


Материал помещен в архив
ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ: НЕ ДОПУСТИТЕ ОШИБОК ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГА
В процессе деятельности организации практически всегда образуются отходы, в связи с чем у нее возникает немало вопросов о том, какие отходы облагаются экологическим налогом, каким образом исчисляется данный налог, на что обращают внимание налоговые органы при проверке правильности и полноты исчисления экологического налога и др.
Плательщики налога
Плательщиками экологического налога (далее - плательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели. При этом плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства (ст.204 Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
Необходимо отметить, что по общему правилу бюджетные организации не признаются плательщиками экологического налога. Однако в случае приобретения бюджетными организациями права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения эти бюджетные организации будут признаваться плательщиками экологического налога.
![]() |
Справочно Согласно п.30 ст.1 Закона РБ от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З) собственник отходов - это юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, приобретшее право владения, пользования и распоряжения отходами (включая образовавшиеся в результате его экономической деятельности, жизнедеятельности) в порядке, установленном Законом № 271-З и иными актами законодательства. |
Объекты обложения налогом
![]() |
Обратите внимание! Объектом обложения экологическим налогом являются только отходы производства (подп.1.3 п.1 ст.205 НК). |
Отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, объектом обложения экологическим налогом не являются.
![]() |
Справочно • Отходы производства - это отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п.21 ст.1 Закона № 271-З). • Отходы потребления - отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов (п.20 ст.1 Закона № 271-З). |
Согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Минприроды РБ от 08.11.2007 № 85 (далее - Классификатор отходов), к отходам потребления относятся:
• отходы жизнедеятельности населения - код 9120100;
• уличный и дворовый смет - код 9120500.
Отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения (код 9120400), являются отходами производства, следовательно, будут облагаться экологическим налогом за захоронение отходов производства.
Налог за захоронение отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов
Необходимо иметь в виду, что, несмотря на то что плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства, экологический налог за захоронение отходов производства исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (п.4 ст.208 НК).
Налоговые декларации (расчеты) за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов представляются в налоговый орган владельцами объектов захоронения отходов (п.7 ст.208 НК).
Исполнение налогового обязательства плательщика за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства в пределах сумм экологического налога за захоронение отходов производства, поступивших от собственников отходов производства.
Перечисление собственниками отходов производства экологического налога за захоронение отходов производства владельцам объектов захоронения отходов производится непосредственно в момент оплаты услуг по захоронению отходов, но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случае неперечисления собственниками отходов производства в срок сумм экологического налога за захоронение отходов производства:
• владельцами объектов захоронения отходов производства в порядке и сроки, установленные для представления налоговой декларации (расчета), представляются в налоговые органы по месту постановки на учет сведения о задолженности по уплате сумм экологического налога за захоронение отходов производства по каждому собственнику отходов производства;
• налоговыми органами производится взыскание сумм экологического налога за захоронение отходов производства с собственников отходов производства (п.8 ст.208 НК).
Практические ситуации по исчислению налога
Рассмотрим практические ситуации, возникающие у организаций при исчислении экологического налога, в т.ч. при проведении проверок контролирующими органами.
![]() |
Ситуация 1 Бюджетная организация «А» (арендодатель) заключила договор аренды склада с организацией «Б» (арендатор). У арендатора в результате его деятельности образуются отходы производства. В соответствии с условиями договора арендатор ведет учет отходов и по акту приема-передачи передает отходы арендодателю для дальнейшего захоронения. Кто в рассматриваемой ситуации является плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства? |
Плательщиком налога является арендодатель.
Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели (п.1 ст.204 НК).
Бюджетные организации признаются плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения только в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения (п.3 ст.204 НК).
Право собственности на отходы приобретают (п.1 ст.3 Закона № 271-З):
• производитель отходов - с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;
• юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, - на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность.
В рассматриваемом случае собственником отходов изначально выступает арендатор, однако в последующем, поскольку он передает образовавшиеся в результате его деятельности отходы производства арендодателю для захоронения, собственником этих отходов является арендодатель и, соответственно, он будет плательщиком экологического налога в бюджет.
Следует помнить, что исполнение налогового обязательства плательщика за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства возлагается на владельцев объектов захоронения отходов производства.
![]() |
Ситуация 2 Организация «А» арендует на протяжении 2008-2012 гг. у организации «В» складское и офисное помещения. Согласно условиям договора аренды арендодатель является собственником отходов производства, образующихся у арендатора в процессе его деятельности в этих помещениях, с момента их образования. В связи с этим арендатор не вел учет отходов в книге учета, не разрабатывал нормативы образования отходов, не получал разрешение на захоронение отходов, не утверждал лимиты на захоронение отходов производства в местном исполнительном органе. В свою очередь, арендодатель также не осуществлял никакой деятельности по обращению с отходами. Ни арендатор, ни арендодатель не заключали договор на вывоз и обезвреживание мусора с владельцем объекта захоронения (местным жилищно-коммунальным хозяйством) и не уплачивали налог за захоронение отходов производства. При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности арендатора контролирующим органом был поднят вопрос о доначислении экологического налога за захоронение отходов производства организации «А» (арендатору). Правомерны ли действия контролирующего органа? Кто является плательщиком налога в рассматриваемой ситуации? Возможно ли доначисление налога арендатору? |
В рассматриваемом случае арендатор - производитель отходов должен был вести учет отходов в местах их образования, а также разработать нормативы образования отходов.
