


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ЗАЙМЫ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ)
В соответствии с п.4 ст.79 Бюджетного кодекса Республики Беларусь (далее - БК) бюджетные организации не имеют права осуществлять заимствования в любой форме и предоставлять за счет бюджетных средств займы организациям и физическим лицам.
Учитывая сказанное, попытаемся разобраться, о каких займах может идти речь в данной норме БК.
По своей правовой природе понятие «заем» носит гражданско-правовой характер, о чем свидетельствует тот факт, что в Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее - ГК) данной правовой конструкции посвящена отдельная глава - глава 42 ГК.
Вместе с тем в БК понятие «заем» также используется, например, в структуре правовой конструкции «бюджетный заем». Так, под бюджетным займом понимаются бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь (кроме бюджетных организаций, банков, страховых и небанковских кредитно-финансовых организаций, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь), индивидуальным предпринимателям на возвратной и возмездной основе на осуществление определенных целевых расходов (подп.1.13 п.1 ст.2 БК).
Исходя из анализа данного определения, можно сделать вывод, что бюджетный заем предоставляется следующим субъектам:
• юридическим лицам, являющимся резидентами Республики Беларусь;
• индивидуальным предпринимателям.
Бюджетные организации исключены из указанного перечня субъектов, то есть можно говорить о том, что бюджетные займы не предоставляются бюджетным организациям. Это вполне логично, так как финансирование функционирования бюджетных организаций осуществляется непосредственно из бюджета, что следует из содержания нормы подп.1.4 п.1 ст.2 БК, поэтому отсутствует объективная необходимость в предоставлении им бюджетных займов.
Также можно сказать, что бюджетные организации не являются субъектами, которые сами предоставляют третьим лицам бюджетные займы, так как они не указаны в качестве таковых в нормах ст.66 БК.
Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «бюджетный заем», используемое в нормах БК, не имеет отношения к применению нормы п.4 ст.79 БК.
В нормах БК также присутствуют понятия:
• «внешние государственные займы»
• «внешние займы»
• «внутренние государственные займы»
• «государственные займы»
Однако, учитывая содержание данных понятий, можно сказать, что бюджетные организации не являются субъектами, участвующими в данных заимствованиях.
Стоит отметить, что правовому процессу заимствований в БК посвящена отдельная глава 9. В нормах главы 9 БК бюджетные организации в качестве субъектов, участвующих в заимствованиях, не указаны.
![]() |
Обратите внимание! Таким образом, учитывая содержание главы 9 БК в совокупности с нормой п.4 ст.79 БК, можно сказать, что бюджетным организациям запрещено осуществлять заимствования, напрямую указанные в БК. |
В п.4 ст.79 БК помимо понятия «заимствование» также указано на то, что бюджетные организации не имеют права предоставлять за счет бюджетных средств займы организациям и физическим лицам. То есть в данном случае, полагаем, речь идет о займах, носящих гражданско-правовой характер и регулируемых главой 42 ГК.
Однако, как видно, запрет на предоставление бюджетной организацией займов организациям и физическим лицам относится только к бюджетным средствам. В свою очередь, согласно п.2 ст.79 БК бюджетные организации (за исключением государственных органов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.
Учитывая это, бюджетная организация может иметь в своем распоряжении денежные средства, не являющиеся бюджетными (внебюджетные).
Если бюджетные организации в соответствии с п.2 ст.79 БК вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные внебюджетные средства после уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, государственные внебюджетные фонды и осуществления расходов, связанных с этой деятельностью, в том числе в части возмещения произведенных расходов бюджета, остаются в их распоряжении и используются для обеспечения функционирования этих организаций по направлениям, определяемым Правительством Республики Беларусь, и развития материально-технической базы, осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности, если иное не установлено ст.261 БК или иными законодательными актами (п.3 ст.79 БК).
Таким образом, внебюджетные средства могут быть использованы бюджетной организацией на следующие цели:
1) для обеспечения функционирования этих организаций по направлениям, определяемым Правительством Республики Беларусь;
2) развития материально-технической базы;
3) осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Как видно, возможность предоставления бюджетной организацией займов организациям и физическим лицам за счет внебюджетных средств напрямую не указана в нормах п.3 ст.79 БК, она, полагаем, может быть определена решением Правительства Республики Беларусь в рамках необходимости обеспечения функционирования бюджетной организации.
Учитывая отсутствие возможности предоставления бюджетной организацией займов за счет как бюджетных, так и внебюджетных средств (то есть бюджетная организация не вправе выступать в качестве заимодавца) следовало бы предположить, что такая организация также не вправе выступать в качестве заемщика. Хотя норма п.4 ст.79 БК допускает двоякое ее толкование.
Дело в том, что в п.4 ст.79 БК используются два понятия: «заимствование» и «займы».
Понятие «заимствование» детализировано законодателем в нормах главы 9 БК и не носит гражданско-правовой характер (по крайней мере, по отношению к ГК), поэтому вполне логично было бы считать, что в п.4 ст.79 БК подразумевается, что понятие «заимствование в любой форме» относится к нормам главы 9 БК, а не к главе 42 ГК. В свою очередь, понятие «предоставлять за счет бюджетных средств займы организациям и физическим лицам» должно относиться к нормам главы 42 ГК. Исходя из указанного, получается, что по отношению к ГК законодатель установил запрет только на предоставление займов организациям и физическим лицам, но не запретил бюджетной организации брать займы в рамках ГК, то есть быть заемщиком.
Однако при широком толковании нормы п.4 ст.79 БК можно допустить, что запрет быть заемщиком для бюджетной организации подразумевался законодателем в общем понятии заимствования, то есть понятие «заимствование» употребляется в случаях, когда бюджетная организация выступает в качестве заемщика, а понятие «займы» - в случаях, когда бюджетная организация выступает в качестве заимодавца.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. в БК внесены изменения и дополнения на основании Закона Республики Беларусь от 31.12.2017 № 84-З. |
14.08.2017
Дмитрий Жилевский, юрист, начальник юридической службы открытого акционерного общества «Завод сборного железобетона № 1»