Закон об обращении с отходами: основные изменения с 6 октября 2024 года
Закон от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» изложен в новой редакции Законом от 29.12.2023 № 333-З.
Закон № 333-З, за некоторым исключением, вступает в силу с 6 октября 2024 г.
В материале приведены основные изменения в Законе № 271-З.
1. Изменения в терминологии (ст.1)
Уточнены такие термины, как «отходы», «обращение с отходами», «коммунальные отходы», «отходы производства», «использование отходов», «перевозка отходов», «удаление отходов» и др.
Исключены термины «вторичное сырье» и «подготовка отходов».
Введены новые термины: «временное хранение отходов» и «долговременное хранение отходов», «заготовка отходов» и «сортировка отходов», «норматив образования отходов потребления», «засорение окружающей среды отходами», «утилизация отходов» и «переработка отходов».
2. Право собственности на отходы и сделки с ними (ст.3)
Уточнено, что право собственности на отходы приобретает юрлицо, оказывающее услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в отношении отходов потребления - с момента размещения отходов потребления в санкционированных местах хранения отходов физическими лицами, являющимися одновременно производителями и собственниками таких отходов.
Уточнены также цели отчуждения отходов и субъекты, которым отходы могут отчуждаться (п.3 ст.3 Закона № 271-З). Тем самым исключено необоснованное посредничество при обращении с отходами.
Установлено, что отходы, выявленные на земельных участках, считаются собственностью землепользователей этих участков, которые обязаны обеспечить их сбор и удаление, а также принять иные меры по предупреждению их вредного воздействия на окружающую среду (п.5 ст.3 Закона № 271-З).
3. Компетенция госорганов и основные принципы в области обращения с отходами
Уточнена компетенция в области обращения с отходами Минприроды, Минжилкомхоза, Минздрава, МАРТ, МЧС, местных исполнительных и распорядительных органов (ст.8-10, 12-14 Закона № 271-З). Введена ст.11 о компетенции Минобороны в области обращения с отходами (ст.11 Закона № 271-З).
Основные принципы в области обращения с отходами скорректированы в части платности размещения отходов (ранее было - отходов производства) и возмещения вреда, причиненного при обращении с отходами окружающей среде, здоровью людей, имуществу, в том числе в результате засорения, загрязнения окружающей среды отходами (ранее было - возмещение вреда, причиненного при обращении с отходами окружающей среде, здоровью граждан, имуществу).
4. Экономическое стимулирование в области обращения с отходами (ст.15)
Статья 15 дополнена нормой, согласно которой экономическое стимулирование в области обращения с отходами может осуществляться посредством внедрения наилучших доступных технических методов производства товаров, обеспечивающих продление их жизненного цикла (долговечности), для предотвращения, уменьшения объемов образования отходов.
5. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов (ст.18)
Нормы ст.18, касающейся установления степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов, приведены в соответствие с требованиями законодательства об обеспечении единства измерений и законодательства об оценке соответствия.
Позиции, которые отличаются либо удалены, в таблице отмечены розовой заливкой, которые добавлены (изменены), - зеленой.
Статья 16. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов до 06.10.2024 |
Статья 18. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов с 06.10.2024 |
1. Степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь. | 1. Степень опасности отходов и класс опасности опасных отходов указываются в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь. Если степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь, то их установление обеспечивается производителем этих отходов. |
2. Степень опасности отходов производства и класс опасности опасных отходов производства устанавливаются их производителями для всех образующихся отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс опасности опасных отходов производства не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь. Если производитель отходов производства не обеспечил установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, то их установление обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы. |
|
3. Установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства осуществляется в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям. | 2. Установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства осуществляется в порядке, определенном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды совместно с Министерством здравоохранения и Министерством по чрезвычайным ситуациям. |
4. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья граждан, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность) и иных опасных свойств отходов. | 3. Установление степени опасности отходов и класса опасности опасных отходов осуществляется на основании определения опасных для окружающей среды, здоровья людей, имущества свойств отходов (токсичность, экотоксичность, взрывоопасность, пожароопасность и иные опасные свойства). |
5. Определение опасных свойств отходов производится на основании договоров с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими аккредитованные испытательные лаборатории (центры). Определение опасных свойств отходов производится с выполнением требований, установленных законодательством об обеспечении единства измерений. По результатам определения опасных свойств отходов оформляются и выдаются заключения о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов. Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, определенного по результатам исследования опасных свойств отходов. |
4. Испытания и измерения объектов в целях определения показателей опасных свойств отходов проводятся испытательными лабораториями на основании гражданско-правовых договоров. Проведение измерений осуществляется с учетом требований законодательства об обеспечении единства измерений. Отбор проб отходов осуществляется в соответствии с требованиями методик, применяемых испытательными лабораториями, которыми проводятся испытания и измерения в целях определения показателей опасных свойств отходов. По результатам определения показателей опасных свойств отходов оформляются и выдаются заключения о степени опасности отходов и классе опасности опасных отходов. Класс опасности опасных отходов устанавливается исходя из наиболее высокого класса опасности, установленного по результатам определения показателей опасных свойств отходов. |
6. При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов | 5. При смешивании опасных отходов с неопасными отходами, опасных отходов разных классов опасности класс опасности полученной смеси отходов устанавливается по наиболее высокому классу опасности опасного отхода, входящего в смесь, если иное не определено при установлении степени опасности и класса опасности полученной смеси отходов |
6. Обязанности юрлиц, ИП и физлиц в области обращения с отходами (ст.19)
Обязанности юрлиц, ИП и физлиц в области обращения с отходами перечислены в ст.19 Закона № 271-З.
Субъекты хозяйствования, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:
1) разрабатывать и принимать меры по предотвращению, уменьшению объемов образования отходов; 2) обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, если иное не предусмотрено ст.25 Закона № 271-З; 3) обеспечивать хранение отходов в санкционированных местах хранения отходов; 4) использовать, обезвреживать отходы или обеспечивать их передачу на использование, обезвреживание; 5) обеспечивать захоронение отходов в санкционированных местах захоронения отходов; 6) назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами (требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, ИП и микроорганизации. Исключение - ИП и микроорганизации, осуществляющие деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов); 7) вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном Законом № 271-З и иными НПА об обращении с отходами (требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, ИП, за исключением ИП, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов); 8) разрабатывать, утверждать и представлять для согласования инструкции по обращению с отходами производства (требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, ИП и микроорганизации. Исключение - ИП и микроорганизации, осуществляющие деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов); 9) обеспечивать соблюдение инструкций по обращению с отходами производства; 10) для организации работы в области обращения с отходами обеспечить наличие одного либо нескольких работников, обладающих знаниями в области обращения с отходами, и повышение их квалификации в установленном порядке; 11) предоставлять в соответствии с законодательством об охране окружающей среды, об информации, информатизации и защите информации, о контрольной (надзорной) деятельности достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов госуправления в области обращения с отходами или их территориальных органов, органов КГК, местных исполнительных и распорядительных органов, а также по запросу субъектов хозяйствования и физлиц; 12) осуществлять производственные наблюдения за состоянием окружающей среды (требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, ИП и микроорганизации. Исключение - ИП и микроорганизации, осуществляющие деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов); 13) не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье людей, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия; 14) выполнять иные требования, нормы и правила, установленные Законом № 271-З и иными НПА об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения ТНПА (п.1 ст.19 Закона № 271-З) |
Производители отходов производства помимо исполнения обязанностей, предусмотренных п.1 ст.19 Закона № 271-З, также обязаны обеспечивать:
1) разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, а также соблюдение этих нормативов (требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, ИП и микроорганизации. Исключение - ИП и микроорганизации, осуществляющие деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов); 2) установление степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства, если степень опасности этих отходов и класс их опасности не указаны в классификаторе отходов, образующихся в Республике Беларусь |
Субъекты хозяйствования, осуществляющие эксплуатацию объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронения и хранения отходов, помимо исполнения обязанностей, предусмотренных п.1 ст.19 Закона № 271-З, также обязаны:
1) вести учет отходов, поступающих на использование, обезвреживание, захоронение и долговременное хранение; 2) осуществлять использование, обезвреживание, захоронение и долговременное хранение отходов в соответствии с требованиями, установленными законодательством об охране окружающей среды, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами; 3) содержать в технически исправном состоянии капитальные строения (здания, сооружения), их части и оборудование (установки), предотвращающие засорение, загрязнение окружающей среды отходами, продуктами их взаимодействия и (или) разложения; 4) проводить локальный мониторинг окружающей среды в порядке, установленном законодательством об охране окружающей среды |
Обратите внимание! Индивидуальные предприниматели и микроорганизации, осуществляющие любую экономическую деятельность, за исключением ИП и микроорганизаций, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов, освобождены от обязанностей: • назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами; • разрабатывать, утверждать и представлять для согласования инструкции по обращению с отходами производства; • осуществлять производственные наблюдения за состоянием окружающей среды; • обеспечивать разработку и утверждение нормативов образования отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, а также соблюдение этих нормативов (подп.1.6, 1.8, 1.12 п.1 и подп.2.1 п.2 ст.19 Закона № 271-З). Индивидуальные предприниматели (за исключением ИП, осуществляющих деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов) также освобождены от обязанности вести учет отходов и проводить их инвентаризацию (подп.1.7 п.1 ст.19 Закона № 271-З). |
7. Хранение отходов (ст.26 и 31)
Требования к хранению отходов изложены в ст.26 «Временное хранение отходов» и ст.31 «Захоронение и долговременное хранение отходов» Закона № 271-З.
