


Материал помещен в архив
ЗАПРЕТЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ В РЕКЛАМЕ: ОТДЕЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ РЕКЛАМИРОВАНИЯ
Помимо общих требований к рекламе и способам ее размещения (распространения), предусмотренных ст.10-14, 25, 26 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе»
Правовое регулирование | Ограничения и запреты |
1. Закон о рекламе (ст.15). 2. Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее - Единый перечень) (подп.10.19.1 п.10.19). От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 ноября 2020 г. следует руководствоваться подп.10.19.1 п.10.19 Единого перечня в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27.10.2020 № 611 (далее - постановление № 611).3. Перечень специализированных печатных изданий, в которых осуществляется размещение (распространение) рекламы лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники без согласования с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, а также рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники, не содержащей рекомендации о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению и (или) консультации с врачом (приложение 1 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.07.2013 № 63) (далее соответственно - постановление № 63, Перечень № 63). От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 ноября 2020 г. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 24.09.2020 № 79 (далее - постановление № 79) внесены изменения в Перечень № 63, в частности, изменено название: «Перечень специализированных печатных изданий, в которых осуществляется размещение (распространение) рекламы лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники без согласования с Министерством здравоохранения, а также рекламы лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники, не содержащей рекомендации о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению и (или) консультации с врачом».4. Положение о государственной регистрации (перерегистрации) изделий медицинского назначения и медицинской техники, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.09.2008 № 1269 (далее - Положение № 1269). 5. Положение о порядке и условиях государственной регистрации (подтверждения государственной регистрации) лекарственных средств и фармацевтических субстанций, внесения изменений в регистрационное досье, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2015 № 254 (далее - Положение № 254). От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 ноября 2020 г. Положение № 254, в частности его название «Положение о порядке и условиях осуществления государственной регистрации (подтверждения государственной регистрации) лекарственных средств», на основании постановления № 611 изложено в новой редакции.6. Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-XII «О здравоохранении» 7. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее - Положение о лицензировании). 8. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приложение 1 к Положению о лицензировании) (далее - Перечень № 450). 9. Письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.07.2013 № 02-3-09/738-233 «О рекламе лекарственных средств в организациях здравоохранения». 10. Письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 06.06.2013 № 10-21/453к «О рекламе лекарственных средств в учреждениях здравоохранения». Примечание. Запреты и ограничения в рекламе лекарственных средств характеризуются «открытым характером»: согласно п.8 ст.15 Закона о рекламе иные требования к рекламе лекарственных средств, помимо установленных Законом о рекламе, устанавливаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь (далее - Минздрав) по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (в настоящее время соответствующие требования установлены постановлением № 63). От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2018 г. в п.8 ст.15 Закона о рекламе внесены изменения на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2017 № 52-З (далее - Закон № 52-З). Изменения не повлияли на суть материала |
Запреты 1. Запреты по содержанию рекламы (п.7 ст.15 Закона о рекламе, подп.1.1.3 п.1 постановления № 63). От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 ноября 2020 г. в п.1 постановления № 63 внесены изменения постановлением № 79.1.1. Общие запреты. Реклама лекарственных средств не должна содержать: - утверждения о лечебном (терапевтическом) эффекте лекарственного средства в отношении заболеваний, которые не поддаются либо тяжело поддаются лечению; - информации, обращенной непосредственно к несовершеннолетним; - информации о показаниях, способах применения, лечебном (терапевтическом) эффекте объекта рекламирования, которая не соответствует информации, содержащейся в инструкции по его медицинскому применению; - утверждения о том, что лечебный (терапевтический) эффект от применения объекта рекламирования является абсолютно гарантированным; - информации