Горячая тема от 22.01.2024
Автор: Артемьева А.

Закон об обращении с отходами: основные изменения с 6 октября 2024 года


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Изменения в терминологии (ст.1)

2. Право собственности на отходы и сделки с ними (ст.3)

3. Компетенция госорганов и основные принципы в области обращения с отходами

4. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами (ст.15)

5. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов (ст.18)

6. Обязанности юрлиц, ИП и физлиц в области обращения с отходами (ст.19)

7. Хранение отходов (ст.26 и 31)

8. Коммунальные отходы (ст.21)

9. Отходы товаров и упаковки (ст.22)

10. Требования к обращению с отходами при осуществлении строительной деятельности (ст.24)

11. Сбор отходов и их разделение по видам (ст.25)

12. Использование отходов (ст.29)

13. Обезвреживание отходов (ст.30)

14. Захоронение отходов (ст.31)

15. Нормативы образования отходов производства (ст.34)

16. Учет отходов производства (ст.36)

 Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии

Для всех отраслей

Закон об обращении с отходами: основные изменения с 6 октября 2024 года

Анна Артемьева

Анна Артемьева
юрист, редактор Правовой платформы «Бизнес-Инфо»

22.01.2024

Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» изложен в новой редакции Законом от 29.12.2023 № 333-З.

Закон № 333-З, за некоторым исключением, вступает в силу с 6 октября 2024 г.

В материале приведены основные изменения в Законе № 271-З.

 


Закон об обращении с отходами: основные  изменения с 6 октября 2024 года

1. Изменения в терминологии (ст.1)

Уточнены такие термины, как «отходы», «обращение с отходами», «коммунальные отходы», «отходы производства», «использование отходов», «перевозка отходов», «удаление отходов» и др.

Исключены термины «вторичное сырье» и «подготовка отходов».

Введены новые термины: «временное хранение отходов» и «долговременное хранение отходов», «заготовка отходов» и «сортировка отходов», «норматив образования отходов потребления», «засорение окружающей среды отходами», «утилизация отходов» и «переработка отходов».

2. Право собственности на отходы и сделки с ними (ст.3)

Уточнено, что право собственности на отходы приобретает юрлицо, оказывающее услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении отходов потребления - с момента размещения отходов потребления в санкционированных местах хранения отходов физическими лицами, являющимися одновременно производителями и собственниками таких отходов.

Уточнены также цели отчуждения отходов и субъекты, которым отходы могут отчуждаться (п.3 ст.3 Закона № 271-З). Тем самым исключено необоснованное посредничество при обращении с отходами.

Установлено, что отходы, выявленные на земельных участках, считаются собственностью землепользователей этих участков, которые обязаны обеспечить их сбор и удаление, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду (п.5 ст.3 Закона № 271-З).

3. Компетенция госорганов и основные принципы в области обращения с отходами

Уточнена компетенция в области обращения с отходами Минприроды, Минжилкомхоза, Минздрава, МАРТ, МЧС, местных исполнительных и распорядительных органов (ст.8-10, 12-14 Закона № 271-З). Введена ст.11 о компетенции Минобороны в области обращения с отходами (ст.11 Закона № 271-З).

Основные принципы в области обращения с отходами скорректированы в части платности размещения отходов (ранее было - отходов производства) и возмещения вреда, причиненного при обращении с отходами окружающей среде, здоровью людей, имуществу, в том числе в результате засорения, загрязнения окружающей среды отходами (ранее было - возмещение вреда, причиненного при обращении с отходами окружающей среде, здоровью граждан, имуществу).

4. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами (ст.15)

Статья 15 дополнена нормой, согласно которой экономическое стимулирование в области обращения с отходами может осуществляться посредством внедрения наилучших доступных технических методов производства товаров, обеспечивающих продление их жизненного цикла (долговечности), для предотвращения, уменьшения объемов образования отходов.

5. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов (ст.18)

Нормы ст.18, касающейся установления степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов, приведены в соответствие с требованиями законодательства об обеспечении единства измерений и законодательства об оценке соответствия.

Позиции, которые отличаются либо удалены, в таблице отмечены розовой заливкой, которые добавлены (изменены), - зеленой.

 

Статья 16. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов
до 06.10.2024
Статья 18. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов
с 06.10.2024
1. Степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь. 1. Степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь. Если степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, то их установление обеспечивается производителем этих отходов.
2. Степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства устанавливаются их производителями для всех образующихся отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь.
Если производитель отходов производства не обеспечил установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, то их установление обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.
 
3. Установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства осуществляется в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям. 2. Установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства осуществляется в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям.
4. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность) и иных опасных свойств отходов. 3. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья людей, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность и иные опасные свойства).
5. Определение опасных свойств отходов производится на основании договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими аккредитованные испытательные лаборатории (центры).
Определение опасных свойств отходов производится с выполнением требований, установленных законодательством об обеспечении единства измерений.
По результатам определения опасных свойств отходов оформляются и выдаются заключения о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов.
Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов.
4. Испытания и измерения объектов в целях определения показателей опасных свойств отходов проводятся испытательными лабораториями на основании гражданско-правовых договоров. Проведение измерений осуществляется с учетом требований законодательства об обеспечении единства измерений. Отбор проб отходов осуществляется в соответствии с требованиями методик, применяемых испытательными лабораториями, которыми проводятся испытания и измерения в целях определения показателей опасных свойств отходов. По результатам определения показателей опасных свойств отходов оформляются и выдаются заключения о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов. Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, установленного по результатам определения показателей опасных свойств отходов.
6. При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов 5. При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов

6. Обязанности юрлиц, ИП и физлиц в области обращения с отходами (ст.19)

Обязанности юрлиц, ИП и физлиц в области обращения с отходами перечислены в ст.19 Закона № 271-З.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:

1) разрабатывать и принимать меры по предотвращению, уменьшению объемов образования отходов;

2) обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, если иное не предусмотрено ст.25 Закона № 271-З;

3) обеспечивать хранение отходов в санкционированных местах хранения отходов;

4) использовать, обезвреживать отходы или обеспечивать их передачу на использование, обезвреживание;

5) обеспечивать захоронение отходов в санкционированных местах захоронения отходов;

6) назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами (требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, ИП и микроорганизации. Исключение - ИП и микроорганизации, осуществляющие деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов);

7) вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом № 271-З и иными НПА об обращении с отходами (требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, ИП, за исключением ИП, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов);

8) разрабатывать, утверждать и представлять для согласования инструкции по обращению с отходами производства (требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, ИП и микроорганизации. Исключение - ИП и микроорганизации, осуществляющие деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов);

9) обеспечивать соблюдение инструкций по обращению с отходами производства;

10) для организации работы в области обращения с отходами обеспечить наличие одного либо нескольких работников, обладающих знаниями в области обращения с отходами, и повышение их квалификации в установленном порядке;

11) предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, об информации, информатизации и защите информации, о контрольной (надзорной) деятельности достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов госуправления в области обращения с отходами или их территориальных органов, органов КГК, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу субъектов хозяйствования и физлиц;

12) осуществлять производственные наблюдения за состоянием окружающей среды (требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, ИП и микроорганизации. Исключение - ИП и микроорганизации, осуществляющие деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов);

13) не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье людей, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

14) выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом № 271-З и иными НПА об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения ТНПА (п.1 ст.19 Закона № 271-З)

Производители отходов производства помимо исполнения обязанностей, предусмотренных п.1 ст.19 Закона № 271-З, также обязаны обеспечивать:

1) разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, а также соблюдение этих нормативов (требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, ИП и микроорганизации. Исключение - ИП и микроорганизации, осуществляющие деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов);

2) установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь

Субъекты хозяйствования, осуществляющие эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов, помимо исполнения обязанностей, предусмотренных п.1 ст.19 Закона № 271-З, также обязаны:

1) вести учет отходов, поступающих на использование, обезвреживание, захоронение и долговременное хранение;

2) осуществлять использование, обезвреживание, захоронение и долговременное хранение отходов в соответствии с требованиями, установленными законодательством об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;

3) содержать в технически исправном состоянии капитальные строения (здания, сооружения), их части и оборудование (установки), предотвращающие засорение, загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения;

4) проводить локальный мониторинг окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды

 

внимание

Обратите внимание!

Индивидуальные предприниматели и микроорганизации, осуществляющие любую экономическую деятельность, за исключением ИП и микроорганизаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов, освобождены от обязанностей:

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• разрабатывать, утверждать и представлять для согласования инструкции по обращению с отходами производства;

• осуществлять производственные наблюдения за состоянием окружающей среды;

• обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, а также соблюдение этих нормативов (подп.1.6, 1.8, 1.12 п.1 и подп.2.1 п.2 ст.19 Закона № 271-З).

Индивидуальные предприниматели (за исключением ИП, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов) также освобождены от обязанности вести учет отходов и проводить их инвентаризацию (подп.1.7 п.1 ст.19 Закона № 271-З).

7. Хранение отходов (ст.26 и 31)

Требования к хранению отходов изложены в ст.26 «Временное хранение отходов» и ст.31 «Захоронение и долговременное хранение отходов» Закона № 271-З.

При долговременном хранении отходов производства санкционированные места хранения отходов производства, лимиты хранения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых территориальными органами Минприроды (п.2 ст.31 Закона № 271-З).

Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.

Санкционированные места хранения отходов потребления определяют местные исполнительные и распорядительные органы в схемах обращения с коммунальными отходами (пп.5 и 6 ст.26 Закона № 271-З).

8. Коммунальные отходы (ст.21)

Коммунальные отходы подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Минприроды, уполномоченными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.

Состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами устанавливаются Минжилкомхозом по согласованию с Минприроды и Минздравом (пп.1 и 2 ст.21 Закона № 271-З).

9. Отходы товаров и упаковки (ст.22)

В ст.22 внесены редакционные правки, а также уточнено, что Минжилкомхоз совместно с ГТК определяют сроки представления информации о товарах, состав сведений, применяемые при этом меры защиты информации, а также перечень товаров.

10. Требования к обращению с отходами при осуществлении строительной деятельности (ст.24)

При осуществлении архитектурной и строительной деятельности для уменьшения объемов образования отходов и предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан и имущество необходимо детально планировать обращение с отходами на стадии проектирования.

Требования к обращению с отходами при осуществлении строительной деятельности, помимо прочего, включают:

1) идентификацию образующихся отходов в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, и определение их количественных и качественных показателей (в том числе возможный химический состав, агрегатное состояние);

2) определение территорий для размещения мест временного хранения отходов с возможностью хранения отходов раздельно по видам, если иное не предусмотрено ст.25 Закона № 271-З;

3) проектные решения по определению дальнейшего порядка обращения с образующимися отходами с учетом их количественных и качественных показателей:

- необходимости перевозки отходов на использование, обезвреживание, захоронение и (или) хранение;

- возможности использования отходов;

- возможности обезвреживания отходов (при отсутствии возможности их использования);

- возможности захоронения отходов (при отсутствии возможности их использования и (или) обезвреживания);

- возможности долговременного хранения отходов на объектах хранения отходов (при отсутствии возможности их использования, обезвреживания и (или) захоронения);

4) обеспечение создания объектов хранения отходов (при отсутствии возможности использования, обезвреживания и (или) захоронения таких отходов) (п.1 ст.24 Закона № 271-З).

11. Сбор отходов и их разделение по видам (ст.25)

Сбор отходов производства и их разделение по видам осуществляют производители отходов.

Сбор отходов производства без их разделения по видам допускается, если осуществляется сбор отходов производства, направляемых на захоронение и имеющих идентичные агрегатное состояние, степень опасности и класс опасности (п.1 ст.25 Закона № 271-З).

12. Использование отходов (ст.29)

Расширены требования к использованию отходов. Они перечислены в ст.29 Закона № 271-З.

Для сравнения ниже приведены ст.28 прежней редакции Закона № 271-З и ст.29 новой редакции Закона.

 

Статья 28. Использование отходов Статья 29. Использование отходов
1. Отходы должны использоваться в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами.
2. Использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей в объемах, превышающих установленные обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, запрещается.
3. Объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
Ведение реестра объектов по использованию отходов осуществляется Минприроды либо организацией, уполномоченной им на ведение этого реестра.
4. Эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр таких объектов, не допускается
1. Использование отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об охране окружающей среды, в том числе настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, включая обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты.
2. Использование отходов субъектами хозяйствования допускается только при наличии технологических регламентов использования отходов и обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, в которых предусмотрены требования к использованию этих отходов (требования к технологическим процессам использования отходов, продукции, получаемой из отходов и (или) с их применением, и иные требования, обеспечивающие предотвращение оказания вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество).
Технологические регламенты использования отходов, требования к составу и содержанию которых устанавливаются обязательными для соблюдения ТНПА, разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования, осуществляющими использование отходов.
Использование отходов физическими лицами допускается для собственных нужд, за исключением использования отходов, включенных в перечень отходов, передача которых физическим лицам запрещается, устанавливаемый Совмином.
3. Использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей в объемах, превышающих установленные обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, запрещается.
4. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием отходов, допускается только в соответствии с приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяемыми в порядке, установленном Президентом, и в отношении количества отходов, установленного техническим заданием.
5. Объекты по использованию отходов, принятые (введенные) в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определенном Совмином.
Ведение реестра объектов по использованию отходов осуществляется Минприроды.
6. Эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр объектов по использованию отходов, запрещается, за исключением объектов по использованию отходов, на которых использование отходов осуществляется в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ.
7. Эксплуатация объектов по использованию отходов без наличия капитальных строений (зданий, сооружений) или их частей, возведенных и (или) реконструированных для хранения отходов и (или) продукции, получаемой с их применением, запрещается.
8. Эксплуатация мобильных установок по использованию отходов осуществляется в соответствии с законодательством об охране окружающей среды

13. Обезвреживание отходов (ст.30)

Установлено, что обезвреживание отходов должно осуществляться только на объектах обезвреживания отходов, размещение, строительство и эксплуатация которых осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об охране окружающей среды, в том числе Законом № 271-З и иными НПА об обращении с отходами, включая обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты (ч.1 п.1 ст.30 Закона № 271-З).

14. Захоронение отходов (ст.31)

Запрещены:

1) содержание (нахождение) и (или) изоляция отходов вне санкционированных мест захоронения отходов и санкционированных мест хранения отходов;

2) захоронение вторичных материальных ресурсов и подлежащих обезвреживанию отходов, а также отходов потребления, не прошедших сортировку, в случае, если на территории административно-территориальной единицы, на которой осуществляется захоронение, созданы необходимые условия для обеспечения сортировки таких отходов (станции сортировки, пункты досортировки коммунальных отходов) в объемах их образования и (или) региональные объекты сортировки твердых коммунальных отходов, производственная мощность которых соответствует объемам образования таких отходов;

3) эксплуатация объектов захоронения и хранения отходов, не включенных в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов (пп.1, 5, 6 и 8 ст.31 Закона № 271-З);

4) захоронение отходов допускается только при наличии технологических регламентов захоронения отходов, в которых предусмотрены требования к технологическим процессам захоронения отходов и иные требования, обеспечивающие предотвращение оказания вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество.

Технологические регламенты захоронения отходов, требования к составу и содержанию которых устанавливаются обязательными для соблюдения ТНПА, разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования, осуществляющими захоронение отходов (п.5 ст.31 Закона № 271-З).

15. Нормативы образования отходов производства (ст.34)

Нормативы образования отходов производства разрабатывают и утверждают их производители для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, для определения количественных показателей образования отходов производства, установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства.

Данное требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, ИП и микроорганизации. Исключение - ИП и микроорганизации, осуществляющие деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.

16. Учет отходов производства (ст.36)

Статья 35. Учет отходов и инвентаризация отходов производства
до 06.10.2024
Статья 36. Учет отходов и инвентаризация отходов производства
с 06.10.2024
1. Учет отходов ведется в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды.
2. Инвентаризация отходов производства проводится не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды
1. Учет отходов ведется исходя из их массы (в килограммах или тоннах) и (или) количества (в штуках) в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.
Бухгалтерский учет отходов ведется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.
2. Инвентаризация отходов производства проводится не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды