Вопрос-ответ от 10.08.2016
Автор: Амельченя Ю.

Заказчик признал процедуру государственной закупки несостоявшейся. Можно ли после этого принять решение об отмене процедуры, внесении изменений в квалификационные данные участников и проведении новой процедуры?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Заказчик признал процедуру государственной закупки несостоявшейся.

Можно ли после этого принять решение об отмене процедуры, внесении изменений в квалификационные данные участников и проведении новой процедуры?

 

ОТВЕТ: Можно принять решение только о проведении новой процедуры.

Заказчик (организатор) имеет право отменить процедуру государственной закупки на любом этапе ее проведения в случае отсутствия финансирования, утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг), возникновения необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки, требования к составу участников, требования к квалификационным данным участников, если такие требования были предусмотрены, а также в случае выявления заказчиком (организатором) нарушений при организации и проведении процедуры государственной закупки (п.5 ст.21 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее - Закон).

Одновременно предусмотрено, что процедура государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки признается несостоявшейся по истечении срока для подготовки и подачи предложений в случае, если:

• участник-победитель не определен (подано только одно предложение (за исключением процедуры закупки из одного источника), не представлены предложения, в результате рассмотрения и отклонения предложений осталось менее двух предложений, отклонены все предложения, в ходе торгов ни один из участников не сделал ставку);

• участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) отказался от заключения договора;

• жалоба участника либо иного юридического или физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, признана обоснованной и уполномоченный государственный орган по государственным закупкам распорядился прекратить процедуру государственной закупки и обязал заказчика (организатора) провести повторную процедуру государственной закупки или в случае, предусмотренном п.33 приложения к Закону, - процедуру закупки из одного источника (п.1 ст.26 Закона).

Принятие решения о признании процедуры государственной закупки несостоявшейся осуществляется по указанным основаниям, и правовым последствием является последующее проведение конкурентной (повторной) или неконкурентной процедур (подп.1.19 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)»).

Также Министерством торговли Республики Беларусь сформирован подход о моменте завершения процедуры государственных закупок, а именно, процедура государственной закупки товаров (работ, услуг) считается завершенной с момента размещения заказчиком (организатором) в открытом доступе на официальном сайте, а в случае проведения электронного аукциона - на электронной торговой площадке сообщения о результате процедуры государственной закупки после заключения договора, принятия решения об отмене процедуры государственной закупки, признания ее несостоявшейся (письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 18.02.2014 № 14-06/587к «О согласовании процедуры закупки из одного источника в 2014 году», утратило силу на основании письма Министерства торговли Республики Беларусь от 18.01.2016 № 14-07/49К «О процедурах закупок с 1 января 2016 г.»).

Тем самым предполагается, что признание процедуры государственной закупки несостоявшейся делает невозможным в последующем принятие решения об отмене несостоявшейся процедуры для целей внесения изменений в квалификационные данные участников, поскольку процедура государственной закупки уже завершена.

 

10.08.2016

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»