При долговременном хранении отходов производства санкционированные места хранения отходов производства, лимиты хранения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых территориальными органами Минприроды (п.2 ст.31 Закона № 271-З).
Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.
Санкционированные места хранения отходов потребления определяют местные исполнительные и распорядительные органы в схемах обращения с коммунальными отходами (пп.5 и 6 ст.26 Закона № 271-З).
8. Коммунальные отходы (ст.21)
Коммунальные отходы подлежат сбору и удалению в соответствии со схемами обращения с коммунальными отходами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Минприроды, уполномоченными органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор.
Состав и порядок разработки, согласования и утверждения схем обращения с коммунальными отходами устанавливаются Минжилкомхозом по согласованию с Минприроды и Минздравом (пп.1 и 2 ст.21 Закона № 271-З).
9. Отходы товаров и упаковки (ст.22)
В ст.22 внесены редакционные правки, а также уточнено, что Минжилкомхоз совместно с ГТК определяют сроки представления информации о товарах, состав сведений, применяемые при этом меры защиты информации, а также перечень товаров.
10. Требования к обращению с отходами при осуществлении строительной деятельности (ст.24)
При осуществлении архитектурной и строительной деятельности для уменьшения объемов образования отходов и предотвращения их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан и имущество необходимо детально планировать обращение с отходами на стадии проектирования.
Требования к обращению с отходами при осуществлении строительной деятельности, помимо прочего, включают:
1) идентификацию образующихся отходов в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, и определение их количественных и качественных показателей (в том числе возможный химический состав, агрегатное состояние);
2) определение территорий для размещения мест временного хранения отходов с возможностью хранения отходов раздельно по видам, если иное не предусмотрено ст.25 Закона № 271-З;
3) проектные решения по определению дальнейшего порядка обращения с образующимися отходами с учетом их количественных и качественных показателей:
- необходимости перевозки отходов на использование, обезвреживание, захоронение и (или) хранение;
- возможности использования отходов;
- возможности обезвреживания отходов (при отсутствии возможности их использования);
- возможности захоронения отходов (при отсутствии возможности их использования и (или) обезвреживания);
- возможности долговременного хранения отходов на объектах хранения отходов (при отсутствии возможности их использования, обезвреживания и (или) захоронения);
4) обеспечение создания объектов хранения отходов (при отсутствии возможности использования, обезвреживания и (или) захоронения таких отходов) (п.1 ст.24 Закона № 271-З).
11. Сбор отходов и их разделение по видам (ст.25)
Сбор отходов производства и их разделение по видам осуществляют производители отходов.
Сбор отходов производства без их разделения по видам допускается, если осуществляется сбор отходов производства, направляемых на захоронение и имеющих идентичные агрегатное состояние, степень опасности и класс опасности (п.1 ст.25 Закона № 271-З).
12. Использование отходов (ст.29)
Расширены требования к использованию отходов. Они перечислены в ст.29 Закона № 271-З.
Для сравнения ниже приведены ст.28 прежней редакции Закона № 271-З и ст.29 новой редакции Закона.
Статья 28. Использование отходов | Статья 29. Использование отходов |
1. Отходы должны использоваться в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами. 2. Использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей в объемах, превышающих установленные обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, запрещается. 3. Объекты по использованию отходов, введенные в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. Ведение реестра объектов по использованию отходов осуществляется Минприроды либо организацией, уполномоченной им на ведение этого реестра. 4. Эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр таких объектов, не допускается |
1. Использование отходов осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об охране окружающей среды, в том числе настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, включая обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты. 2. Использование отходов субъектами хозяйствования допускается только при наличии технологических регламентов использования отходов и обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, в которых предусмотрены требования к использованию этих отходов (требования к технологическим процессам использования отходов, продукции, получаемой из отходов и (или) с их применением, и иные требования, обеспечивающие предотвращение оказания вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество). Технологические регламенты использования отходов, требования к составу и содержанию которых устанавливаются обязательными для соблюдения ТНПА, разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования, осуществляющими использование отходов. Использование отходов физическими лицами допускается для собственных нужд, за исключением использования отходов, включенных в перечень отходов, передача которых физическим лицам запрещается, устанавливаемый Совмином. 3. Использование отходов с применением технологий, приводящих к образованию стойких органических загрязнителей в объемах, превышающих установленные обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, запрещается. 4. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, связанных с использованием отходов, допускается только в соответствии с приоритетными направлениями научной, научно-технической и инновационной деятельности, определяемыми в порядке, установленном Президентом, и в отношении количества отходов, установленного техническим заданием. 5. Объекты по использованию отходов, принятые (введенные) в эксплуатацию, подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов в порядке, определенном Совмином. Ведение реестра объектов по использованию отходов осуществляется Минприроды. 6. Эксплуатация объектов по использованию отходов, не включенных в реестр объектов по использованию отходов, запрещается, за исключением объектов по использованию отходов, на которых использование отходов осуществляется в рамках выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ. 7. Эксплуатация объектов по использованию отходов без наличия капитальных строений (зданий, сооружений) или их частей, возведенных и (или) реконструированных для хранения отходов и (или) продукции, получаемой с их применением, запрещается. 8. Эксплуатация мобильных установок по использованию отходов осуществляется в соответствии с законодательством об охране окружающей среды |
13. Обезвреживание отходов (ст.30)
Установлено, что обезвреживание отходов должно осуществляться только на объектах обезвреживания отходов, размещение, строительство и эксплуатация которых осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, об охране окружающей среды, в том числе Законом № 271-З и иными НПА об обращении с отходами, включая обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты (ч.1 п.1 ст.30 Закона № 271-З).
14. Захоронение отходов (ст.31)
Запрещены:
1) содержание (нахождение) и (или) изоляция отходов вне санкционированных мест захоронения отходов и санкционированных мест хранения отходов;
2) захоронение вторичных материальных ресурсов и подлежащих обезвреживанию отходов, а также отходов потребления, не прошедших сортировку, в случае, если на территории административно-территориальной единицы, на которой осуществляется захоронение, созданы необходимые условия для обеспечения сортировки таких отходов (станции сортировки, пункты досортировки коммунальных отходов) в объемах их образования и (или) региональные объекты сортировки твердых коммунальных отходов, производственная мощность которых соответствует объемам образования таких отходов;
3) эксплуатация объектов захоронения и хранения отходов, не включенных в реестр объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов (пп.1, 5, 6 и 8 ст.31 Закона № 271-З);
4) захоронение отходов допускается только при наличии технологических регламентов захоронения отходов, в которых предусмотрены требования к технологическим процессам захоронения отходов и иные требования, обеспечивающие предотвращение оказания вредного воздействия на окружающую среду, здоровье людей, имущество.
Технологические регламенты захоронения отходов, требования к составу и содержанию которых устанавливаются обязательными для соблюдения ТНПА, разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования, осуществляющими захоронение отходов (п.5 ст.31 Закона № 271-З).
15. Нормативы образования отходов производства (ст.34)
Нормативы образования отходов производства разрабатывают и утверждают их производители для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, для определения количественных показателей образования отходов производства, установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства.
Данное требование не распространяется на воинские части Вооруженных Сил, ИП и микроорганизации. Исключение - ИП и микроорганизации, осуществляющие деятельность по заготовке, сортировке, использованию, обезвреживанию, захоронению и (или) долговременному хранению отходов.
16. Учет отходов производства (ст.36)
Статья 35. Учет отходов и инвентаризация отходов производства до 06.10.2024 |
Статья 36. Учет отходов и инвентаризация отходов производства с 06.10.2024 |
1. Учет отходов ведется в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды. 2. Инвентаризация отходов производства проводится не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды |
1. Учет отходов ведется исходя из их массы (в килограммах или тоннах) и (или) количества (в штуках) в соответствии с законодательством об охране окружающей среды. Бухгалтерский учет отходов ведется в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. 2. Инвентаризация отходов производства проводится не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды |