Вопрос-ответ от 20.09.2016
Автор: Амельченя Ю.

Законодательство о строительстве содержит ряд категорий, характеризующих состав лиц, участвующих при осуществлении строительства: заказчик, застройщик, инвестор, инженер (инженерная организация), организатор и пр. Как применять законодательство о государственных закупках при закупке товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, если субъектный состав в сфере государственных закупок другой?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Законодательство о строительстве содержит ряд категорий, характеризующих состав лиц, участвующих при осуществлении строительства: заказчик, застройщик, инвестор, инженер (инженерная организация), организатор и пр.

Как применять законодательство о государственных закупках при закупке товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, если субъектный состав в сфере государственных закупок другой?

 

ОТВЕТ: Законодательство о строительной деятельности определяет правовой статус заказчика в строительной деятельности, застройщика в строительной деятельности, инженера (инженерной организации), подрядчика в строительной деятельности (в частности, Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

Законодательство о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве для целей проведения закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов определяет такого субъекта, как организатор подрядных торгов (торгов, переговоров) - это инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик либо инженер (инженерная организация), осуществляющий (осуществляющая) размещение соответствующего заказа на подрядных торгах (торгах, переговорах) (абзац 14 п.2 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88).

В свою очередь законодательство о государственных закупках применяется, если осуществляется приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств (абзац 3 ст.1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее - Закон).

Тем самым Закон устанавливает обязательность применения законодательства о государственных закупках с проведением процедур государственных закупок при наличии полностью или в части финансирования за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, а также если данные средства расходуются их получателями.

Получателем является заказчик, то есть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие приобретение товаров (работ, услуг) за счет указанных средств, в том числе через обособленное подразделение юридического лица (включая филиал либо представительство), уполномоченное руководителем этого юридического лица на приобретение товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов от его имени, а также иное юридическое лицо в случаях, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Заказчик может проводить процедуры государственных закупок самостоятельно или с привлечением организатора (ст.12 Закона).

Таким образом, при приобретении товаров (работ, услуг) при строительстве полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов необходимо руководствоваться тем, какой субъект имеет правовой статус получателя таких средств, и для него обязательно применение законодательства о государственных закупках независимо от того, каким образом определен его правовой статус в законодательстве о строительстве объектов.

 

20.09.2016

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»