о том, что лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинская техника прошли доклинические исследования и клинические испытания; - ссылки на конкретные случаи излечения после применения объекта рекламирования, выражения благодарности за это; - информации, создающей впечатление об отсутствии необходимости обращения к врачу в случае применения объекта рекламирования и (или) о возможности получения услуг по диагностике заболеваний и рекомендаций по их лечению без непосредственного контакта с врачом; - утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных состояний, которые требуют применения объекта рекламирования, либо утверждения, создающего у здорового человека впечатление о необходимости применения объекта рекламирования; - указания на возможность использования любых форм материального поощрения в случае приобретения объекта рекламирования в рекламе лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники; - рекомендаций государственных органов и иных организаций, используемых в целях усиления рекламного эффекта; - анатомических (натуралистических) изображений человеческого тела, органа или частей органа, измененных патологическим процессом заболевания; - упоминания таких заболеваний, как туберкулез, заболеваний, передающихся половым путем, прочих социально опасных инфекционных заболеваний, вируса иммунодефицита человека, онкологических заболеваний, хронической бессонницы, сахарного диабета и других нарушений обмена веществ; - информации, поощряющей нарушение общепринятых понятий о здоровом образе жизни, рациональном питании, дорожной безопасности, сексуальной безопасности; - императивных указаний потребителю рекламы о необходимости применения (использования) объекта рекламирования; - утверждений о том, что применение объекта рекламирования является безопасным, в том числе в связи с природным (естественным, натуральным) его происхождением, и не сопровождается развитием побочных реакций; - информации, создающей у потребителя рекламы впечатление о высокой скорости развития лечебного (терапевтического) эффекта объекта рекламирования; - изображений (образов) детей в отношении объекта рекламирования, предназначенного только для применения взрослыми или приобретение которого несовершеннолетними запрещено; - информации, которая способствует формированию или развитию у потребителя рекламы чувства страха и опасения о возможности развития у него заболевания или ухудшения состояния здоровья в случае отказа от применения объекта рекламирования. 1.2. Специальные запреты (дополнительно к общим запретам). 1.2.1. Реклама лекарственных средств не должна содержать: - утверждения (обещания) о том, что состояние здорового человека может быть ухудшено в случае отказа от употребления рекламируемого лекарственного средства; - утверждений, создающих у потребителя рекламы впечатление, что рекламируемое лекарственное средство может быть использовано как продукт питания, косметическое средство или иной товар немедицинского применения; - информации, составляющей врачебную тайну; - информации, поощряющей неразборчивое и (или) излишнее использование лекарственных средств; - информации о возможности распространения (получения) бесплатных образцов лекарственных средств в рекламных целях; - образов и высказываний, не соотносящихся с фармакологическими эффектами лекарственного средства, заявленными в его инструкции по медицинскому применению (абзацы 2-7 подп.1.2 п.1 постановления № 63). 1.2.2. Реклама методов оказания медицинской помощи не должна содержать указаний, что рекламируемые методы оказания медицинской помощи по эффективности равнозначны и (или) превосходят другие аналогичные методы оказания медицинской помощи (абзац 2 подп.1.3 постановления № 63). 2. Запреты по предмету рекламы (п.2 ст.15 Закона о рекламе) Запрещается реклама: 1) лекарственных средств, не зарегистрированных в Республике Беларусь в порядке, установленном законодательством. Порядок государственной регистрации лекарственных средств в Республике Беларусь установлен Положением № 254, Положением № 1269. Государственная регистрация подтверждается регистрационным удостоверением по форме согласно приложению 1 к Положению о порядке выдачи регистрационного удостоверения на лекарственное средство и фармацевтическую субстанцию, утвержденному постановлением № 254, приложению к Положению № 1269. От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 ноября 2020 г. Положение о порядке выдачи регистрационного удостоверения на лекарственное средство и фармацевтическую субстанцию на основании постановления № 611 исключено. С этой даты следует руководствоваться удостоверениями о государственной регистрации (подтверждении государственной регистрации) лекарственного препарата по форме согласно приложению 2, о государственной регистрации фармацевтической субстанции по форме согласно приложению 3, об условной государственной регистрации (подтверждении условной государственной регистрации) лекарственного препарата по форме согласно приложению 4 к Положению № 254.Исключения Реклама не зарегистрированных в Республике Беларусь лекарственных средств разрешается при одновременном соблюдении следующих условий: - реклама осуществляется в рамках клинических испытаний этих лекарственных средств, проводимых в целях их последующей государственной регистрации; - реклама осуществляется только в целях привлечения добровольцев (пациентов) к участию в клинических испытаниях; - отсутствует реклама лекарственных средств как самостоятельного объекта рекламирования; - реклама осуществляется до приостановки или прекращения клинических испытаний в установленном законодательством порядке, а также появления в ходе проведения клинических испытаний данных о небезопасности объекта рекламирования (п.6 ст.15 Закона о рекламе, подп.1.5 п.1 постановления № 63); 2) методов оказания медицинской помощи, не разрешенных к применению Минздравом в порядке, установленном законодательством. Методы оказания медицинской помощи утверждаются Минздравом (часть первая ст.18 Закона о здравоохранении); 3) работ и услуг в области здравоохранения, не являющихся работами и услугами, составляющими медицинскую деятельность. Ограничения 1. Наличие у рекламодателя специального разрешения (лицензии) на право осуществления медицинской деятельности (п.26 Перечня № 450). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2019 г. п.26 Перечня № 450 изложен в новой редакции Указом Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 326 (далее - Указ № 326).Поскольку некоторые виды медицинской деятельности лицензируемые, рекламодатель должен иметь специальное разрешение (лицензию) на право осуществления медицинской деятельности (п.6 ст.10 Закона о рекламе). Указанная лицензия выдается Минздравом в порядке, установленном главой 32 Положения о лицензировании. 2. Наличие у рекламодателя согласования Минздрава (п.1 ст.15 Закона о рекламе). Реклама лекарственных средств допускается только при наличии у рекламодателя согласования Минздрава, которое получается в порядке, установленном подп.10.19.1 п.10.19 Единого перечня. Согласование рекламы Минздравом осуществляется на возмездной основе (согласно прейскуранту № 12 на услуги (работы) по проведению согласования рекламы, оказываемые республиканской клинико-фармакологической лабораторией «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» Исключения Согласования Минздрава не требуется в отношении рекламы: 1) одновременно соответствующей двум критериям: - субъектному: потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники; - по месту (способу) размещения (распространения): реклама размещается (распространяется) в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий; 2) лекарственных средств, размещение (распространение) которой осуществляется в специализированных печатных изданиях, указанных в Перечне № 63; 3) работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, содержащую исключительно сведения, указанные в лицензии на медицинскую деятельность, и контактную информацию. 3. Ограничение рекламы лекарственных средств по источникам рекламирования (п.3 ст.15 Закона о рекламе). Размещение (распространение) рекламы лекарственных средств, которые отпускаются только по рецепту врача, изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальных знаний, допускается только: - в специализированных печатных изданиях, указанных в Перечне № 63; - местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий. 4. Указание в рекламе обязательной информации (пп.4, 5 ст.15 Закона о рекламе, подп.1.1.2 п.1 постановления № 63). 4.1. Общие ограничения. Реклама лекарственных средств должна содержать: - указание на то, что данная информация носит рекламный характер; - наименование лекарственного средства, изделия медицинского назначения и медицинской техники; - информацию о том, что объект рекламирования является лекарственным средством, изделием медицинского назначения и медицинской техникой; - наименование изготовителя (производителя) лекарственного средства, изделия медицинского назначения и медицинской техники; - информацию, предупреждающую о том, что объект рекламирования имеет медицинские противопоказания к его применению и побочные реакции; - рекомендацию о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению и (или) консультации с врачом (для рекламы лекарственного средства, изделия медицинского назначения и медицинской техники). Исключения Не требуется содержания в рекламе рекомендации о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению и (или) консультации с врачом в отношении рекламы, одновременно соответствующей двум критериям: 1) субъектному: потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники; 2) по месту (способу) размещения (распространения): реклама размещается (распространяется) в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий либо в специализированных печатных изданиях, указанных в Перечне № 63. Частью второй п.5 ст.15 Закона о рекламе установлены правила указания в рекламе информации о том, что объект рекламирования является лекарственным средством, изделием медицинского назначения или медицинской техникой, а также рекомендации о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению и (или) консультации с врачом в зависимости от места (способа) размещения (распространения): - при размещении (распространении) рекламы на радио - информация и рекомендации должны озвучиваться не менее 5 сек.; - при размещении (распространении) рекламы на телевидении - информации и рекомендациям должно быть отведено не менее 5 сек. и 7 % площади кадра; - при размещении (распространении) рекламы иными способами - информация и рекомендации должны занимать не менее 5 % площади рекламы. 