Вопрос-ответ от 24.08.2016
Автор: Амельченя Ю.

Заказчик при проведении открытого конкурса как процедуры государственных закупок предусмотрел возможность выполнения работ участником как с привлечением, так и без привлечения субподрядных организаций, но потребовал указать перечень субподрядных организаций. Правомерно ли требование?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Заказчик при проведении открытого конкурса как процедуры государственных закупок предусмотрел возможность выполнения работ участником как с привлечением, так и без привлечения субподрядных организаций, но потребовал указать перечень субподрядных организаций.

Правомерно ли требование?

 

ОТВЕТ: Нет, неправомерно.

Если из акта законодательства или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (п.1 ст.660 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Тем самым строительные работы подрядчик может выполнять как лично, так и с привлечением субподрядчиков, в зависимости от того, какие требования установил заказчик в конкурсных документах и в проекте договора на государственную закупку.

При проведении открытого конкурса как процедуры государственной закупки к квалификационным данным участников могут устанавливаться требования. Так, для проверки квалификационных данных участник подает документы и сведения, указанные заказчиком (организатором) в документах, представляемых участнику для подготовки предложения, и удостоверяющие:

• его право осуществлять соответствующий вид деятельности по поставке или реализации иным способом товаров (выполнению работ, оказанию услуг), а также наличие квалифицированного персонала и опыта работы в соответствующей области деятельности, техническую оснащенность, финансовые и другие возможности, необходимые для выполнения договора на протяжении всего периода его действия;

• отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), просроченной задолженности по бюджетным займам и бюджетным ссудам, задолженности по платежам в бюджет в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ранее заключенных договоров в соответствии с законодательством страны, резидентом которой он является, на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения (п.1 ст.15 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»).

При этом требования к квалификационным данным устанавливаются и предъявляются к участникам процедур государственных закупок, даже если предполагается и допускается привлечение субподрядчиков или соисполнителей к выполнению работ, оказанию услуг.

Даже в случае установления заказчиком возможности выполнения работ с привлечением субподрядчиков истребование от участника перечня субподрядных организаций не может расцениваться как правомерное, поскольку их выбор должен осуществляться в установленном порядке при проведении процедур закупок в строительстве с проведением подрядных торгов или переговоров (в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Справочно

Процедуры государственных закупок обязательны для получателей бюджетных средств. То есть, если заказчик (получатель бюджетных средств) определяет подрядчика, проведение процедуры государственных закупок по выбору подрядчика обязательно.

В то же время выбранный подрядчик, поскольку он не является получателем бюджетных средств, при определении субподрядчика законодательством о государственных закупках руководствоваться не должен.

 

24.08.2016

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»