![]() |
Справочно Производитель отходов - это юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, экономическая деятельность, жизнедеятельность которого приводит к образованию отходов (п.23 ст.1 Закона № 271-З). |
Образование отходов отражается в книге первичного учета отходов. Книга общего учета отходов ведется на основании данных книги первичного учета отходов.
Согласно п.16 Правил ведения учета отходов, утвержденных постановлением Минприроды РБ от 26.11.2001 № 27, книга первичного учета отходов и книга общего учета отходов должны содержать следующую информацию:
• норматив образования отходов;
• наименование и код отходов в соответствии с Классификатором отходов;
• класс опасности отходов;
• наименование технологического процесса, в результате которого образуется данный вид отходов;
• количество образовавшихся отходов;
• количество поступивших отходов (от кого);
• количество переданных отходов (кому).
Производители отходов производства обязаны:
• обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, а также их соблюдение;
• обеспечивать установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в Классификаторе отходов (п.3 ст.17 Закона № 271-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 31 июля 2014 г. Правила № 27 на основании постановления Минприроды РБ от 09.07.2014 № 32 утратили силу. С 28 августа 2014 г. взамен их действует постановление Минприроды РБ от 20.06.2014 № 27. |
В свою очередь арендодатель как собственник отходов на основании представленных арендатором нормативов образования отходов производства должен был получить разрешение на захоронение отходов производства с учетом отходов арендатора и разработать и утвердить лимит захоронения отходов производства с учетом отходов производства арендатора.
![]() |
Справочно Лимит захоронения отходов производства - количество отходов производства определенного вида, установленное собственнику отходов на определенный период времени для захоронения их на объектах захоронения отходов (п.8 ст.1 Закона № 271-З). |
Таким образом, у арендодателя и арендатора имеет место нарушение природоохранного законодательства.
Поскольку в договоре изначально определен собственником отходов производства арендодатель, арендатор хоть и является производителем отходов, не является плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства.
Таким образом, доначисление налога за захоронение отходов производства арендатору - производителю отходов является неправомерным.
При проведении проверки хозяйственной деятельности арендодателя - собственника отходов экологический налог за захоронение отходов производства может быть доначислен арендодателю при наличии доказательства факта захоронения отходов производства, поскольку объектом обложения экологическим налогом признается захоронение отходов производства (п.1 ст.205 НК).
Следует иметь в виду, что с 2011 г. при расчете налога за захоронение отходов производства 15-кратный размер налога при отсутствии установленного лимита не применяется.
![]() |
Ситуация 3 В процессе деятельности организации образуются отходы производства, в т.ч. и подобные отходам жизнедеятельности населения. Утвержденный годовой лимит захоронения всех отходов производства - 100 т. За год на объекты захоронения фактически вывезено 12 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, и 70 т других видов отходов. Должна ли организация уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства? Льготируются ли 12 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения? |
Организация должна уплатить экологический налог за 82 т отходов. 12 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, не льготируются.
Лимиты захоронения отходов производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ или его территориальными органами (п.2 ст.25 Закона № 271-З).
Плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства (п.2 ст.204 НК).
Исчисление экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производится владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов (ст.208 НК).
Согласно ст.205 НК объектами обложения экологическим налогом признаются хранение, захоронение отходов производства. При этом объектами обложения экологическим налогом не признается захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год (п.2 ст.205 НК).
Налоговая база экологического налога за захоронение отходов производства определяется как фактические объемы отходов производства, подлежащих захоронению (ст.206 НК).
В Классификаторе отходов отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, указаны под позицией с кодом 9120400.
Количество отходов производства, вывозимых на захоронение коммунальной организацией, указывается собственником отходов в сопроводительном паспорте. В сопроводительных паспортах перевозки отходов собственниками отходов также указываются лимиты на захоронение отходов производства.
![]() |
Справочно Форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкция о порядке оформления сопроводительного паспорта перевозки отходов производства утверждены постановлением Минприроды РБ от 09.12.2008 № 112.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 апреля 2018 г. форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства изложена в новой редакции постановлением Минприроды РБ от 28.02.2018 № 3. |
Таким образом, владелец объекта захоронения контролирует количество отходов производства от каждого субъекта хозяйствования, поступившее на захоронение. В рассматриваемой ситуации от организации на захоронение фактически поступило 82 т отходов производства, соответственно общий объем захоронения отходов превышает 50 т, и владелец объекта захоронения выставляет организации экологический налог за 82 т. Поступившие 12 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, не льготируются и не уменьшают сумму экологического налога.
![]() |
Ситуация 4 Организация имеет в собственности офисные помещения. В процессе хозяйственной деятельности у нее образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения. Утвержденный годовой лимит захоронения отходов производства - 40 т. В IV квартале организация превышает лимит, и за год на объекты захоронения фактически вывезена 51 т отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения. Должна ли организация уплачивать экологический налог за захоронение отходов производства? |
Должна за 51 т.
Объектом обложения экологическим налогом не признается захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год (п.2 ст.205 НК).
В данной ситуации, поскольку лимит на захоронение отходов производства установлен в размере 40 т в год на захоронение отходов, подобных отходам жизнедеятельности населения, то владелец объекта захоронения не должен выставлять организации экологический налог за захоронение отходов производства, если количество отходов не превысит 50 т.
Поскольку количество отходов производства, вывозимых на захоронение, указывается собственником отходов в сопроводительном паспорте, то владелец объекта захоронения может отследить, когда у организации количество отходов превысит 50 т. У организации количество отходов, подлежащих захоронению, превысило 50 т в IV квартале, следовательно, она становится плательщиком экологического налога за захоронение отходов производства, а владелец объекта захоронения выставляет ей налог за весь год, подает уточненные расчеты в налоговые органы за весь год и облагает по данной организации 51 т отходов.
![]() |
Ситуация 5 Организация выполняет работы по текущему содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства (парки, скверы, улицы и др.), числящихся на балансе организации как основные средства, финансируемые из бюджета. Включается ли в объект для исчисления экологического налога за захоронение отходов производства отходы, образующиеся в местах общего пользования? |
Пунктом 1 ст.205 НК установлено, что объектами обложения экологическим налогом признаются хранение, захоронение отходов производства.
Отходы потребления - это отходы, образующиеся в процессе жизнедеятельности человека, не связанной с осуществлением экономической деятельности, отходы, образующиеся в гаражных кооперативах, садоводческих товариществах и иных потребительских кооперативах, а также уличный и дворовый смет, образующийся на территориях общего пользования населенных пунктов.
Отходы производства - это отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых.
Исходя из изложенного в объект для исчисления налога за захоронение отходов производства включаются отходы производства, которыми признаются отходы, образованные при выполнении работ по формовке, обрезке и удалению пораженных деревьев, - сучья, ветки, вершины (код 1730200 Классификатора отходов), отходы корчевания пней (код 1730300 Классификатора отходов), прочие древесные отходы от лесоразработок и вырубок, не вошедшие в группу VI В (код 1739900 Классификатора отходов), по выкашиванию газонных трав и уборке листвы, опавшей с деревьев, - растительные отходы от уборки территорий садов, парков, кладбищ (код 9121100 Классификатора отходов).
Объектом налогообложения для исчисления налога за захоронение отходов производства не признаются отходы потребления, которыми являются отходы, образованные при уборке дорожек в парках, скверах, набережных, - уличный и дворовый смет (код 9120500 Классификатора отходов).
![]() |
Ситуация 6 У организации, применяющей общий порядок налогообложения, в процессе экономической деятельности образуются отходы производства. Она заключила договор на вывоз и захоронение отходов производства с владельцем объекта захоронения, который применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). Должен ли владелец объекта захоронения отходов, применяющий УСН, производить уплату экологического налога за захоронение отходов производства, принадлежащих организации? |
Должен исчислять и предъявлять собственнику отходов.
Пунктом 3 ст.286 НК определен исчерпывающий перечень налогов, сборов и отчислений, общий порядок исчисления и уплаты которых сохраняется при применении УСН. Экологический налог в этот перечень не входит и соответственно организациями, применяющими УСН, не уплачивается.
Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК, Таможенным кодексом РБ и (или) актами Президента РБ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) (п.1 ст.13 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 апреля 2014 г. вместо Таможенного кодекса РБ действует Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь». |
Плательщиками экологического налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства. Экологический налог за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов исчисляется владельцами объектов захоронения отходов и предъявляется ими собственникам отходов производства дополнительно к тарифам за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов. Уплата экологического налога владельцами объектов захоронения отходов производится в размере фактически полученных от собственников отходов производства сумм экологического налога за захоронение отходов производства (ст.204 и 208 НК).
Освобождение от уплаты экологического налога при применении УСН может быть применено только плательщиками экологического налога. Владельцы объектов захоронения отходов признаются плательщиками экологического налога за размещение отходов производства на объектах захоронения только в части своих отходов. Следовательно, при применении владельцами объектов захоронения УСН экологический налог не уплачивается ими только в части отходов, являющихся их собственностью.
В отношении отходов, принадлежащих другим владельцам, не применяющим УСН, уплата экологического налога производится в общеустановленном порядке, поскольку в данном случае плательщиками являются собственники отходов, а в обязанности владельца объектов захоронения входит исчисление налога, предъявление его собственникам отходов производства и уплата полученных сумм в бюджет.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» В НК на основании законов РБ от 31.12.2013 № 96-З, от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З, от 13.06.2016 № 372-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения. С 23 октября 2015 г. в Закон Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» на основании Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 288-З внесены изменения и дополнения. |
25.10.2013 г.
Ольга Володина, экономист