


Материал помещен в архив
ЗАМЕНА ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ. ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТЕ
![]() |
Ситуация Организацией в связи с выработкой ресурса (пробега) двигателя автомобиля МАЗ и нецелесообразностью его ремонта принято решение о его замене на двигатель аналогичной марки и мощности первой комплектации. Работы по замене двигателя на основании договора подряда будут выполняться на предприятии автосервиса. Организацией у поставщика приобретен новый двигатель стоимостью 54 000 000 руб. (в том числе налог на добавленную стоимость 9 000 000 руб.). Предприятием автосервиса согласно счету-фактуре за работы по замене двигателя предъявлена к оплате сумма 1 560 000 руб. (в том числе налог на добавленную стоимость 260 000 руб.). Учет расходов по содержанию автотранспорта отражается на счете 23 «Вспомогательные производства». Демонтированный двигатель, непригодный для дальнейшего использования, в бухгалтерском учете отражен как металлолом, сумма 650 000 руб. Как правильно для целей бухгалтерского учета классифицировать работы по замене двигателя и как их отразить в бухгалтерском учете? Нужно ли вносить изменения в регистрационные документы автомобиля в связи с заменой двигателя? |
Работы по замене двигателя относятся к капитальному ремонту. Изменения в регистрационные документы вносить не нужно.
Общие признаки работ и критерии изменения характеристик объектов в результате их проведения содержатся в приложении 5 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (далее - Инструкция № 37/18/6), в частности:
ремонт - совокупность работ по восстановлению исправности или работоспособности объекта или его составных частей с приведением объекта в соответствие с требованиями, определенными техническими нормативными правовыми актами, а также по предотвращению их дальнейшего интенсивного износа;
модернизация - совокупность работ по усовершенствованию объекта путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта.
Вместе с тем при определении вида работ по восстановлению грузовых автомобилей следует руководствоваться терминами и определениями, приведенными в ГОСТ 18322-78* «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» (введен в действие постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3; далее - ГОСТ 18322-78):
текущий ремонт - ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей;
средний ремонт - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемым в объеме, установленном в нормативно-технической документации.
![]() |
Справочно Значение частично восстанавливаемого ресурса устанавливается в нормативно-технической документации; |
капитальный ремонт - ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
![]() |
Справочно Значение восстановления, близкого к полному, устанавливается в нормативно-технической документации. |
Под базовой частью следует понимать основную часть изделия, предназначенную для его компоновки и установки других составных частей (приложение 1 к ГОСТ 18322-78*).
Таким образом, в результате замены двигателя, одного из основных агрегатов автомобиля, технико-экономические характеристики автомобиля (тип двигателя, рабочий объем, мощность и другие показатели) не изменяются, а исправность и ресурс автомобиля восстанавливаются (автомобиль может эксплуатироваться).
Фактические затраты на поддержание основных средств в рабочем состоянии (технический осмотр и уход, проведение всех видов ремонта) признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены (часть вторая п.20 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26).
Движение запасных частей учитывают на субсчете 10-5 «Запасные части», который может быть открыт к счету 10 «Материалы» (п.16 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50).
Передача предприятию автосервиса нового двигателя в бухгалтерском учете организации отражается по дебету субсчета 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».
Фактическая себестоимость материалов, поступивших на склад от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов (п.45 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.11.2010 № 133).
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражена стоимость приобретенного двигателя (54 000 000 - 9 000 000) |
45 000 000 | ||
Отражен налог на добавленную стоимость, предъявленный поставщиком |
60 |
9 000 000 | |
Принят к вычету налог на добавленную стоимость |
18 |
9 000 000 | |
Отражена передача двигателя предприятию автосервиса |
10-7 |
10-5 |
45 000 000 |
Отражена стоимость работ по замене картера предприятием автосервиса (условно) (1 560 000 - 260 000) |
60 |
1 300 000 | |
Отражен налог на добавленную стоимость, предъявленный предприятием автосервиса |
18 |
60 |
260 000 |
Принят к вычету налог на добавленную стоимость |
68-2 |
18 |
260 000 |
Оприходован металлолом от демонтированного двигателя (условно) |
10-6 |
23 |
650 000 |
Списана стоимость установленного двигателя |
23 |
10-7 |
45 000 000 |
Списаны расходы на ремонт (45 000 000 + 1 300 000 - 650 000) |
23 |
45 650 000 |
Порядок государственной регистрации автомобильного транспорта установлен Положением о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1849.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2019 г. Положение № 1849 изложено в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.10.2018 № 747. Внесение изменений в регистрационные документы рассмотрено в главе 3 (пп.25-35) новой редакции Положения № 1849. |
Согласно п.30 названного Положения изменения в регистрационные документы транспортных средств вносятся при переоборудовании транспортных средств, замене номерных агрегатов, регистрационных знаков, изменении цвета, а также сведений о собственнике (владельце) транспортного средства. Замена двигателя не относится к его переоборудованию и замене номерных агрегатов.
![]() |
Справочно Номерной агрегат - часть автомобиля, имеющая номер (сочетание букв и цифр), указанный в свидетельстве о регистрации автомобиля. |
В соответствии с постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 25.03.2003 № 73 «Об установлении форм бланков свидетельства о регистрации транспортного средства, водительского удостоверения и талона к нему» в свидетельстве о регистрации транспортного средства (приложение 1 к данному постановлению) номер двигателя не указывается.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 июня 2020 г. постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28.05.2020 № 112 изменено название постановления № 73: «Об установлении форм бланков свидетельства о регистрации транспортного средства и водительского удостоверения». |
Иными словами, при замене двигателя не требуется вносить изменения в регистрационные документы.
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
18.08.2015
Валерий Шафранский, экономист