


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ООО «ЕЛЦ»): Бюджетным заказчиком проводится закупка строительных работ. Строительные компании подают свои предложения с расчетами цены своего предложения (сметы). Каждый участник в смете применяет какое-либо понижение, чтобы сделать цену конкурентоспособной. Есть мнение, что нельзя понижать сметную зарплату (что от этого страдает качество работ, рабочие не получат свою зарплату в полном объеме).
Законны ли следующие способы понижения цены:
• применение пониженной цены человеко-часа;
• применение понижающего коэффициента к сметным затратам труда;
• отказ от применения коэффициента к зарплате, учитывающего стесненные условия по приложению В «Обязательное» к Методическим указаниям по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2012), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.12.2011 № 450 (далее - НРР 8.01.104-2012), если в конкурсной документации этот коэффициент не упомянут;
• отказ от применения коэффициента к зарплате, учитывающего стесненные условия по приложению В «Обязательное» к НРР 8.01.104-2012, если в конкурсной документации этот коэффициент указан в дефектном акте;
• применение скидки в виде фиксированной суммы;
• применение какого-либо понижения с оговоркой (например, что это понижение не применяется при нарушении графика финансирования)?
ОТВЕТ: Порядок формирования цены предложения претендента на заключение договора строительного подряда (далее - цена предложения подрядчика), являющегося участником государственной закупки, определяется в соответствии с нормами Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - Положение № 1553).
Цена предложения подрядчика формируется на основании предоставляемой заказчиком проектной, в том числе сметной, документации, составной частью которой является ведомость объемов работ и расхода ресурсов (часть первая п.4 Положения № 1553).
В случае формирования цены предложения подрядчика ресурсным методом она определяется путем применения к расходу ресурсов, определенному на основании нормативов расхода ресурсов, средневзвешенных и (или) действующих (текущих) цен, тарифов с учетом иных расходов, определяемых на основании норм в процентном и стоимостном выражении, и прогнозных индексов цен в строительстве по формуле:
n
Цп = (∑ Рi.n. х Цi х Iпр) х К + Н,
i = 1
где Цп - цена предложения подрядчика;
Рi.n. - нормативная потребность в i-том ресурсе (i-той укрупненной группе ресурсов) в n-ном месяце;
Цi - средневзвешенные и (или) действующие (текущие) цены, тарифы i-того ресурса (i-той укрупненной группы ресурсов) с учетом общехозяйственных и общепроизводственных расходов, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, установленном Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, иных расходов, относимых на себестоимость работ (услуг), размера плановой прибыли, утверждаемой в порядке, установленном этим министерством;
К - определяемый подрядчиком коэффициент, учитывающий компенсацию рисков, обусловленных различными непредвиденными обстоятельствами;
Н - налоги и отчисления в доходы соответствующих бюджетов, размер которых определяется в соответствии с законодательством;
Iпр - применяемый подрядчиком прогнозный индекс, учитывающий изменение цен в строительстве в n-ном месяце (подп.7.1 п.7 Положения № 1553).
Из вышеприведенного следует:
1) организация при формировании цены предложения подрядчика вправе применить индивидуально разработанную текущую стоимость затрат труда рабочих и машинистов (стоимость одного человеко-часа рабочих), с учетом норм законодательства, учитывающих государственное регулирование в области оплаты труда;
2) применение каких-либо коэффициентов к сметной стоимости строительства объекта (в том числе к сметным затратам трудовых ресурсов), кроме предусмотренных законодательством при разработке сметной документации по конкретному объекту строительства, вышеприведенной формулой не предусмотрено;
3) применение коэффициентов к нормам затрат труда рабочих, нормам эксплуатации машин для учета влияния усложненных и стесненных условий производства работ при строительстве объектов, указанных в таблице В.1 приложения В к НРР 8.01.104-2012, обязательно при составлении сметной документации. Исключение данных коэффициентов (в случае наличия их в сметной документации) из расчета цены предложения недопустимо;
4) применение каких-либо скидок в виде фиксированных сумм и понижений цены предложения подрядчика, кроме допустимых предусмотренных Положением № 1553 действий подрядчика по снижению данной цены, например применение сниженных по сравнению со сметными цен, тарифов на ресурсы, применение индивидуальных норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли), нормами Положения № 1553 не предусмотрено.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. вступил в силу приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.10.2016 № 238, которым утверждены: 1) нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении в соответствии с перечнем на следующие виды работ: - строительные конструкции и работы; - монтаж оборудования; - ремонт объектов; - реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям; - пусконаладочные работы; 2) Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на пусконаладочные работы (НРР 8.01.402-2017). С этой же даты вступил в силу приказ Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.12.2016 № 319, которым утверждены: 1) нормативы расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы Сборника 29 «Тоннели и метрополитены» (НРР 8.03.129-2017); 2) Методические указания по применению нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (НРР 8.01.104-2017); 3) Сборник норм на строительство временных зданий и сооружений (НРР 8.01.102-2017); 4) Сборник норм на дополнительные расходы при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НРР 8.01.103-2017, часть I, часть II). |
28.10.2016
Михаил Морозевич, заместитель начальника управления аудита республиканского унитарного предприятия «Служба ведомственного контроля при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Ценообразование в строительстве»