


Материал помещен в архив
ВОПРОС (ОАО «К»): Законодательством установлено право понижать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
До каких пределов (в процентах) их можно понижать? Отражены ли в нормативных документах эти пределы? Кроме линейных норм можно ли понижать дополнительные нормы (на 100 ткм, на 1 машино-час работы оборудования)?
ОТВЕТ: Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования установлен Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее - Инструкция № 141).
Руководитель организации имеет право понижать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (п.6 Инструкции № 141).
Пределов или минимальных границ такого понижения законодательством не определено. Однако при этом руководство организации должно основываться на фактическом расходе топлива по конкретному транспортному средству, подтверждаемом практикой эксплуатации транспортного средства. Таким образом, сниженная норма расхода топлива должна объективно отражать особенности конкретного транспортного средства и быть максимально приближена к фактическому расходу топлива при эксплуатации данного автомобиля.
Пунктом 3 Инструкции № 141 определены следующие виды норм расхода топлива:
• линейная норма расхода топлива - объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива;
• норма расхода топлива на выполнение транспортной работы - объем топлива, потребляемый сверх линейной нормы расхода топлива двигателем автомобиля на перевозку 1 т груза на 100 км (тонно-километр);
• норма расхода топлива на ездку с грузом - объем топлива, потребляемый двигателем самосвала или самосвального автопоезда для выполнения операции разгрузки одного кузова;
• норма расхода топлива на выполнение определенного вида работ трактором, машиной, механизмом и оборудованием - объем топлива, потребляемый двигателем трактора, машины, механизма и оборудования с учетом конкретных режимов работы за 1 машино-час или за выполненную операцию (заполнение (слив) одной цистерны, погрузка (разгрузка) контейнера и т. п.);
• временная норма расхода топлива - объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом)-изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкции по эксплуатации.
Таким образом, руководитель организации имеет право понизить нормы расхода топлива без конкретизации их вида, то есть любую из вышеперечисленных норм.
Что касается применения повышения (понижения) норм расхода топлива, а также расчета дополнительного расхода топлива, установленных в пп.10-13, 16, 18-24 Инструкции № 141, то величина соответствующих корректировок норм расхода топлива предусмотрена в размере не более определенной величины, то есть руководство организации имеет право выбрать конкретный размер повышения (понижения) или дополнительного расхода топлива, в том числе и меньше предельного размера, установленного Инструкцией № 141. Выбор конкретного размера корректировки норм расхода топлива должен основываться на объективной фактической ситуации при эксплуатации конкретного транспортного средства.
31.01.2017
Владимир Сузанский, аудитор, директор общества с ограниченной ответственностью «Грант Торнтон Консалт»
Ответ подготовлен по результатам интернет-семинара «Автотранспортные организации: бухгалтерский учет и документальное оформление»