Пособие от 03.03.2014
Автор: Вышникова М.

Заместительство - исполнение обязанностей временно отсутствующего работника


 

Материал помещен в архив

 

ЗАМЕСТИТЕЛЬСТВО - ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ВРЕМЕННО ОТСУТСТВУЮЩЕГО РАБОТНИКА

Понятие заместительства

Одним из основных условий любого трудового договора, заключаемого с работником, является условие о том, какая работа ему поручается и соответственно должна им выполняться. Трудовой договор должен содержать в качестве обязательного условие о трудовой функции работника, под которой законодатель понимает работу по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации согласно штатному расписанию нанимателя, функциональным обязанностям, должностной инструкции (п.3 части второй ст.19 Трудового кодекса РБ (далее - ТК)).

В силу требований законодательства о труде обе стороны (работник и наниматель) связаны условиями трудового договора и обязаны обеспечить их соблюдение. Учитывая важность вышеназванного условия о трудовой функции работника, законодателем в ст.20 ТК установлен прямой запрет на поручение работнику работы, которая не обусловлена трудовым договором. Вместе с тем в самой ст.20 ТК указано, что из данного запрета могут быть исключения, если это предусмотрено законодательными актами. Наличие таких исключений обусловлено следующими факторами:

1) сложившаяся ситуация требует оперативного выполнения каких-либо работ. В противном случае будет нанесен значительный ущерб интересам нанимателя, а иногда - общественным интересам;

2) поручение работы по другой профессии (должности) может отвечать интересам самого работника (например, при поручении работы с более высокой оплатой).

В случае производственной необходимости наниматель имеет право перевести работника на не обусловленную трудовым договором работу (по другой профессии, специальности, квалификации, должности). При этом производственная необходимость - это необходимость для данного нанимателя предотвращения катастрофы, производственной аварии или немедленного устранения их последствий либо последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества нанимателя либо иного имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника (ст.33 ТК).

Замещение отсутствующего работника - временное заместительство, которое является разновидностью временного перевода в связи с производственной необходимостью.

В белорусском законодательстве о труде определение термина «заместительство» отсутствует. Вместе с тем оно может быть сформулировано после анализа норм, регулирующих применение заместительства.

Временное заместительство - это исполнение должностных обязанностей временно отсутствующего работника. Временное заместительство может иметь место, если работник отсутствует в связи:

• с болезнью;

• нахождением в трудовом отпуске;

• направлением в служебную командировку;

• исполнением государственных обязанностей;

• отстранением от работы;

• иными причинами.

Оплата заместительства

При оплате труда заместителей необходимо учитывать, что законодателем строго регламентирован порядок оплаты для организаций бюджетной сферы (ст.68 ТК), а именно:

• замещающему работнику в бюджетных организациях и иных организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, оплата производится в размере должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием для замещаемого работника;

• для замещающего работника не применяются надбавки и доплаты замещаемого работника, поскольку данные выплаты носят персональный характер.

Организациям, не относящимся к бюджетной сфере, предоставлено право самостоятельно определять условия оплаты труда временных заместителей. Для таких организаций условия и порядок оплаты труда при временном заместительстве устанавливаются нанимателем и предусматриваются в коллективных договорах, соглашениях (часть третья ст.68 ТК). В этом случае наниматель вправе (но не обязан) применять условия оплаты временного заместительства, установленные для бюджетных организаций. Данной категорией нанимателей могут применяться и иные условия оплаты труда временных заместителей (например, в определенном размере, исчисленном от оклада по основной работе).

Вместе с тем как организации бюджетной сферы, так и иные наниматели должны учитывать следующее.

Заместительство является разновидностью временного перевода в связи с производственной необходимостью. При этом оплата труда должна производиться по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ст.33 ТК).

 

Пример 1

Начальнику отдела по операциям с недвижимостью общества с ограниченной ответственностью (ООО) «К» Лосицкому М.Г. был предоставлен трудовой отпуск с 9 сентября до 3 октября. На период отпуска исполнение обязанностей Лосицкого М.Г. было возложено на агента по операциям с недвижимостью Иванова П.С. Коллективный договор в организации заключен не был. Соответственно наниматель должен был самостоятельно определить условия оплаты труда Иванова П.С. за период заместительства временно отсутствующего начальника отдела по операциям с недвижимостью Лосицкого М.Г. Нанимателем было принято решение производить оплату в размере должностного оклада, предусмотренного штатным расписанием для замещаемого работника, т.е. аналогично условиям оплаты, предусмотренным для организаций бюджетной сферы.

Штатным расписанием ООО «К» по должности начальника отдела был установлен должностной оклад в размере 4 500 000 руб. Таким образом, заработная плата за период заместительства была начислена Иванову П.С. исходя из данного размера должностного оклада.

Вместе с тем с учетом применения сдельной системы оплаты труда средний заработок Иванова П.С. по основной работе (т.е. по должности агента по операциям с недвижимостью) составлял 6 860 000 руб.

Статья 33 ТК устанавливает минимальную границу размера заработной платы, начисляемой замещающему работнику, - не ниже среднего заработка по основной работе. Начисленная бухгалтером за период временного заместительства заработная плата оказалась ниже размера среднего заработка Иванова П.С. по основному месту работы.

В связи с этим в рассматриваемой ситуации нанимателем допущено нарушение законодательства о труде, поскольку не была произведена доплата (в размере 2 360 000 руб.) Иванову П.С. до размера среднего заработка по основной работе. За данное нарушение бухгалтер ООО «К» может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа по части 4 ст.9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) (в размере от 2 до 20 базовых величин).

 

Порядок премирования заместителей урегулирован частью второй ст.68 ТК и является одинаковым как для организаций бюджетной сферы, так и для иных организаций. В данной статье предусмотрено, что замещающий работник премируется по условиям и в размерах, установленных по должности замещаемого работника. При этом премия начисляется на должностной оклад (без надбавок и доплат) замещаемого работника.

У многих нанимателей возникает вопрос: применяется ли при временном заместительстве дополнительная мера стимулирования труда в виде повышения тарифной ставки?

Данная выплата не относится к категории доплат и надбавок, а образует новый должностной оклад работника. Так, согласно подп.2.5 п.2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» заключаемый с работником контракт должен содержать дополнительные меры стимулирования труда, в т.ч. повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не установлен законодательством). Указанная мера стимулирования труда носит персональный характер и устанавливается в отношении конкретного работника по результатам его труда. Соответственно она не применяется в отношении какого-либо иного работника. В то же время в отношении замещающего работника должны применяться те меры стимулирования труда, которые предусмотрены контрактом, заключенным с ним по основной работе.

В дальнейшем при предоставлении работнику, на которого возлагались обязанности по временному заместительству, трудового отпуска при исчислении его среднего заработка учитывается в полном объеме оплата труда, которая производилась в период временного заместительства (подп.1.8 п.1 перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка (приложение к Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 10.04.2000 № 47)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 октября 2017 г. следует руководствоваться абзацем 3 подп.1.1 п.1 перечня № 47 в редакции постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 20.07.2017 № 30.

 

Оформление заместительства

Как и любое изменение в трудовых отношениях с работником, заместительство должно оформляться приказом (распоряжением) нанимателя (п.15 ст.55 ТК).

Пример приказа о временном заместительстве

ПРИКАЗ

 

03.01.2014 № 1-к

 

г.Минск

 

О временном заместительстве

 

В соответствии со статьями 33 и 68 Трудового кодекса Республики Беларусь в связи с нахождением в трудовом отпуске заместителя директора по коммерческой деятельности Иванова И.И.

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. С 4 до 30 января 2014 г. возложить на начальника отдела по сбыту Петрова П.П. исполнение обязанностей заместителя директора по коммерческой деятельности.

2. Оплату труда Петрова П.П. производить в размере должностного оклада, установленного штатным расписанием для заместителя директора по коммерческой деятельности (без учета надбавок и доплат), но не ниже среднего заработка по основной работе.

3. Ознакомить с настоящим приказом Петрова П.П. под подпись. Довести до сведения бухгалтерии.

 

Основание:

приказ от 16.12.2013 № 289-о о предоставлении Иванову И.И. трудового отпуска.

 

С приказом ознакомлен
Подпись
П.П.Петров
    Дата

 

Приказ (распоряжение) о временном заместительстве следует представить в бухгалтерию организации. Он является основанием для начисления работнику, на которого возложены обязанности по временному замещению, заработной платы в соответствии со ст.33 и 68 ТК.

В приказе (распоряжении) о временном заместительстве обязательно должны указываться его сроки. Необходимо учитывать, что временный перевод в связи с производственной необходимостью для замещения отсутствующего работника (т.е. временное заместительство) не может превышать 1 месяца в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря) (ст.33 ТК). По соглашению сторон срок такого перевода может быть увеличен. Иными словами, согласие работника не требуется только в том случае, если период временного заместительства не будет превышать 1 месяца в течение календарного года. В противном случае нанимателю необходимо получить письменное согласие работника (например, посредством написания письменного заявления либо проставления соответствующей надписи на приказе: «С приказом согласен»).

 

Пример 2

В унитарное предприятие «Л» был принят на работу в качестве инженера по охране труда Синицкий П.П. На период отсутствия (в связи с временной нетрудоспособностью) заместителя директора по производству в соответствии с приказом директора данные обязанности были возложены на Синицкого П.П. на период со 2 до 29 июля. На приказе о временном заместительстве имелась подпись Синицкого П.П., подтверждающая, что с приказом он ознакомлен.

В сентябре вышеупомянутому заместителю директора по производству был предоставлен трудовой отпуск (со 2 по 26 сентября). Его обязанности были вновь возложены на инженера по охране труда Синицкого П.П., что было оформлено соответствующим приказом. При этом письменное согласие работника на временное заместительство на срок более 1 месяца нанимателем получено не было.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации действия нанимателя являются неправомерными, поскольку им было допущено нарушение ст.33 ТК, ограничивающей продолжительность временного перевода в связи с производственной необходимостью для замещения отсутствующего работника 1 месяц в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря). За данное нарушение виновное должностное лицо нанимателя может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (часть 4 ст.9.19 КоАП).

 

Помимо вышеизложенного необходимо учитывать, что в ст.33 ТК установлен запрет на перевод работника на работу, которая противопоказана ему по состоянию здоровья.

Законодательством о труде не определен порядок ведения учета отработанного времени в отношении временных заместителей. Вместе с тем должностные лица нанимателя должны в табелях учета рабочего времени отражать количество отработанных работником часов (п.3 ст.55 ТК). При этом рядом с фамилией работника, как правило, указываются сведения о временном заместительстве.

Штатные заместители

Штатными заместителями являются те работники, на которых временное замещение возложено должностными обязанностями. К данной категории работников можно отнести заместителей руководителя организации либо заместителей руководителя структурного подразделения организации.

В должностных инструкциях таких работников, как правило, указывается, что они замещают (исполняют обязанности) своих руководителей в период их отсутствия по болезни, нахождения в трудовом отпуске и т.д.

Так, согласно п.10 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 02.01.2012 № 1, должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей организации (структурных (обособленных) подразделений) определяются на основании квалификационных характеристик должностей соответствующих руководителей. При этом на заместителя руководителя организации (структурного (обособленного) подразделения) возлагаются должностные обязанности по руководству и управлению определенным направлением (видом) деятельности организации (структурного (обособленного) подразделения), а также исполнение обязанностей руководителя при его отсутствии в случаях, предусмотренных законодательством (трудовой отпуск, болезнь, командировка и др.).

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о том, что согласие указанных работников на временное заместительство на срок более 1 месяца не требуется, поскольку данные обязанности возлагаются на них как должностной инструкцией, так и нормами законодательства о труде.

Менее очевидным является ответ на вопрос о том, необходимо ли производить данным работникам соответствующую оплату, предусмотренную ст.33 и 68 ТК. Законодательством о труде данный вопрос не урегулирован, что является пробелом в нормативном правовом регулировании.

Как правило, соответствующая оплата штатным заместителям не производится по следующей причине: поскольку исполнение обязанностей по временному заместительству для данных работников предусмотрено законодательством, то при установлении норм, регулирующих оплату их труда, законодатель учитывал наличие данных обязанностей.

 

03.03.2014

 

Мария Вышникова, младший научный сотрудник научно-исследовательского института труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2014 г. в Трудовой кодекс РБ от 26.07.1999 № 296-З на основании Закона РБ от 08.01.2014 № 131-З внесены изменения и дополнения.