


Материал помещен в архив
ЗАПОЛНЯЕМ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ: НАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
Организации - плательщики земельного налога представляют в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь налоговую декларацию по земельному налогу (арендной плате за земельные участки). В материале на практических примерах рассмотрены ошибки, допущенные бухгалтерами при заполнении такой декларации.
![]() |
Справочно Налоговая декларация (расчет) по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) с организаций приведена в приложении 5 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 (далее - постановление № 42).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 февраля 2019 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 установлена новая форма налоговой декларации (расчета) по земельному налогу (суммы арендной платы за земельные участки) с организаций. |
Нарушение срока представления уточненной налоговой декларации по земельному налогу (арендной плате за земельные участки) при выделении дополнительного земельного участка
![]() |
Ситуация 1 По состоянию на 1 января 2015 г. коммерческая организация имеет в постоянном пользовании земельный участок (далее - участок-1) площадью 0,346 5 га, предоставленный из земель населенных пунктов в Ленинском р-не г. Минска для обслуживания административного здания. Кадастровый номер - 5000000000XXXXXXXX. Кадастровая стоимость за 1 м2 - 6 228 785 руб. (условно) (для общественно-деловой зоны). Участок-1 находится в III экономико-планировочной зоне г. Минска. Согласно решению Д-кого районного исполнительного комитета организации предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 0,268 3 га для обслуживания скважины минеральной воды. При этом уточненная налоговая декларация по земельному налогу по сроку на 20 ноября 2015 г. не подана. |
Требования нормативных актов
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. вопросы исчисления и уплаты земельного налога регулируются главой 20 Налогового кодекса Республики Беларусь, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
Документом, удостоверяющим право на земельный участок, является свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, выдаваемое организацией по государственной регистрации (часть первая ст.21 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Однако список документов, являющихся основанием для исчисления земельного налога и удостоверяющих право на земельный участок, согласно абзацу 2 п.3 ст.202 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) включает в себя:
• государственный акт на земельный участок;
• удостоверение на право временного пользования земельным участком;
• свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации;
• решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок.
Земельный налог исчисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем (п.6 ст.202 НК):
• принятия уполномоченным государственным органом решения, являющегося основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
• перехода права на земельный участок в случае, если в соответствии с законодательством такое решение не требуется.
По вновь отведенным земельным участкам земельный налог необходимо исчислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения исполнительного комитета о выделении земельного участка (п.14 ст.202 НК).
В случае появления в течение года дополнительного объекта налогообложения представляется декларация с внесенными изменениями и (или) дополнениями.
Административная ответственность
В данном случае имеет место нарушение срока представления уточненной налоговой декларации, а также неполная уплата налога в бюджет.
В соответствии с частью 2 ст.13.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более 3 рабочих дней, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ, на индивидуального предпринимателя - в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 2 БВ, а на юридическое лицо - в размере 10 % от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее 10 БВ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета) при просрочке более 3 рабочих дней, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица, влечет наложение штрафа в размере 2 БВ с увеличением его на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки, но не более 10 БВ (часть 2 ст.14.2 КоАП от 06.01.2021 № 91-З (далее - КоАП-2021)). Комментарий см. здесь. |
Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влечет наложение штрафа на юридическое лицо в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ (часть 1 ст.13.6 КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. административная ответственность предполагает наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 БВ, а на юридическое лицо - в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ (часть 1 ст.14.4 КоАП-2021). Комментарий см. здесь. |
Неверное заполнение налоговой декларации по земельному налогу (арендной плате)
![]() |
Ситуация 2 Согласно договору № б/н от 22.11.2013, заключенному с Минским городским исполнительным комитетом, сумма арендной платы за земельный участок площадью 0,285 6 га составляет 53 596 635 руб. в год. К сумме арендной платы применен повышающий коэффициент 2, установленный решением местного исполнительного комитета. При этом в графе 5 части II декларации по земельному налогу (арендной плате) не указан коэффициент 2. Сумма по договору в графе 4 налоговой декларации необоснованно отражена с учетом коэффициента. |
Требования нормативных актов
Порядок заполнения налоговой декларации установлен в главе 6 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам, книги покупок, утвержденной постановлением № 42.
В графе 4 части II указывается размер арендной платы на год, предусмотренный в договоре, определенный и исчисленный в соответствии с законодательством, без учета увеличения (уменьшения) его на коэффициенты в соответствии с законодательством при наличии оснований.
Нормами Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее - Указ № 101) установлены основания для применения коэффициентов. Например, арендная плата за земельные участки, используемые не по целевому назначению, не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами, занятые до оформления правоудостоверяющих документов, взимается в 10-кратном размере; размер ежегодной арендной платы за земельные участки (части земельного участка), занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства, увеличивается на коэффициент 2; размер ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные отдельным категориям арендаторов, может быть увеличен (уменьшен), но не более чем в два раза решениями местных исполнительных комитетов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2020 г. взамен Указа № 101 действует Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2020 № 160 «Об арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». |
В целях контроля за соблюдением норм решений местных исполнительных комитетов об увеличении (уменьшении) ежегодного размера арендной платы, принятых в соответствии с подп.2.2 п.2 Указа № 101, часть II налоговой декларации дополнена графой 5 «Увеличение (уменьшение) размера арендной платы».
Так, в графе 5 части II налоговой декларации указывается увеличение (уменьшение) размера арендной платы на коэффициенты в соответствии с законодательством при наличии оснований. Данная графа заполняется в долях единицы (в десятичной дроби) с точностью четыре знака после запятой. При этом если у плательщика увеличение (уменьшение) размера арендной платы производится по нескольким основаниям, то в данной графе указывается произведение всех значений увеличений (уменьшений) размера арендной платы.
Административная ответственность
В данном случае имеет место недостоверное представление информации.
Согласно п.2 ст.13.8 КоАП представление плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, - влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 БВ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. представление плательщиком, налоговым агентом, иным лицом в налоговый орган документов и иных сведений, которые они обязаны представлять в соответствии с налоговым законодательством, международным договором Республики Беларусь или по запросу налогового органа для осуществления налогового контроля, содержащих недостоверные данные, в том числе совершенное должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, если это повлияло или в обстоятельствах, при которых нарушение совершено, могло повлиять на правильность применения налоговым органом налогового законодательства, влечет наложение штрафа в размере от 2 до 30 БВ (часть 2 ст.14.6 КоАП-2021). Комментарий см. здесь. |
30.09.2016
Наталья Врублевская, аудитор, DipIFR, директор общества с ограниченной ответственностью «АудитПлюс»