Пособие от 15.03.2019
Автор: Шерснёва Л.

Заключение договоров подряда с гражданами Российской Федерации. Разбираем ситуацию


СОДЕРЖАНИЕ

 

Трудовые отношения

Гражданско-правовые отношения

Подоходный налог

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Взносы в ФСЗН

 

Материал помещен в архив

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА С ГРАЖДАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РАЗБИРАЕМ СИТУАЦИЮ

пример ситуация

Ситуация

Белорусская организация (исполнитель, находится в Республике Беларусь) заключает договор с российской организацией (заказчик, находится в Российской Федерации) на проведение маркетингового исследования методом «тайный покупатель» с разработкой рекомендаций и т. д.

Для этого понадобится привлечь несколько человек по договорам подряда для проведения исследования объектов заказчика (магазины и т. п.) на территории Российской Федерации (работа заключается в том, чтобы посетить объект в роли покупателя, на основании этого составить отчет о впечатлениях).

Какого-либо представительства или офиса у организации-исполнителя в Российской Федерации нет. Планируется размещение на сайте исполнителя формы договора с физическим лицом, которое и будет исполнять роль покупателя, после чего данный покупатель составляет отчет и отправляет его организации-исполнителю (то есть работа на 1-2 дня).

Может ли белорусская организация нанять физических лиц - резидентов Российской Федерации для выполнения таких услуг на территории Российской Федерации?

Если может, как правильно оформить такие договоры подряда?

Чье законодательство регулирует такие подрядные отношения: Республики Беларусь или Российской Федерации?

Какие еще нюансы законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации следует учесть белорусской организации при найме по договору подряда резидентов Российской Федерации для оказания подобного рода услуг?

 

Белорусское законодательство не содержит запрета в отношении найма иностранных граждан (не являющихся ИП) как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Осуществлять наем можно посредством заключения с гражданами трудового или гражданско-правового договора (подряда, возмездного оказания услуг, о создании объектов интеллектуальной собственности).

Трудовые отношения

Если выполнение работы российским гражданином предполагается на территории Российской Федерации, то отношения между ним и нанимателем будут регулироваться российским трудовым законодательством, даже если речь идет о трудовых отношениях с участием белорусского юридического лица, что непосредственно следует из части пятой ст.11 и части первой ст.13 Трудового кодекса Российской Федерации.

Если выполнение работы российским гражданином предполагается на территории Республики Беларусь, то отношения будут строиться на основе белорусского трудового законодательства (ст.3 Трудового кодекса Республики Беларусь). Поэтому во избежание проблемы возможного двойного применения законодательства к трудовым отношениям в рассматриваемой ситуации желательно в трудовом договоре указать территорию выполнения работы (Российская Федерация или Республика Беларусь).

 

справочно

Справочно

Граждане Беларуси и России имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений (ст.7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25.12.1998). Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

Гражданско-правовые отношения

Что касается договоров подряда и договоров на оказание услуг, то они являются разновидностью гражданско-правового договора, и данные правоотношения регулируются гражданским законодательством, а не трудовым.

Работа и услуга не равнозначные действия, между ними существуют определенные различия, прежде всего связанные с результатом. Работа и услуга - это две принципиально разные правовые конструкции.

Договор подряда - это договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (уплатить цену работы) (часть первая ст.656 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК)). Одним из основных признаков договора подряда является то, что выполнение работ по данному договору имеет овеществленный (материальный) результат. В этом случае составляется акт (сдачи-приемки) выполненных работ.

По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст.733 ГК). Действие исполнителя не имеет овеществленного результата (то есть услуги в отличие от результата выполненных работ не имеют материального выражения), что является одним из основных признаков договора возмездного оказания услуг. В этом случае составляется акт (сдачи-приемки) оказанных услуг.

То же самое следует и из Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК):

1) работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (подп.2.21 п.2 ст.13 НК);

2) услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (подп.2.30 п.2 ст.13 НК).

Маркетинговые услуги - услуги, связанные с исследованием, анализом, планированием и прогнозированием в сфере производства и обращения товаров (работ, услуг), оказываемые в целях принятия мер по созданию необходимых экономических условий для производства и обращения товаров (работ, услуг), включая их характеристику, выработку ценовой стратегии и стратегии рекламы (подп.2.14 п.2 ст.13 НК).

В этой связи очевидно, что исследование методом «тайный покупатель» - это услуги, а не работа, и заказчику следует заключать с физлицами-исполнителями договор возмездного оказания услуг.

 

справочно

Справочно

На практике налоговые органы не применяют штрафы из-за одной только формулировки названия акта, если из смысла сделки усматривается конкретная (а не фиктивная) услуга или работа, а у плательщика нет проблем по своевременной и полной уплате налогов. Однако в ситуациях, когда путают понятия «работа» и «услуга» и при этом есть проблемы с уплатой налогов, всегда остается риск, что акты, как и первичные учетные документы, могут быть признаны в установленном законодательством порядке не имеющими юридической силы. Например, льготы по налогам, сборам (пошлинам) не могут быть использованы в отношении налогов, сборов (пошлин), установление объекта налогообложения и (или) определение налоговой базы по которым осуществлены на основании первичных учетных документов, признанных в установленном законодательством порядке не имеющими юридической силы, и только в части, приходящейся на такие первичные учетные документы. Это же касается и вопроса возмещения НДС, применения налоговых вычетов и т. д.

Подоходный налог

В случае заключения гражданско-правового договора доходы гражданина Российской Федерации от оказания услуг белорусской организации признаются доходом, полученным от источников в Республике Беларусь, и, соответственно, подлежат обложению подоходным налогом в Республике Беларусь. Это означает, что белорусская организация при выплате гражданину Российской Федерации доходов от оказания им соответствующих услуг обязана удержать с них подоходный налог.

Объектом обложения подоходным налогом признаются доходы, полученные плательщиками (как налоговыми резидентами Республики Беларусь, так и не признаваемыми таковыми) от источников в Республике Беларусь (п.1 ст.196 НК).

При этом вознаграждения за исполнение трудовых или иных обязанностей, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от белорусских организаций, белорусских индивидуальных предпринимателей (нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатов), иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, открытых в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений, признаются доходами, полученными от источников в Республике Беларусь (подп.1.6 п.1 ст.197 НК).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. следует руководствоваться подп.1.6 п.1 ст.197 НК в ред. Закона от 31.12.2021 № 141-З. К доходам, полученным от источников в Республике Беларусь, относятся вознаграждения за исполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), получаемые плательщиками от белорусских организаций, белорусских индивидуальных предпринимателей, нотариусов, иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, представительств иностранных организаций, открытых в порядке, установленном законодательством, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих плательщиков обязанности или откуда производились выплаты этих вознаграждений.

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Граждане Российской Федерации, не проживающие на территории Республики Беларусь, не являются застрахованными лицами по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по законодательству Республики Беларусь.

 

справочно

Справочно

Страхователями по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются организации (включая иностранные), их обособленные подразделения, а также физические лица, которые в соответствии с законодательством предоставляют работу гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам, лицам без гражданства, проживающим в Республике Беларусь, или привлекают к работе таких граждан, или обеспечивают их деятельность (п.271 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. абзац 3 п.271 вышеназванного Положения на основании Указа Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175 изложен в новой редакции: «страхователь - юридические лица Республики Беларусь, их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, представительства иностранных организаций в Республике Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, а также физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь и предоставляющие работу застрахованным лицам».

 

Поскольку обязательное страхование действует только в отношении граждан, в том числе иностранных, проживающих (постоянно или временно) на территории Республики Беларусь, то страховые взносы с получаемого гражданами Российской Федерации вознаграждения уплачивать в БРУСП «Белгосстрах» не нужно.

Взносы в ФСЗН

Обязательному государственному социальному страхованию в Республике Беларусь подлежат, в частности, граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности (далее - гражданско-правовой договор) (абзац 2 части первой ст.7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться абз.2 ч.1 ст.7 Закона № 3563-XII с изменениями, внесенными Законом от 18.07.2022 № 193-З. Комментарии см. здесь.

 

Общеустановленным объектом для начисления страховых взносов в бюджет фонда для работодателей и работающих граждан являются выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115, на которые не начисляются страховые взносы.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2022 г. действует новый перечень выплат, на которые не начисляются взносы на государственное социальное страхование, в том числе на профессиональное пенсионное страхование, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», согласно приложению к постановлению № 115 в ред. постановления Совмина от 28.12.2021 № 763.

 

В России по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователями (плательщиками страховых взносов) признаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»), и зарегистрированные в качестве страхователя в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (п.1 части первой ст.2.1 и п.2 части первой ст.2.3 названного Федерального закона). В соответствии с данной нормой белорусская организация вправе уплачивать в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы за гражданина России при наличии соответствующего заявления от него.

Если от гражданина Российской Федерации такое заявление не поступило, то уплата страховых взносов за него производится белорусской организацией на территории Беларуси в общеустановленном порядке (35 %). Указанные суммы отражаются в отчете 4-фонд и ПУ-3.

 

15.03.2019

 

Людмила Шерснева, юрист-лицензиат