


Материал помещен в архив
ЗАКУПКИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ С 1 ЯНВАРЯ 2014 ГОДА
В связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591) необходимо различать закупку товаров (работ, услуг) при строительстве до 1 января 2014 г. и после.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
Порядок закупки товаров (работ, услуг) при строительстве до 1 января 2014 года
Если договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) при строительстве заключен до 1 января 2014 г. либо решение о проведении процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве принято до 1 января 2014 г., то согласно части второй п.6 Указа № 591 исполнение договора и проведение процедур закупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 января 2014 г. В этом случае указанные договоры могут заключаться следующими четырьмя способами:
1) путем проведения подрядных торгов - необходимо руководствоваться Указом Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положений указа Президента Республики Беларусь» и Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235 (далее - Положение № 235);
2) путем проведения переговоров - необходимо руководствоваться Положением № 235;
3) путем проведения государственной закупки товаров (работ, услуг) - необходимо руководствоваться Законом РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и постановлением Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
4) в обычном порядке - необходимо руководствоваться п.7 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450, а также общими положениями Гражданского кодекса РБ (далее - ГК).
Порядок закупки товаров (работ, услуг) при строительстве после 1 января 2014 года
Если договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) при строительстве заключается после 1 января 2014 г. либо решение о проведении процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве принимается после 1 января 2014 г., то указанные договоры могут заключаться следующими способами:
1) путем проведения подрядных торгов;
2) путем проведения торгов;
3) путем проведения переговоров;
4) в обычном порядке.
При размещении заказов путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров необходимо руководствоваться Указом № 591 и постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее - постановление № 88).
Указом № 591 временно приостановлено (до 1 января 2016 г.) проведение процедур электронных торгов, иных процедур государственной закупки товаров (работ, услуг) при строительстве.
![]() |
Обратите внимание! Если заказчиками, не соответствующими критериям части второй п.6 Указа № 591, и строительными организациями (подрядчиками, субподрядчиками), инженерами, инженерными организациями, застройщиками принимается решение о применении прежних правил закупок в строительстве, установленных Положением № 235, то правовые последствия определяются: • § 2 главы 9 «Недействительность сделок» ГК; • статьей 11.16 «Нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг)» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; • статьей 21.17 «Нарушение порядка проведения подрядных торгов при заключении договоров на строительство объектов» указанного выше кодекса.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 апреля 2016 г. ст.21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 04.01.2016 № 351-З. |
Виды процедур закупок при строительстве
Указом № 591 выделяются следующие процедуры закупок при строительстве:
1) подрядные торги - данная форма размещения заказов применяется в отношении закупки работ и услуг при строительстве;
2) торги - данная форма размещения заказов применяется только в отношении закупки товаров при строительстве;
3) переговоры - данная форма размещения заказов применяется в отношении закупки товаров, работ и услуг при строительстве.
Исходя из анализа Указа № 591 можно выделить случаи, когда:
• проведение подрядных торгов (торгов) является обязательным;
• проведение подрядных торгов (торгов) может быть заменено процедурой переговоров;
• не требуется проведение ни одной из процедур закупок при строительстве.
Случаи обязательного проведения подрядных торгов
Проведение подрядных торгов (торгов) является обязательным. В данном случае необходимо различать:
• заключение договоров строительного подряда, в т.ч. на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство, снос объектов;
• заключение иных договоров (поставки товаров, выполнение проектных и изыскательских работ и т.д.).
В зависимости от двух критериев (источник финансирования и стоимость строительства объекта) Указом № 591 выделяются два случая, когда проведение подрядных торгов является обязательным при заключении договоров строительного подряда:
• при финансировании за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов, и при стоимости строительства объектов 6 тыс. базовых величин и более;
• финансировании за счет иных источников, в т.ч. средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, и при стоимости строительства объектов 100 тыс. базовых величин и более.
Если при строительстве объектов обязательно заключение договора строительного подряда путем проведения подрядных торгов, то обязательным является проведение подрядных торгов (торгов) при размещении заказов:
• на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами. При этом разработка предпроектной (предынвестиционной) документации обязательна при возведении, реконструкции, реставрации объектов 1-4-го классов сложности, за исключением возведения объектов строительства по типовым или рекомендованным для повторного применения проектам согласно подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»;
• выполнение проектных и изыскательских работ;
• оказание инженерных услуг стоимостью 3 тыс. базовых величин и более;
• закупку товаров стоимостью каждого их вида 3 тыс. базовых величин и более;
• выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида 3 тыс. базовых величин и более.
![]() |
Справочно Перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утвержден постановлением Минстройархитектуры РБ от 10.05.2011 № 17. |
Случаи замены проведения подрядных торгов процедурой переговоров
Проведение подрядных торгов (торгов) может быть заменено процедурой переговоров, когда:
• подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;
• генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;
• заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту.
Выбор заказчиком порядка закупки товаров (работ, услуг)
![]() |
Обратите внимание! Решение о том, в рамках какой процедуры закупки при строительстве (подрядные торги, торги, переговоры) будет размещаться заказ, принимает заказчик в соответствии с подп.1.7 п.1 Указа № 591. |
Относительно обязанности проведения подрядных торгов по выбору генеральным подрядчиком субподрядных организаций в п.52 Положения о порядке организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением № 88 (далее - Положение № 88), содержится уточнение, в соответствии с которым подрядные торги по выбору субподрядных организаций проводятся в случае, если необходимость их проведения установлена в соответствии с договором подряда, заключенным заказчиком с генеральным подрядчиком, а также по решению генерального подрядчика. Так, если заказчик хочет, чтобы генеральный подрядчик осуществлял выбор субподрядчиков именно в соответствии с процедурой подрядных торгов, об этом следует изначально указывать в договоре подряда, в противном случае выбор процедуры определения субподрядчиков полностью зависит от генерального подрядчика.
Случаи, при которых не требуется проведение ни одной из процедур закупок при строительстве
Не требуется проводить ни одной из процедур закупок при строительстве в случаях, определенных в Указе № 591, а именно:
• заключения договора с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов, определяемых Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ) - здесь генподрядчиков, генпроектировщиков и субподрядчиков определяет Совет Министров РБ;
• строительства объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов;
• заключения договора строительного подряда, в т.ч. на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство, снос объекта, если источником финансирования являются средства республиканского и (или) местных бюджетов (полностью или частично), в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства РБ, кредитов банков Республики Беларусь, выданных под гарантии Правительства РБ, областных и Минского городского исполнительных комитетов, при стоимости строительства объекта менее 6 тыс. базовых величин;
• заключения договора строительного подряда, в т.ч. на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство, снос объекта, если источником финансирования являются иные источники, в т.ч. средства государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, а стоимость строительства объекта составляет менее 100 тыс. базовых величин;
• если имеется первый или второй случай обязательного проведения подрядных торгов при заключении договора строительного подряда и заключается договор на оказание инженерных услуг стоимостью менее 3 тыс. базовых величин. Является исключением ситуация, при которой такой заказ размещает застройщик, осуществляющий строительство объекта собственными силами. Так, согласно п.4 Положения № 88 застройщик обязан размещать заказ на оказание услуг с учетом требований, предусмотренных Положением № 88, т.е. в данном случае путем проведения либо подрядных торгов, либо переговоров;
• если имеется первый или второй случай обязательного проведения подрядных торгов при заключении договора строительного подряда и осуществляется закупка товаров стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин. Является исключением ситуация, при которой такой заказ размещает застройщик, осуществляющий строительство объекта собственными силами. Так, согласно п.4 Положения № 88 застройщик обязан размещать заказ на закупку товаров с учетом требований, предусмотренных Положением № 88, т.е. в данном случае путем проведения либо торгов, либо переговоров;
• если имеется первый или второй случай обязательного проведения подрядных торгов при заключении договора строительного подряда и заключается договор подряда на выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ стоимостью каждого их вида менее 3 тыс. базовых величин.
В данном случае необходимо различать три ситуации:
1) заказ размещает заказчик, который собственными силами не осуществляет строительство объекта (допустим, на основную часть работ по строительству объекта заказчик заключает договор генерального строительного подряда, а на остальную часть работ заключает отдельные договора на выполнение строительных, монтажных, специальных и иных работ), - заказчику не требуется проводить ни одной из процедур закупок при строительстве;
2) заказ размещает застройщик, который собственными силами осуществляет строительство объекта, - в соответствии с п.4 Положения № 88 застройщик привлекает подрядные организации для выполнения проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ с учетом требований, предусмотренных Положением № 88, - застройщик размещает заказ путем проведения либо подрядных торгов, либо переговоров;
3) заказ размещает генеральный подрядчик - должна быть проведена процедура либо подрядных торгов, либо переговоров.
![]() |
Обратите внимание! В тех случаях, когда проведение подрядных торгов, торгов, переговоров при размещении заказов при строительстве не является обязательным, инвестор, застройщик, заказчик, подрядчик, инженер (инженерная организация) вправе назначить и провести их в порядке, установленном Положением № 88. |
Преференциальная поправка
Пунктом 9 Положения № 88 предусматривается преференциальная поправка к цене предложения участника, предлагающего товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь. Преференциальная поправка предоставляется в виде уменьшения цены предложения участника на 15 %.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. следует руководствоваться п.9 Положения № 88 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров РБ от 29.12.2016 № 1108. |
11.03.2014
Лилия Лисица, управляющий партнер юридического бюро Лисицы Лилии / ООО «Правовой стандарт» / ООО «Аудиторский и бухгалтерский стандарт», старший преподаватель частного учреждения образования «БИП - Институт правоведения»