Пособие от 22.05.2014
Автор: Богатко А.

Закупки в строительстве. Обязательность проведения процедур подрядных торгов, торгов на закупку товаров, переговоров в строительстве


 

Материал помещен в архив

 

ЗАКУПКИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУР ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ, ТОРГОВ НА ЗАКУПКУ ТОВАРОВ, ПЕРЕГОВОРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

От редакции «Бизнес-Инфо»

Согласно письму Минстройархитектуры РБ от 15.01.2016 № 04-3-05/472 «О применении норм законодательства при закупках товаров в строительстве», если закупки товаров (работ, услуг) при строительстве проводятся с 1 января 2016 г., то:
• государственные закупки (при бюджетном финансировании полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) необходимо производить в соответствии с нормами Закона РБ от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
• закупки за счет иных средств Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь полагает возможным производить в соответствии с нормами Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» и принятого в его развитие постановления Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».
В случае если задание на закупку товаров (работ, услуг) было утверждено в 2015 году, то согласно общим правилам, в соответствии с которыми определяется решение заказчика о закупке, процедуры продолжаются в 2016 году с учетом требований Указа № 591 и постановления № 88.
В данном материале рассматривается процедура закупки в строительстве при финансировании за счет собственных средств.

Правовое регулирование закупок в строительстве

Закупки в строительстве регулируют:

Указ Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента РБ от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»;

 

Указ Президента РБ от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» (далее - Указ № 590);

Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).

Важным при реализации указанных выше нормативных правовых актов является осознание, четкое понимание того, что конкретное лицо должно сделать, а на что имеет право выбора вариантов действия и (или) бездействия.

Применение нормативных правовых актов, регулирующих закупки в строительстве

В первую очередь необходимо определить, для кого является обязательным применение Указа № 590, Указа № 591, Положения № 88.

Следует отметить, что согласно п.3 Указа № 590 законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. в связи с истечением срока действия нормы п.3 Указа № 590 государственные закупки (приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) при строительстве осуществляются по общим правилам законодательства о государственных закупках.

 

При этом является ключевым понимание терминов:

1) «процедура закупок при строительстве», который раскрыт в Указе № 591. Так, в подп.1.1 и 1.2 п.1 Указа № 591 определено, что:

- закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 591 путем проведения подрядных торгов либо переговоров;

- закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований Указа № 591 путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве (далее - торги) либо переговоров.

Вывод: процедурами закупок при строительстве являются процедуры подрядных торгов, торгов, переговоров;

2) «строительство».

Строительная деятельность (строительство) - деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (ст.1 Закона РБ от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»).

Обращаем внимание на некоторые термины, используемые в определении «строительство»:

возведение - совокупность работ, в т.ч. строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, результатом которых является создание объекта строительства;

реконструкция - совокупность работ, в т.ч. строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в т.ч. с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них;

ремонт - с учетом определений терминов «ремонт», «капитальный ремонт», «текущий ремонт» можно сделать вывод о том, что термин «ремонт» является составным, в который входят термины «капитальный ремонт» и «текущий ремонт»;

реставрация - совокупность работ, в т.ч. строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по воссозданию нарушенного первоначального облика недвижимых материальных историко-культурных ценностей, включая здания, сооружения, их комплексы, части, выполняемых на основе специальных исследований их исторической достоверности и архитектурно-художественной ценности, а также научно-проектной документации;

благоустройство объекта - совокупность работ, в т.ч. строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, осуществляемых в целях приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания;

снос - освобождение строительной площадки от находящихся на ней объектов недвижимого имущества, а также незаконсервированных не завершенных строительством объектов, осуществляемое путем демонтажа конструкций в целях их дальнейшего использования и (или) с применением разрушающих технологий при нецелесообразности или невозможности их дальнейшего использования;

консервация не завершенного строительством объекта - приостановление строительства на срок свыше 3 месяцев, оформленное в установленном порядке и влекущее за собой расторжение договора, на основании которого осуществлялось строительство.

Абзацем 1 части первой подп.1.4 п.1 Указа № 591 установлено требование обязательности проведения подрядных торгов при заключении договоров о строительстве объектов, в т.ч. их возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве, сносе.

Если сопоставить термин «строительство» с установленным требованием, то видно, что законодатель распространил обязательность применения подрядных торгов на всю строительную деятельность (строительство), при этом сделав акцент словами «в том числе» на отдельные составляющие данного термина.

Обязательность проведения процедур подрядных торгов, торгов

Указом № 591 установлена обязательность проведения процедур подрядных торгов, торгов и переговоров. При этом в подп.1.1, 1.2 п.1 Указа № 591 указано на обязательность их проведения «с учетом требований настоящего Указа». Данные требования установлены в подп.1.4, 1.5 п.1 Указа № 591. Так, проведение подрядных торгов, торгов является обязательным:

• если требуется выбрать подрядчика на строительство объекта, при условии наличия следующих признаков:

- источника финансирования (абзацы 2, 3 подп.1.4 п.1);

- стоимости строительства объекта свыше 6 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце 2 подп.1.4 п.1) или свыше 100 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце 3 подп.1.4 п.1);

• если требуется выбрать подрядчика на проектные и изыскательские работы, на предпроектную, предынвестиционную деятельность при условии наличия следующих признаков:

- источника финансирования (абзацы 2, 3 подп.1.4 п.1);

- стоимости строительства объекта свыше 6 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце 2 подп.1.4 п.1) или свыше 100 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце 3 подп.1.4 п.1);

- независимо от стоимости работ (проектных, изыскательских, предпроектных, предынвестиционных);

