


Материал помещен в архив


ЗАКУПКИ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ С 1 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА: ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ?
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Рассмотренный в материале порядок закупок действовал с 1 января до 1 июля 2019 г. С 1 июля 2019 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 223), который регулирует сферу закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением бюджетных и приравненных к ним средств. Указ № 223 принят взамен Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве», который утратил силу с 1 января 2019 г. в связи с истечением срока действия. До 1 июля 2021 г. при проведении процедур закупок при строительстве законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется (подп.1.12 п.1 Указа № 223). |
С 1 января 2019 г. в связи с истечением срока действия утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»
При этом начиная с 26 февраля 2018 г. субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) (абзац 35 подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»
Если же финансирование строительства объекта осуществлялось полностью или частично за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, подлежали применению нормы Указа № 380 и Положения № 88.
Как видим, в сложившейся ситуации необходимо учитывать источник финансирования для целей определения законодательства, нормы которого подлежат применению для регулирования рассматриваемых отношений.
Однако Указ № 380 утратил силу и взамен его на сегодняшний день не принято какого-либо акта.
Учитывая вышеизложенное, возникает вопрос: если строительство будет осуществляться полностью или частично за счет бюджетных и приравненным к ним средств, как провести закупку работ (услуг), материалов в период с 1 января 2019 г. и до принятия нового НПА?
В сложившейся ситуации полагаем возможным высказать следующее мнение.
1. Если источник финансирования - собственные средства субъектов хозяйствования (исходя из подхода, сформированного в Декрете № 7), то есть не относящиеся к республиканскому или местным бюджетам, государственным внебюджетным фондам, внешним государственным займам и внешним займам, привлеченным под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитам банков Республики Беларусь, привлеченным под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, то приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве объектов осуществляется без применения каких-либо специальных правил и процедур закупок. Порядок такого приобретения определяют субъекты хозяйствования самостоятельно.
2. Если источник финансирования - средства республиканского или местного бюджетов, государственных внебюджетных фондов, то исходя из норм Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2019 г. Закон изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З. Комментарий см. здесь. |
3. Если источник финансирования - средства, относящиеся к внешним государственным займам и внешним займам, привлеченным под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитам банков Республики Беларусь, привлеченным под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, то в отсутствие специальных правил для их освоения для целей приобретения товаров (работ, услуг) при строительстве какие-либо процедуры закупок не предусмотрены вовсе.
4. Если речь идет об осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений) и приобретении для этих целей товаров (работ, услуг), то, учитывая норму абзаца 35 подп.4.4 п.4 Декрета № 7, не имеет значения источник финансирования для целей неприменения требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве, однако, полагаем, в отсутствие специального акта взамен Указа № 380, в котором установлены требования к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве, с 1 января 2019 г. для такого ремонта при его финансировании полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов необходимо руководствоваться нормами Закона.
Следует также отметить, что на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве, не распространяется действие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств»
Если (когда) нормативный правовой акт вместо Указа № 380 будет принят, то в первую очередь следует обратить внимание на сроки вступления его в силу и на какие отношения он распространяет свое действие, в том числе с какого момента такие отношения должны возникнуть, чтобы для них применялись нормы этого акта.
17.01.2019
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, медиатор центра «Медиация и право»