


Материал помещен в архив
ЗАПРЕТ ВВОЗА НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ. РЕКОМЕНДАЦИИ БЕЛОРУССКИМ СУБЪЕКТАМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Перечень запрещенных товаров
Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» с 8 августа 2014 г. в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, происходящих из Соединенных Штатов Америки, стран Европейского союза, Канады, Австралии и Королевства Норвегии, был введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сроком на 1 год.
![]() |
Справочно Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия и которые сроком на один год запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, определен постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 (далее - постановление № 778). |
Контроль за исполнением данного постановления возложен на Федеральную таможенную службу Российской Федерации, так как, полагаем, речь в постановлении идет о ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (государство - член Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации).
![]() |
Справочно Ввоз на таможенную территорию - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами (подп.3) п.1 ст.4 Таможенного кодекса таможенного союза).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017. |
В целом под запрет попали говядина, свинина, мясо птицы (кур домашних (Gallus domesticus), уток, гусей, индеек и цесарок), рыба (за исключением мальков лосося атлантического (Salmo salar) и форели (Salmo trutta)), ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные, молоко и молочная продукция (за исключением безлактозного молока и безлактозной молочной продукции), овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды (за исключением картофеля семенного, лука-севка, кукурузы сахарной гибридной для посева, гороха для посева), фрукты и орехи, колбасы и аналогичные продукты, экстракт солодовый, а также ряд пищевых и готовых продуктов, классифицируемых в товарных позициях 1901 и 2106 Единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. в соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 № 101 действует новая редакция единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза. Обратите внимание, что в данную Товарную номенклатуру вносятся многочисленные изменения и дополнения. Рекомендуем уточнять актуальные коды и ставки таможенных пошлин. |
Возможные варианты действий для белорусских субъектов хозяйствования
Чем примечателен вышеуказанный запрет для субъектов хозяйствования Республики Беларусь? Обратимся к некоторым статистическим данным. В 2013 г. Российская Федерация импортировала запрещенной продукции из указанных стран на сумму около 8,35 млрд.долл. США (в данный показатель не включена товарная категория «молочная продукция, включая сыры и творог, на основе растительных жиров», так как информация о ней в открытом доступе отсутствует). Данная цифра в общем объеме импорта составляет 2,5 %.
Из изложенного следует, что субъекты хозяйствования Республики Беларусь в силу определенных факторов (например, производственных, транспортно-логистических) могут заполнить образовавшуюся нишу в указанном объеме.
Ниже рассмотрим возможные способы поставки товаров на территорию Российской Федерации белорусскими субъектами хозяйствования.
Перераспределение товарных потоков
Ввиду отсутствия аналогичного запрета на ввоз продукции в Республике Беларусь ее субъекты хозяйствования могут беспрепятственно осуществлять ввоз говядины, свинины, мяса птицы (кур домашних (Gallus domesticus), уток, гусей, индеек и цесарок), рыбы (за исключением мальков лосося атлантического (Salmo salar) и форели (Salmo trutta)), ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, молока и молочной продукции, овощей, съедобных корнеплодов и клубнеплодов, фруктов и орехов, колбасы и аналогичных продуктов, экстракта солодового, а также некоторых пищевых и готовых продуктов, классифицируемых в товарных позициях 1901 и 2106 ТН ВЭД ТС, на территорию Республики Беларусь. Принимая во внимание, что многое из вышеуказанной продукции производится в Республике Беларусь, полагаем возможным перераспределение товарных потоков. Рассмотрим это на примере молочной продукции.
С учетом повышенного спроса в Российской Федерации на молочную продукцию, попавшую под запрет, увеличивается ее закупочная цена. В свою очередь, производители данной продукции, например, в Республике Польша, из-за потери российского рынка готовы продать ее по более низкой цене. Таким образом, в сложившейся ситуации производители молочной продукции Республики Беларусь могут максимально выгодно реализовать продукцию собственного производства на территории Российской Федерации. На внутреннем рынке Республики Беларусь недостаток молочной продукции может быть компенсирован аналогичной продукцией из Республики Польша.
Реэкспорт
![]() |
Обратите внимание! Реализация товаров (так называемый реэкспорт), происходящих из стран, попавших под запрет, субъектами хозяйствования Республики Беларусь на территории Российской Федерации противоречит положениям законодательства Таможенного союза. |
Во взаимной торговле товарами, происходящими из третьих стран (в нашем примере - Республика Польша) и выпущенными в свободное обращение (помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления) на единой таможенной территории (в нашем примере - Республика Беларусь), не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (ст.1 Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007). Перечень данных исключений расширен в ст.2 Протокола об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза от 05.07.2010 ответными мерами, к которым и относится рассматриваемый запрет на ввоз товара. Соответственно, ввоз на территорию Российской Федерации молочной продукции, происходящей из Республики Польша и помещенной под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Республики Беларусь, влечет проведение операций таможенного контроля и последующее задержание товара.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза и Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза утратили силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
Переработка товаров на территории Республики Беларусь
В случае так называемой глубокой переработки товара, происходящего из стран, продукция которых попала под запрет ввоза, допускается его реализация на территории Российской Федерации.
Принимая во внимание текст постановления № 778 о введении запрета ввоза, применение данного запрета привязано к такому понятию, как страна происхождения товара. Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. Соответствующие критерии установлены Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008. Ключевой критерий - изменение в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС на уровне любого из первых четырех знаков. Для некоторых товаров также необходимо выполнение определенных условий, производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место, либо изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости используемых материалов или добавленная стоимость достигает фиксированной доли в цене конечной продукции (правило адвалорной доли).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 января 2019 г. следует руководствоваться Правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), утвержденными решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 № 49. |
Следует отметить, что применительно к рассматриваемому списку товаров не отвечают критериям достаточной переработки:
1) операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения или транспортировки;
2) операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка), по разборке и сборке упаковки;
3) смешивание товаров (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученной продукции от исходных составляющих;
4) разделка (сортировка) мяса;
5) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;
6) снятие кожуры, извлечение семян и разделка фруктов, овощей и орехов;
7) простой помол или простая резка;
8) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в т.ч. составление наборов изделий);
9) розлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие простые операции по упаковке;
10) разделение товаров на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;
11) комбинация двух или большего числа указанных операций.
Вышеуказанные положения применимы к таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления.
Переработка товаров на территории свободной экономической зоны
Кроме того, резиденты свободных экономических зон также могут воспользоваться возможностью переработки товаров, попавших под запрет. В частности, они могут поместить данные товары под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Вопросы функционирования свободных (специальных, особых) экономических зон регулируются положениями Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 (далее - Соглашение от 18.06.2010).
В настоящее время в соответствии со ст.23 Соглашения от 18.06.2010 действуют переходные положения о статусе товаров, согласно которым для Республики Беларусь предусмотрены две особенности:
1) в целях признания товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товарами Таможенного союза применяются критерии достаточной переработки, установленные национальным законодательством;
2) в качестве документа, на основании которого товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, признаются товарами Таможенного союза, используется сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой.
Указанные особенности будут действовать до вступления в силу всех решений Евразийской экономической комиссии, предусмотренных ст.19 Соглашения от 18.06.2010, а именно:
1) о перечне условий, производственных и технологических операций, достаточных для признания товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза;
2) о перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
3) о форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, не являющимся товаром Таможенного союза;
4) о порядке использования адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Несколько решений по вышеуказанным пунктам уже принято, в частности, решения Комиссии Таможенного союза:
• от 17.08.2010 № 373 «О Перечне операций, осуществление которых не отвечает требованиям достаточной переработки при определении статуса товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада» (Перечень аналогичен перечню для таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления);
• от 17.08.2010 № 437 «О форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза». Устанавливает форму и порядок выдачи документа, подтверждающего статус изготовленного товара как товара Таможенного союза;
• от 18.11.2010 № 515 «О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада». Товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, считаются подвергнутыми достаточной переработке в случае, если процентная доля стоимости иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и использованных при изготовлении конечной продукции, не превышает 50 % в цене такой конечной продукции.
Таким образом, каждый из изложенных вариантов реализации продукции, запрещенной к ввозу на территории Российской Федерации, имеет свои преимущества и недостатки и у субъекта хозяйствования Республики Беларусь существует возможность выбора наиболее приемлемого.
02.10.2014
Павел Болточко, специалист таможенного дела, управляющий партнер частного консалтингового унитарного предприятия «Семейная компания»