• если требуется выбрать поставщика товаров, при условии наличия следующих признаков:

- источника финансирования (абзацы 2, 3 подп.1.4 п.1);

- стоимости строительства объекта свыше 6 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце 2 подп.1.4 п.1) или свыше 100 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце 3 подп.1.4 п.1);

- стоимости вида товаров 3 000 базовых величин и более;

• если требуется выбрать инженерную организацию, при условии наличия следующих признаков:

- источника финансирования (абзацы 2, 3 подп.1.4 п.1);

- стоимости строительства объекта свыше 6 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце 2 подп.1.4 п.1) или свыше 100 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце 3 подп.1.4 п.1);

- стоимости инженерных услуг 3 000 базовых величин и более;

• если требуется выбрать подрядчика на отдельные виды, этапы работ, при условии наличия следующих признаков:

- источника финансирования (абзацы 2, 3 подп.1.4 п.1);

- стоимости строительства объекта свыше 6 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце 2 подп.1.4 п.1) или свыше 100 000 базовых величин (за счет средств, указанных в абзаце 3 подп.1.4 п.1);

- стоимости вида работ 3 000 базовых величин и более.

Во всех остальных случаях с учетом требований Указа № 591 обязательность проведения подрядных торгов, торгов не предусмотрена.

Указом № 591 в подп.1.6, 1.7 п.1 также предусмотрено 3 случая обязательности применения процедуры переговоров:

1) подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

2) генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

3) заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту.

На этом требования Указа № 591 заканчиваются.

Проблемные вопросы применения Положения № 88

Обратите внимание!

Право применения процедур подрядных торгов, торгов, переговоров устанавливает п.8 Положения № 88.

Согласно разъяснениям Министерства архитектуры и строительства РБ указанное право трактуется как обязанность на основании ст.7 Конституции Республики Беларусь (далее - Конституция), ст.5, 7 Закона РБ от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее - Закон), что, по мнению автора, противоречит требованиям Указа № 591.

 

Справочно

Статья 7 Конституции устанавливает принцип верховенства права, согласно которому государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Акты законодательства - нормативные правовые акты, составляющие законодательство Республики Беларусь (ст.1 Закона).

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законодательством порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Статьей 5 Закона определено, что нормативные правовые акты приводятся в единую систему путем их взаимного согласования, определения иерархии нормативных правовых актов, а также путем подготовки издания соответствующих сводов законов и законодательства Республики Беларусь, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений.

Статьей 7 Закона закреплены основные принципы нормотворческой деятельности, которая базируется на:

• конституционности;

• соответствии актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов;

• приоритете общепризнанных принципов международного права;

• защите прав и свобод, законных интересов граждан и социальной справедливости;

• научности;

• системности и комплексности правового регулирования общественных отношений.

 

Если проведение процедур закупок будет растолковано как обязательное, в то время как оно является правом, это как минимум повлечет следующие последствия:

• удорожание строительства (стоимость затрат для проведения процедуры переговоров в среднем составляет от 3 до 5 млн.руб.; стоимость затрат на проведение процедур подрядных торгов, торгов в среднем составляет от 6 до 12 млн.руб.);

• срыв сроков строительства (срок организации, проведения, вынесения решения, заключения договора по подрядным торгам, торгам составляет в среднем: не менее 55 дней для заказчика, не менее 55 дней для генподрядчика (подрядчика), не менее 30 дней для субподрядчика и подрядчика при закупке товаров для строительства). Таким образом, пока пройдут выборы всех участников, пройдет не менее полугода (заказчик выбирает подрядчика 55 дней, подрядчик выбирает субподрядчика (при подрядных торгах) 55 дней (при переговорах может быть не менее 5 дней), подрядчик, субподрядчик выбирают поставщиков не менее 30 дней (по переговорам - не менее 5 дней));

• экономическую нецелесообразность.

Если товаром для строительства является недорогостоящий товар (краска, кисти маховые, ветошь и т.п. стоимостью от 100 000 руб.) или при текущих ремонтах (банка краски - 80 000 руб.), то с учетом разъяснений Министерства архитектуры и строительства РБ надо проводить переговоры.

Соответственно, выбор поставщика, получение согласно требованиям п.68 Положения № 88 предложений в конверте со всеми приложениями, подтверждающими экономическую и финансовую состоятельность, документов по качеству и тому подобного при затратах на такую процедуру, как выше отмечалось, не менее 3 млн.руб. и не менее 20 чел.-ч работы (при этом необходимо учитывать, что видов товаров для строительства по проектной, сметной документации всегда много, так же как и по текущему ремонту) для организации (для мелких и средних организаций, для бюджетных организаций (учреждений здравоохранения, образования, госучреждений)) превращается в невыполнимую задачу.

Заключение

Таким образом, Указ № 591 и Положение № 88 целесообразно подвергнуть корректировке и уточнению, в т.ч. в части терминологии (понятий), для исключения двусмысленности толкования и минимизации рисков ущемления прав правоприменителей при проведении проверок компетентными органами. Более того, такого рода нормативные акты необходимо подвергать еще в рамках их проектов критике правоприменителей: сперва в рамках общественного обсуждения, а после в рамках рабочей группы, в которую обязательно необходимо включать практиков в данной сфере, в т.ч. и со стороны организаторов (термин в контексте его понятия согласно Положению № 88), юристов, специализирующихся в сфере закупок.

 

22.05.2014

 

Антон Богатко, юрист, экономист, управляющий партнер общества с ограниченной ответственностью «Инжиниринговая компания «МАиС» (организатора государственных закупок и закупок в строительстве)