда, имеет право и обязана требовать устранения нарушений законности в деятельности всех органов и должностных лиц, в т.ч. органов, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением правил по охране труда.
Вместе с тем органы прокуратуры не вправе подменять деятельность специально уполномоченных органов государственного контроля. Как правило, прокуроры проводят проверки в этой сфере, когда эти контролирующие органы ненадлежаще исполняют свои обязанности, а также при проверках сообщений о несчастных случаях на производстве.
Мониторинг - форма выявления и предупреждения правонарушений в сфере охраны труда
Одним из основных принципов надзорной деятельности прокуратуры является принцип предупреждения правонарушений, который заключается в том, что надзорная деятельность в области охраны труда должна осуществляться с использованием мер профилактического и предупредительного характера, в т.ч. путем:
• проведения мониторинга, направления рекомендаций по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга;
• проведения разъяснительной работы о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике;
• информирования субъектов (в т.ч. с использованием средств сети Интернет, средств массовой информации) о типичных нарушениях, выявляемых в ходе проверок контролирующими (надзорными) органами;
• проведения семинаров, круглых столов и др. (часть пятая п.15 Указа № 510).
Указом Президента РБ от 26.07.2012 № 332 «О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» введена новая форма выявления и предупреждения правонарушений в сфере охраны труда - мониторинг.
Мониторинг является формой контроля (надзора), заключающегося в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемого органами прокуратуры в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных законодательством для проведения проверок (п.2 Положения о порядке проведения мониторинга, утвержденного Указом № 510 (далее - Положение о мониторинге)).
При проведении мониторинга используются доступные средства сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного надзора.
При обнаружении прокурором в ходе мониторинга на поднадзорных объектах нарушений (недостатков), не создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, субъекту вручаются рекомендации, которые при добровольном устранении не влекут применение установленных мер ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц, за исключением случаев повторного выявления нарушений (недостатков), выявленных этим контролирующим (надзорным) органом при проведении предыдущего мониторинга.
При обнаружении в ходе мониторинга нарушений законодательства, создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, прокурором выносится требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств в порядке, установленном в частях первой или второй п.74 Положения о проверках (пп.5, 7 Положения о мониторинге).
По результатам мониторинга прокурор в соответствии с частью первой п.8 Положения о мониторинге вправе принять одно из следующих решений:
• учесть результаты мониторинга, не выявившего несоответствия требованиям законодательства в деятельности субъекта;
• направить в адрес субъекта рекомендации по устранению выявленных нарушений (недостатков), если такие нарушения (недостатки) обнаружены, но рекомендации по их устранению не выносились;
• применить в установленном законодательством порядке меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц в случае невыполнения субъектом рекомендаций об устранении выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) либо повторного выявления нарушений (недостатков), установленных в ходе предыдущего мониторинга.
Субъект, получивший рекомендации контролирующего (надзорного) органа по устранению выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков), вправе добровольно устранить указанные в них нарушения (недостатки) и проинформировать об этом контролирующий (надзорный) орган в установленный им срок. При добровольном устранении субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) в установленный контролирующим (надзорным) органом срок данным органом не применяются меры ответственности в отношении субъекта и (или) его должностных лиц, за исключением случаев повторного выявления этим контролирующим (надзорным) органом нарушений (недостатков), имевших место при проведении предыдущего мониторинга.
В случае неустранения субъектом выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) может быть назначена внеплановая проверка в порядке, установленном Указом № 510.
Иные мероприятия, осуществляемые органами прокуратуры в сфере охраны труда
Помимо вышеизложенного в сфере охраны труда органы прокуратуры также осуществляют следующие мероприятия:
• проводят превентивные мероприятия, направленные на выявление, пресечение нарушений законодательства об охране труда на стадии, предшествующей случаям производственного травматизма или профессиональных заболеваний, как формы предупреждения и выявления правонарушений;
• взаимодействуют с органами контроля, представителями трудовых коллективов, профсоюзов с целью выявления наиболее проблемных организаций и использования рычагов правового воздействия на их собственников;
• оказывают содействие профсоюзным организациям в осуществлении контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, выполнением коллективных договоров, включением в коллективные договоры норм, предусматривающих обязанность работников сотрудничать с работодателями при обеспечении здоровых и безопасных условий труда;
• участвуют в заседаниях комиссий органов местного самоуправления по вопросам охраны труда, проведении совместных совещаний, семинаров, научно-практических конференций;
• реализуют на практике указания Директивы Президента РБ от 11.03.2004 № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» в части решения вопросов о расторжении контрактов с руководителями организаций, допустившими нарушения техники безопасности, и запрете эксплуатации опасных производственных объектов;
• осуществляют профилактику преступлений в сфере охраны труда и производственного травматизма, в т.ч. выраженную в привлечении соответствующих государственных органов и общественных организаций к профилактике и предупреждению правонарушений в сфере охраны труда, устранении причин и условий возникновения несчастных случаев на производстве, ведут разъяснительную работу;
• осуществляют надзор за проведением ведомственного контроля в сфере охраны труда;
• участвуют в создании дополнительных условий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
• информируют общественность через средства массовой информации о принимаемых мерах прокурорского реагирования по результатам проверок соблюдения законодательства об охране труда, итогах расследований и судебного разбирательства таких уголовных дел;
• проводят горячие телефонные линии с работниками организаций о наличии нарушений законодательства об охране труда в порядке, установленном постановлением Совета Министров РБ от 23.07.2012 № 667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц», осуществляют прием граждан по личным вопросам на производстве;
• участвуют в рассмотрении в трудовых коллективах представлений, внесенных по уголовным делам и материалам.
28.08.2013
Валерий Белокопытов, главный специалист отдела проблем эффективности прокурорского надзора, совершенствования правоприменительной практики и законодательства государственного учреждения «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь»