


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь
ЗАКЛЮЧАЕМ АВТОРСКИЙ ДОГОВОР: СОВЕТЫ ЛИЦЕНЗИАТУ
С 1 декабря 2011 г. вступил в действие Закон РБ от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее - Закон).
В числе новаций законодательства об авторском праве в связи с принятием Закона особое место занимают нормы о договорных отношениях, существенные изменения произошли в регулировании отношений сторон в рамках авторского договора.
В данном материале рассматриваются вопросы, связанные с заключением авторских договоров в соответствии с требованиями Закона, а также приведением ранее заключенных договоров в соответствие с его требованиями.
Место авторского договора в системе гражданских договоров
Произведения науки, литературы и искусства - объекты интеллектуальной собственности. Возможность использовать произведение и распоряжаться им обеспечивается признанием за автором исключительного права на произведение.
Исключительное право - самостоятельный вид гражданских прав, выполняющий в отношении нематериальных результатов интеллектуальной деятельности те же функции, что и право собственности в отношении вещей. При этом исключительные права не ограничены в обороте, поэтому согласно норме ст.129 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) они могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом.
Исключительные права могут быть предметом различных сделок. Однако наиболее распространены сделки, которыми оформляется переход исключительных прав от первоначального обладателя к другим лицам. В типологии сделок по переходу исключительных прав выделяют сделки по уступке права, предполагающие его безвозвратный переход другому лицу (договор уступки исключительного права), и сделки по передаче права на определенный срок (лицензионный договор, авторский договор, договор франчайзинга).
Авторский договор - традиционная договорная конструкция, оформляющая предоставление автором другому лицу права использования произведения определенным способом в течение определенного строка.
В Законе авторский договор определяется как разновидность лицензионного договора, которая имеет особенности в субъектном составе, наборе существенных условий и форме заключения. Согласно п.1 ст.45 Закона авторский договор определен как лицензионный договор, в котором в качестве лицензиара выступает автор произведения. К авторскому договору применяются установленные Законом правила о лицензионном договоре с учетом особенностей, указанных в ст.45 Закона. Это означает, что правила о лицензионном договоре носят субсидиарный характер и регулируют отношения сторон по авторскому договору лишь в той части, в которой они не урегулированы специальными нормами, посвященными авторскому договору.
Поскольку авторский договор определен как разновидность лицензионного договора, необходимо несколько слов сказать о последнем. Включенные в Закон нормы, посвященные лицензионному договору, повторяют определение самого договора, а также его разновидностей (исключительная и неисключительная лицензии), приведенные в ст.985 ГК. Согласно норме п.1 ст.44 Закона по лицензионному договору правообладатель (лицензиар) предоставляет пользователю (лицензиату) разрешение использовать соответствующий объект авторского права или смежных прав.
При заключении договора исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату право использования объекта авторского права или смежных прав определенным способом в пределах, установленных договором, при этом лицензиар не имеет права использовать и разрешать другим лицам использовать объект в части, предоставленной лицензиату, но сохраняет право использовать и разрешать другим лицам использование объекта в части, которая не предоставлена лицензиату.
При заключении договора неисключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату право использования объекта авторского права или смежных прав с сохранением за лицензиаром права использования объекта и права выдачи лицензии другим лицам. При этом, если в лицензионном договоре не предусмотрено иное, лицензия предполагается неисключительной.
В то же время в Законе уточнен перечень существенных условий лицензионного договора применительно к случаям его заключения в отношении объектов авторского права и смежных прав: из нормы п.5 ст.44 Закона следует, что лицензионный договор должен содержать условие о сроке его действия и территории, на которой разрешается использование объекта авторского права или смежных прав.
В п.4 ст.44 Закона говорится о том, что лицензионный договор предполагается возмездным, если самим договором не предусмотрено иное. Норма о предполагаемой возмездности лицензионного договора, во-первых, означает, что отсутствие условия о вознаграждении не делает такой договор незаключенным, поскольку в этой ситуации размер вознаграждения будет определяться в соответствии с нормой п.3 ст.394 ГК, и, во-вторых, что стороны могут определить данный договор как безвозмездный, включив в него соответствующее условие.
Таким образом, можно сделать вывод, что существенными условиями лицензионного договора, заключаемого по поводу использования объектов авторского права, в соответствии с Законом будут условия о предмете, сроке и территории.
В Законе также дублируются нормы ст.985 ГК о сублицензионном договоре: в соответствии с нормой п.6 ст.44 Закона заключение лицензиатом сублицензионного договора возможно лишь в случае, если это прямо предусмотрено лицензионным (авторским) договором, и в пределах полномочий, предоставленных лицензиату данным договором.
Юридическая характеристика авторского договора
Авторский договор можно определить как консенсуальный и двусторонний, который в соответствии с Законом может быть как возмездным, так и безвозмездным.
Виды авторского договора
В отличие от ранее действовавшего Закона РБ от 16.05.1996 № 370-XIII «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции от 11.08.1998 № 194-З; далее - Закон № 370-XIII), в котором говорилось о возможности заключения авторского договора о передаче исключительных имущественных прав, а также авторского договора о передаче неисключительных имущественных прав, новый Закон не называет возможные виды авторского договора. Однако применение к авторскому договору правил о лицензионном договоре означает, что авторский договор может заключаться либо по модели исключительной лицензии, либо по модели неисключительной лицензии.
При заключении авторского договора по модели исключительной лицензии лицензиат на время действия договора приобретает исключительное право использовать произведение определенным способом (способами). При этом лицензиат, заключивший такой договор, становится правообладателем (определение термина «правообладатель» дано в ст.4 Закона) и в этом качестве может защищать полученные по договору права в отношении третьих лиц и самого автора. Заключение авторского договора по модели исключительной лицензии не допускает возможности для автора заключать аналогичные договоры с третьими лицами.
При заключении авторского договора по модели неисключительной лицензии лицензиат приобретает право использовать произведения определенным способом (способами), наряду с самим автором и третьими лицами, с которыми автор может заключить аналогичные договоры.
Существенные условия авторского договора
Согласно ст.402 ГК любой договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия:
• о предмете договора;
• которые названы в законодательстве как существенные;
• признаваемые существенными по заявлению любой из сторон.
Как определяется предмет авторского договора? Если следовать норме п.2 ст.45 Закона, согласно которой в авторском договоре должны быть предусмотрены конкретные способы использования произведения, то предмет авторского договора - это способ (способы) использования произведения. Для уточнения предмета договора необходимо также определить произведение, которое будет использоваться на основании договора. Однако такой подход представляется достаточно поверхностным и не учитывающим суть возникающих в рамках авторского договора правоотношений. Как уже говорилось, автор (иной правообладатель) наделяется в отношении произведения исключительным правом, которое согласно ст.993 ГК и ст.16 Закона означает его право использовать произведение «в любой форме и любым способом». Это подразумевает, что изначально только автор может осуществлять любые действия, связанные с использованием произведения. Любое иное лицо, желающее получить возможность осуществлять такие же действия, получает ее в виде права использования произведения. Участвующим в обороте объектом гражданских прав является не произведение как нематериальный объект, а исключительное право на него. Поэтому с точки зрения теории корректнее будет определить в качестве предмета авторского договора предоставляемое лицензиату исключительное право на произведение (либо его часть). Такой подход не исключает возможности заключения авторского договора по модели неисключительной лицензии, при этом его предметом также будет исключительное право, только в ограниченном виде - без негативной составляющей, позволяющей запрещать осуществление действий по использованию произведения третьим лицам.
При определении передаваемого исключительного права определяются пределы его осуществления лицензиатом, что выражается как в определении типа договора (исключительная или неисключительная лицензия), так и в определении конкретных способов использования произведения. Особенность Закона в том, что содержание исключительного права на произведение определяется как открытый перечень действий по его использованию, что позволяет сторонам при определении предмета договора указывать и иные возможные способы использования произведения, не названные в ст.16 Закона.
Теперь определим иные, помимо предмета, существенные условия авторского договора. В отличие от лицензионного договора, для которого условие о сроке, на который предоставляется право, является существенным, для авторского договора данное условие существенным не является. Не является существенным также условие о территории, на которой может осуществляться предоставляемое право. Это объясняется следующим.
Во-первых, законодатель прямо оговаривает, что в авторском договоре могут отсутствовать условия о сроке его действия и территории, на которой допускается использование произведения (п.3 ст.45 Закона).
Во-вторых, законодатель устанавливает презюмируемые условия договора, которые действуют в случае, если в авторском договоре отсутствует условие о сроке его действия или о территории использования произведения. Согласно норме части третьей п.3 ст.45 Закона при отсутствии в договоре условия о территории действие договора ограничивается территорией Республики Беларусь; согласно норме части второй п.3 ст.45 Закона при отсутствии в договоре условия о сроке его действия такой договор может быть расторгнут автором по истечении 3 лет с даты заключения.
![]() |
Обратите внимание! В Законе этот срок сокращен по сравнению со сроком, предусматривавшимся ранее Законом № 370-XIII: договор в таком случае мог быть расторгнут автором по истечении 5 лет. Сокращен также до 3 месяцев срок для предварительного уведомления автором лицензиата о расторжении договора (ранее - 6 месяцев). |
Ранее действовавший Закон № 370-XIII требовал предусматривать размер вознаграждения (порядок его определения). Авторский договор был возмездным. Особенность Закона - признание законодателем возможности заключения авторского договора на безвозмездной основе. Это следует из применяемых к авторскому договору правил о лицензионном договоре, в соответствии с которыми лицензионный договор только предполагается возмездным, нормы п.3 ст.16 Закона, согласно которой автор имеет право на получение авторского вознаграждения, за исключением случаев, предусмотренных договором, а также оговорки законодателя о том, что в случае, если авторский договор является возмездным, в нем должны предусматриваться размер авторского вознаграждения и (или) порядок определения этого вознаграждения за каждый способ использования.
Если же авторский договор возмездный, он должен содержать условие о размере авторского вознаграждения или порядке его определения за каждый способ использования произведения, а также условие о порядке и сроках его выплаты. В отношении лицензионного договора говорилось о том, что условие о вознаграждении не является существенным. Несмотря на то что авторский договор в Законе определяется как разновидность лицензионного договора, для него установлены специальные правила, в силу которых его стороны не могут ограничиться предполагаемой возмездностью, а должны договориться о размере вознаграждения. Поэтому для авторского договора существенным условием будет альтернативное условие либо о размере и порядке выплаты вознаграждения, либо о безвозмездности договора. Как следствие, авторский договор, не содержащий условия о его безвозмездности и при этом не содержащий условий о размере и порядке выплаты авторского вознаграждения, должен признаваться незаключенным. Вопрос о том, как должен определяться в договоре размер авторского вознаграждения, рассмотрим ниже.
В Законе сохранилось требование определять максимальное количество воспроизводимых экземпляров произведения в том случае, если вознаграждение в договоре определяется в виде фиксированной суммы. Данное требование относится к авторским договорам, предусматривающим воспроизведение, т.е. изготовление, в т.ч. тиражирование одного или более экземпляров объекта авторского права в любой объективной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой или иной объективной форме в электронном средстве или на другом материальном носителе (ст.4 Закона). При этом условие о максимальном количестве экземпляров становится существенным.
Прочие условия
При определении условий авторского договора особое внимание следует обратить на соблюдение личных неимущественных прав автора и в первую очередь права на неприкосновенность произведения. Закон № 370-XIII определял право на защиту репутации как возможность автора или исполнителя препятствовать искажению соответственно произведения или исполнения при их использовании. Однако само понятие «искажение» допускало достаточно широкое толкование, что на практике не позволяло авторам и исполнителям запрещать любые посягательства на целостность произведения или исполнения. Норма ст.15 Закона устанавливает, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение любых изменений, сокращений и дополнений. Это означает, что любое изменение (сокращение, редактирование, дополнение иллюстрациями, предисловиями или послесловиями и т.п.) должно быть согласовано с автором. В свою очередь, это требует от лицензиата предусмотреть в авторском договоре механизм согласования с автором возможных правок, вносимых в его произведение при использовании.
Форма авторского договора
Требования к форме авторского договора согласно Закону остаются неизменными: договор должен заключаться в письменной форме, а при использовании произведения в периодической печати допускается его заключение в устной форме.
Как определять вознаграждение в авторском договоре?
Основное отличие норм Закона, посвященных авторскому вознаграждению, от норм ранее действовавшего законодательства состоит в следующем. Если ранее законодательство требовало, чтобы определяемые в авторском договоре ставки авторского вознаграждения не были ниже минимальных ставок, устанавливаемых Правительством РБ, то в Законе говорится о том, что размер авторского вознаграждения не может быть ниже размера, устанавливаемого Правительством РБ. Данная норма сформулирована таким образом, что независимо от способа определения авторского вознаграждения в договоре (фиксированная сумма, процент от дохода лицензиата и т.п.) автор должен в результате получить вознаграждение, размер которого будет не меньше, чем законодательно определенный минимальный размер. Тем самым норма о гарантированном минимальном авторском вознаграждении становится реально действующей.
В настоящее время минимальные размеры авторского вознаграждения определяются следующими постановлениями Правительства РБ.
1. Постановление Совета Министров РБ от 29.11.2011 № 1610 «О минимальных ставках авторского вознаграждения и вознаграждения за отдельные виды работ, связанные с изданием произведений науки, литературы и искусства». Основная сфера применения данного постановления - книгоиздательская деятельность. Постановление определяет минимальные ставки авторского вознаграждения:
• за опубликование произведений науки, литературы и искусства;
• опубликование нотных изданий;
• опубликование составных произведений;
• опубликование переведенных произведений;
• воспроизведение в печати художественно-графических произведений и фотографий.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 августа 2012 г. следует руководствоваться новыми минимальными ставками авторского вознаграждения (изменения, внесенные в постановление № 1610 постановлением Совета Министров РБ от 26.07.2012 № 690): |
2. Постановление Совета Министров РБ от 29.11.2000 № 1818 «Аб мiнiмальных стаўках аўтарскага ўзнагароджання за выкананне заказаў на стварэнне твораў лiтаратуры i мастацтва для публiчнага выканання або за права першага публiчнага выканання неабнародаваных твораў». Определены минимальные ставки авторского вознаграждения за создаваемые по заказу драматические и музыкальные произведения, литературные произведения, связанные с музыкой, произведения для эстрады и цирка.
3. Постановление Совета Министров РБ от 29.11.2011 № 1609 «О коллективном управлении имущественными правами». Особенность постановления в том, что установленные им минимальные ставки вознаграждения за использование произведений в составе спектаклей, за использование музыкальных произведений путем публичного исполнения, а также за воспроизведение музыкальных произведений в записи и за сдачу в прокат экземпляров музыкальных произведений применяются только в отношениях между пользователями и организациями по коллективному управлению имущественными авторскими правами.
4. Постановление Совета Министров РБ от 28.04.2001 № 616 «О минимальных ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения в кинематографии». Определяет минимальные ставки авторского вознаграждения за создание литературных сценариев, оригинальной музыки и текстов песен для кино- и видеофильмов, а также за использование кино- и видеофильмов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 ноября 2012 г. взамен постановления № 616 принято постановление Совета Министров РБ от 13.11.2012 № 1039 «О минимальных размерах и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения в кинематографии». |
5. Постановление Совета Министров РБ от 15.02.2008 № 210 «О ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения за создание произведений и материалов в сфере телевидения и радиовещания». Сфера применения постановления определена в его названии; устанавливает минимальные ставки авторского вознаграждения за создание литературных сценариев, оригинальной музыки и текстов песен для кино- и видеофильмов, а также за использование кино- и видеофильмов.
Отдельно следует остановиться на анализе нормы п.2 ст.45 Закона, требующей определять вознаграждение в авторском договоре за каждый способ использования произведения. Данная норма корреспондирует норме п.3 ст.16 Закона, согласно которой автор имеет право на получение авторского вознаграждения за каждый способ использования произведения. Однако норма ст.16, посвященная праву автора на получение вознаграждения, определена как диспозитивная и допускает возможность определить иное в договоре. Кроме того, нормы Закона не исключают возможности определения единой суммы вознаграждения одновременно за несколько определенных в договоре способов использования произведения. Исключение составляют те случаи, когда в отношении определенных способов использования произведения законодательством установлены минимальные размеры вознаграждения.
Принципиально новая норма, связанная с возможным заключением лицензиатом сублицензионного договора, изложена в п.5 ст.45 Закона. Суть ее состоит в том, что при заключении сублицензионного договора должны учитываться имущественные интересы автора. Норма сформулирована следующим образом: «Если авторским договором предусмотрено право лицензиата на заключение сублицензионного договора, то в авторском договоре указывается доля от вознаграждения, получаемого лицензиатом от сублицензиата, которую лицензиат должен выплачивать автору. При этом вознаграждение, получаемое автором за использование произведения сублицензиатом, не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать сам лицензиат за соответствующий способ использования произведения в соответствии с условиями авторского договора, если иное прямо не предусмотрено авторским договором». Что из нее следует?
Во-первых, в авторском договоре, предусматривающем возможность заключения сублицензионного договора, должно быть оговорено условие о размере дополнительного вознаграждения для автора. При этом стороны могут предусмотреть, что такое дополнительное вознаграждение автору не будет выплачиваться.
Во-вторых, такое вознаграждение не может быть меньше вознаграждения, которое должен выплачивать автору за такой же способ использования сам лицензиат, если только иное не будет прямо установлено авторским договором. Иными словами, условие о размере вознаграждения, определенное в авторском договоре, автоматически распространяется на использование произведения третьим лицом на основании сублицензионного договора. Данная норма диспозитивна и не применяется в случае, если в авторском договоре будет прямо предусмотрено, что автор не имеет права на получение такого дополнительного вознаграждения.
В третьих, лицом, обязанным выплачивать такое вознаграждение, выступает лицензиат.
Приведение ранее заключенных договоров в соответствие с требованиями Закона
Закон вступил в действие с 1 декабря 2011 г. Согласно ст.60 Закона его нормы применяются к отношениям в области авторского права и смежных прав, возникшим после вступления Закона в силу.
Введение в действие норм Закона затрагивает авторские договоры, заключенные на этот момент. Согласно норме п.2 ст.392 ГК условия договора подлежат приведению в соответствие с законодательством. Сделанная в ст.392 ГК оговорка «если иное не предусмотрено законодательством» в данной ситуации не может быть учтена, поскольку в норме ст.60 Закона говорится о применении его норм к отношениям, возникающим в последующем, но при этом не говорится о сохранении в силе условий ранее заключенных договоров.
По каким вопросам необходимо внесение изменений в действующие авторские договоры? В первую очередь это касается положений, связанных с правом автора на получение вознаграждения, в т.ч. вознаграждения за использование произведения третьими лицами на основании сублицензионных договоров. При этом у сторон появилась возможность определить ранее заключенные договоры как безвозмездные.
Отдельный вопрос - корректировка норм ранее заключенных авторских договоров в связи с необходимостью соблюдения права автора на неприкосновенность произведения.
31.01.2012 г.
Сергей Лосев, кандидат юридических наук, доцент