4.2. Специальные ограничения (дополнительно к общим ограничениям). 4.2.1. Реклама исключительно лекарственных средств должна содержать следующие обязательные указания (абзацы 8-11 подп.1.2 п.1 постановления № 63): - предупреждение об особенностях применения рекламируемого лекарственного средства при беременности в случае наличия соответствующей информации в инструкции по медицинскому применению; - предупреждение о степени тяжести симптомов, синдромов или заболеваний, при лечении которых применяется рекламируемое лекарственное средство, в случае наличия соответствующей информации в инструкции по медицинскому применению. При этом реклама не должна создавать у потребителя рекламы впечатления о возможности использования данного лекарственного средства при более тяжелых состояниях; - продолжительность приема лекарственного средства в случае наличия соответствующей информации в инструкции по медицинскому применению и (или) листке-вкладыше; - в рекламе гомеопатических лекарственных средств - информация о том, что данное лекарственное средство является гомеопатическим. 4.2.2. Реклама методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, должна: - соответствовать сведениям о работах и (или) услугах, указанным в специальном разрешении (лицензии), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о лицензировании, при которых получение специального разрешения (лицензии) для осуществления медицинской деятельности не требуется (в настоящее время - государственными организациями здравоохранения и Белорусским Обществом Красного Креста (часть третья п.320 Положения о лицензировании)). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2019 г. часть третья п.320 Положения о лицензировании изложена в новой редакции Указом № 326. Комментарий см. здесь;- содержать обязательное указание в рекламе медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности предупреждения о возможных вредных последствиях для здоровья женщины (абзацы 3, 4 подп.1.3 п.1 постановления № 63). 5. Требования к тексту рекламы (подп.1.1.1 п.1 постановления № 63). Текст рекламы лекарственных средств должен быть изложен доступным для восприятия языком, без способных ввести в заблуждение научных терминов, слов, фраз |
1. Закон о рекламе (ст.151). 2. Закон Республики Беларусь от 29.06.2003 № 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» 3. Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 № 299 (далее - Требования № 299). 4. Постановление № 63 (подп.1.4 п.1). 5. Единый перечень (подп.10.19.4 п.10.19). От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 ноября 2020 г. следует руководствоваться подп.10.19.4 п.10.19 Единого перечня в редакции постановления № 611.6. Положение о порядке производства и оборота биологически активных добавок к пище, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2004 № 1537 (далее - Положение № 1537). 7. Технический регламент Таможенного союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 (далее - ТР ТС 021/2011) |
Общие положения Биологически активные добавки к пище - продукты, содержащие пищевые и (или) биологически активные вещества (их концентраты) природного происхождения или идентичные им вещества искусственного происхождения, предназначенные для употребления внутрь или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека и не являющиеся единственным источником пищи или диетическим питанием (абзац 3 ст.1 Закона № 217-З). Биологически активные добавки к пище - продукты, содержащие пищевые и (или) биологически активные вещества (их концентраты) природного происхождения или идентичные им вещества искусственного происхождения, а также пребиотические компоненты и пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления с пищей с целью оптимизации рациона человека и не являющиеся единственным источником пищи или диетического питания (подп.2 п.3 раздела 1 Требований № 299). Запреты Запреты по содержанию рекламы (п.4 ст.151 Закона о рекламе, подп.1.4 п.1 постановления № 63). Реклама БАД не должна содержать: - информации, обращенной непосредственно к несовершеннолетним; - утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных состояний, которые требуют применения объекта рекламирования, либо утверждения, создающего у здорового человека впечатление о необходимости применения объекта рекламирования; - указания на возможность получения любых форм материального поощрения в случае приобретения объекта рекламирования; - сведений, не соответствующих информации, содержащейся на потребительской этикетке БАД; - информации о медицинских показаниях к применению рекламируемой БАД, в том числе о лечебных свойствах и (или) влиянии на скорость и степень выздоровления человека; - утверждений о том, что рекламируемая БАД по эффективности равнозначна и (или) превосходит другие аналогичные БАДы; - утверждения о том, что БАДы способны заменить рациональное питание и (или) их дополнительное постоянное применение требуется при соблюдении диеты; - утверждения о том, что рекламируемая БАД способна защитить потребителя рекламы от воздействия неблагоприятных экологических и социально-бытовых факторов, психоэмоциональных перегрузок; - информации о возможности быстрого (более чем 5 кг в месяц) снижения массы тела, в том числе избыточно повышенной массы тела в случаях, которые в соответствии с медицинскими показаниями требуют медицинского вмешательства; - информации о возможности восстановления утраченной или сниженной (ослабленной) потенции. Ограничения 1. Наличие свидетельства о государственной регистрации БАД (п.3 ст.151 Закона о рекламе). Запрещается реклама БАД, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию, в отношении которых не выдано свидетельство о государственной регистрации. Порядок государственной регистрации БАД установлен Положением № 1537, ТР ТС 021/2011. Государственная регистрация БАД подтверждается свидетельством о государственной регистрации БАД. 2. Наличие у рекламодателя согласования Минздрава (п.1 ст.151 Закона о рекламе). Реклама БАД допускается только при наличии у рекламодателя согласования Министерства здравоохранения Республики Беларусь, которое получается в порядке, установленном подп.10.19.4 п.10.19 Единого перечня. Согласование рекламы Минздравом осуществляется на возмездной основе (согласно прейскуранту № 12 на услуги (работы) по проведению согласования рекламы, оказываемые республиканской клинико-фармакологической лабораторией «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» 3. Указание в рекламе обязательной информации (п.2 ст.151 Закона о рекламе). Реклама БАД должна содержать: - указание на то, что данная информация носит рекламный характер; - наименование БАД; - наименование изготовителя (производителя) БАД; - информацию о том, что объект рекламирования является БАД, не является лекарственным средством, не предназначен для лечения заболеваний; - информацию о необходимости ознакомления с рекомендациями по применению БАД. Информация о том, что объект рекламирования является БАД, а также о необходимости ознакомления с рекомендациями по применению БАД на радио должна озвучиваться, на телевидении ей должно быть отведено не менее 5 сек. и 7 % площади кадра, а при размещении (распространении) рекламы иными способами - не менее 5 % площади рекламы |
1. Закон о рекламе (п.3 ст.10, ст.17). 2. Декрет Президента Республики Беларусь от 29.02.2008 № 3 «О некоторых вопросах государственного регулирования производства, оборота и рекламы пива, алкогольной продукции и табачных изделий» 3. Положение о порядке размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламы алкогольных напитков в средствах массовой информации, утвержденное постановлением № 1497 (далее - Положение № 1497). 4. Положение о порядке проведения дегустаций алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2003 № 193 (далее - Положение № 193). 5. Закон Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» |
Общие положения Алкогольные напитки - водка, ликеро-водочные изделия, вино, коньяк, бренди, кальвадос, шампанское и другие напитки с объемной долей этилового спирта 7 % и более (абзац 4 ст.2 Закона № 429-З). Все запреты и ограничения, установленные для рекламы алкогольных напитков, распространяются на «зонтичную рекламу» - рекламу товарных знаков (брендов, логотипов), зарегистрированных и (или) используемых для обозначения не только алкогольных напитков, но и иной продукции (работ, услуг), не ограниченной к рекламированию. Частью первой п.3 ст.10 Закона о рекламе закреплено понятие рекламы, сходной с рекламой алкогольных напитков, которая фактически является легальным определением «зонтичной рекламы». Правила размещения (распространения) «зонтичной рекламы» алкогольных напитков определены п.3 ст.10 Закона о рекламе: 1) реклама, сходная с рекламой алкогольных напитков, не допускается: - в местах, в которых запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков; - при организации и проведении культурных, образовательных, спортивных и других гуманитарных мероприятий; 2) реклама, сходная с рекламой алкогольных напитков, допускается, если она: а) в совокупности соответствует следующим критериям: - представляет собой информацию об организации, гражданине, производственном объекте, торговом объекте или ином объекте обслуживания; - размещается (распространяется) на вывеске или указателе; б) представлена в форме интервью о деятельности организации или гражданина; 3) изображение товара или его потребительской упаковки, тождественное или сходное до степени смешения с изображением алкогольных напитков или их потребительской упаковки, допускается в социальной рекламе. Запреты 1. Запреты по месту размещения (распространения) рекламы (абзацы 2-9 п.1 ст.17 Закона о рекламе). Запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков в следующих местах, закрытый перечень которых предусмотрен абзацами 2-9 п.1 ст.17 Закона о рекламе: - на радио и телевидении; - в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта; - в аэропортах, портах, на вокзалах, остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена; - на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании граждан; - на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы; - на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий; - в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья; - на товарах спортивного назначения и (или) игрушках. 2. Запреты по способу распространения рекламы (пп.2, 5 ст.17 Закона о рекламе, подп.1.17 п.1 ст.11 Закона № 429-З): - запрещаются организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации алкогольных напитков; - запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в том числе предоставление более 5 л таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари. Справочно Порядок проведения дегустаций алкогольных напитков установлен Положением № 193;- запрещается размещение (распространение) рекламы, содержащей наименования видов алкогольных напитков и товарные знаки, используемые для обозначения алкогольных напитков при организации и проведении культурных, образовательных, спортивных и других гуманитарных мероприятий. 3. Запреты по содержанию рекламы (абзацы 10-13 п.1 ст.17 Закона о рекламе). Запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков, соответствующей по содержанию критериям, закрытый перечень которых указан в абзацах 10-13 п.1 ст.17 Закона о рекламе: - содержащей информацию о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков, их цене, изображение алкогольных напитков и их потребительской упаковки, наименование видов указанных напитков, за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) в местах продажи алкогольных напитков и на сайтах их производителей в сети Интернет; - использующей образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные), за исключением использования таких образов в товарных знаках, используемых для обозначения алкогольных напитков; - использующей образы, высказывания, внушающие, что потребление алкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека; - имеющей изображение или текст, призывающие к употреблению данных напитков. 4. Запреты рекламы в СМИ, в том числе в сети Интернет (п.3 Положения № 1497, п.2 ст.3 Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 декабря 2018 г. п.2 ст.3 Закона о СМИ изложен в новой редакции на основании Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 128-З. Если Законом о СМИ не предусмотрено иное, его действие (кроме требований о государственной регистрации средства массовой информации) распространяется на интернет-ресурсы, посредством которых распространяется массовая информация.В СМИ запрещается размещение (распространение) рекламы алкогольных напитков: - на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий; - в изданиях, СМИ, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет, либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья; - содержащей информацию о физических, химических или иных потребительских свойствах алкогольных напитков, об их цене, изображение алкогольных напитков, их потребительской упаковки, наименование видов указанных напитков. Справочно Изображение потребительской упаковки алкогольных напитков - изображение упаковки, предназначенной для продажи и (или) потребления алкогольных напитков, а также изображение иных предметов, не предназначенных для продажи и (или) потребления алкогольных напитков, но имитирующих внешний вид такой упаковки, за исключением изображения потребительской упаковки на товарных знаках и (или) знаках обслуживания, зарегистрированных для обозначения алкогольных напитков (абзац 3 п.2 Положения № 1497).Под видом алкогольного напитка понимается общее наименование типа «вино», «водка», «ликер». Указание в рекламе наименований алкогольных напитков типа «Столичная», «Martini», «Hennesy» не запрещено; - использующей образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные). Справочно Образы людей или животных - изображение людей, животных, а также литературных и иных персонажей, созданных по подобию людей, животных, за исключением изображения людей, животных, указанных персонажей на товарных знаках и (или) знаках обслуживания, зарегистрированных для обозначения алкогольных напитков (абзац 2 п.2 Положения № 1497);- использующей образы, высказывания, внушающие, что потребление алкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека; - имеющей изображение или текст, призывающие к употреблению данных напитков. Обратите внимание! Ограничения и запреты на рекламу алкогольных напитков не распространяются на рекламу алкогольных напитков, размещаемую производителями этих напитков на своих сайтах в сети Интернет и содержащую информацию о физических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков, их цене, изображение алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки), наименование видов указанных напитков (п.24 Декрета № 3).Ограничения 1. Наличие предупредительной надписи (п.6 ст.17 Закона о рекламе). Реклама алкогольных напитков должна содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления, которая должна соответствовать следующим критериям: 1) занимать не менее 10 % площади рекламы; 2) в мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы. Требование об указании предупредительной надписи не распространяется на рекламу, размещаемую (распространяемую): - в местах производства алкогольных напитков; - на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков. 2. Наличие предупредительной надписи при рекламе в СМИ, в том числе в сети Интернет (п.6 Положения № 1497, п.2 ст.3 Закона о СМИ). Реклама алкогольных напитков в СМИ должна сопровождаться предупредительной надписью о вреде, который наносит здоровью человека их потребление, соответствующей следующим критериям: 1) по содержанию: «Чрезмерное употребление алкоголя вредит здоровью»; 2) по оформлению: - выполнена четкими буквами; - выполнена цветом, контрастирующим с цветовым фоном рекламной площади, на которой находится информация; - размещается в нижней части по всей длине площади рекламы; - занимает не менее 10 % площади рекламы |
1. Закон о рекламе (ст.17, 18). 2. Декрет № 3. 3. Положение № 1497. 4. Положение № 193. 5. Закон № 429-З |
Общие положения Слабоалкогольный напиток - напиток (за исключением кисломолочных напитков, кваса и пива) с объемной долей этилового спирта от 0,5 до 7 % (абзац 15 ст.2 Закона о рекламе, абзац 10 ст.1.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях). Пиво - напиток, получаемый путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами, с объемной долей этилового спирта 0,5 % и более (абзац 9 ст.1.3 названного Кодекса, ГОСТ 29018-91 «Пивоваренная промышленность. Термины и определения», признанный действующим на территории Республики Беларусь постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.1992 № 3). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. действует КоАП от 06.01.2021 № 91-З. Следует руководствоваться ст.1.10 нового Кодекса.Обратите внимание! В том случае, если объемная доля этилового спирта в любом напитке, за исключением пива, равна 7 % или более, на его рекламу распространяются запреты и ограничения, установленные для рекламы алкогольных напитков: ст.18 Закона о рекламе применению не подлежит, а применяются ст.17 Закона о рекламе, Декрет № 3, Положение № 1497, Закон № 429-З.Вне зависимости от размера объемной доли этилового спирта в пиве на его рекламу распространяются запреты и ограничения, установленные ст.18 Закона о рекламе. Запреты 1. Запреты по месту размещения (распространения) рекламы (абзацы 1-9 части первой п.1 ст.18 Закона о рекламе). Запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков в следующих местах, закрытый перечень которых предусмотрен абзацами 1-9 части первой п.1 ст.18 Закона о рекламе: - на радио и телевидении с 7:00 до 22:00; - в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта; - в аэропортах, портах, на вокзалах, за исключением расположенных на их территории стационарных объектов общественного питания; - на остановочных пунктах общественного транспорта, станциях метрополитена; - на транспортных средствах, в том числе находящихся в личном пользовании граждан; - на плакатах, стендах, световых табло и иных средствах наружной рекламы; - на первых и последних страницах газет либо на первых и последних страницах или обложках журналов, других периодических изданий; - в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья. Исключение Запреты, установленные абзацами 1-8 части первой п.1 ст.18 Закона о рекламе, не распространяются на рекламу пива, за исключением такой рекламы в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, содержащую исключительно информацию: 1) о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании); 2) товарных знаках, используемых для обозначения пива (часть вторая п.1 ст.18 Закона о рекламе). Данное исключение не распространяется на рекламу слабоалкогольных напитков. 2. Запреты по содержанию рекламы (абзацы 10-13 п.1 ст.18 Закона о рекламе). Запрещается размещение (распространение) рекламы пива и слабоалкогольных напитков, соответствующей по содержанию следующим критериям, закрытый перечень которых указан в абзацах 10-13 п.1 ст.18 Закона о рекламе, а именно рекламы: - использующей образы людей или животных, в том числе рисованные, мультипликационные (анимационные), за исключением использования таких образов в зарегистрированных товарных знаках, используемых для обозначения пива; - использующей образы, высказывания, внушающие, что потребление пива или слабоалкогольных напитков содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическое состояние человека; - использующей образы, высказывания, создающие впечатление о том, что пиво или слабоалкогольные напитки безвредны или полезны для здоровья либо являются одним из способов утоления жажды; - призывающей к употреблению пива или слабоалкогольных напитков либо дискредитирующей воздержание от их употребления. 3. Запреты по способу распространения рекламы (п.2 ст.18 Закона о рекламе): - запрещаются организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков; - запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение пива и слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в том числе предоставление более 5 л. таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари. Справочно Порядок проведения дегустаций пива и слабоалкогольных напитков установлен Положением № 193.Ограничения 1. Наличие предупредительной надписи (п.21 ст.18 Закона о рекламе). Реклама пива и слабоалкогольных напитков должна содержать предупредительную надпись о вреде их чрезмерного употребления, соответствующую следующим критериям: 1) должна занимать не менее 10 % площади рекламы; 2) в рекламе на телевидении и мультимедийной рекламе размещаться (распространяться) на протяжении всего времени рекламы, а в рекламе на радио - озвучиваться. Исключения Требование об указании предупредительной надписи не распространяется на рекламу: - размещаемую (распространяемую) в местах производства пива и слабоалкогольных напитков; - размещаемую (распространяемую) на выставочном оборудовании в местах проведения специализированных выставок этих напитков; - содержащую исключительно информацию о производителях пива, в том числе их наименовании (фирменном наименовании), и товарных знаках, используемых для обозначения пива (часть вторая п.21 ст.18 Закона о рекламе) |
Обратите внимание! Реклама табачных изделий запрещена | |
1. Закон о рекламе (п.3 ст.10, ст.17). 2. Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий» От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 июля 2019 г. Декрет № 28 на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 24.01.2019 № 2 изложен в новой редакции. Комментарии и разъяснение см. здесь.3. Положение о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденное Декретом № 28 (далее - Положение № 28) |
Общие положения Табачные изделия - продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую упаковку для розничной торговли (абзац 5 п.11 Декрета № 28). Все запреты и ограничения, установленные для рекламы табачных изделий, распространяются на «зонтичную рекламу» - рекламу товарных знаков (брендов, логотипов), зарегистрированных и (или) используемых для обозначения не только табачных изделий, но и иной продукции (работ, услуг), не ограниченной к рекламированию. Частью второй п.3 ст.10 Закона о рекламе закреплено понятие рекламы, сходной с рекламой табачных изделий, которая фактически является легальным определением «зонтичной рекламы». Правила размещения (распространения) «зонтичной рекламы» табачных изделий определены п.3 ст.10 Закона о рекламе: 1) по общему правилу реклама, сходная с рекламой табачных изделий, не допускается; 2) в качестве исключения реклама, сходная с рекламой табачных изделий, допускается, если она: а) в совокупности соответствует следующим критериям: - представляет собой информацию об организации, гражданине, производственном объекте, торговом объекте или ином объекте обслуживания; - размещается (распространяется) на вывеске или указателе; б) представлена в форме интервью о деятельности организации или гражданина; 3) в качестве исключения изображение товара или его потребительской упаковки, тождественное или сходное до степени смешения с изображением табачных изделий или их потребительской упаковки, допускается в социальной рекламе. Запреты (п.3 ст.17 Закона о рекламе; часть вторая п.31 Положения № 28). Запрещаются: - размещение (распространение) рекламы табачных изделий; - бесплатное (безвозмездное) распространение табачных изделий, в том числе использование их в качестве призов (подарков) при проведении конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных, культурных, образовательных и спортивных мероприятий, пари; - предложение гражданам, покупающим табачные изделия или представляющим доказательства такой покупки, товаров или прав на участие в конкурсах, лотереях, играх, иных игровых и рекламных мероприятиях, пари; - выкладка табачных изделий (их образцов) в витринах, на (в) ином торговом оборудовании. Информация о табачных изделиях, реализуемых в торговых объектах и объектах общественного питания, может размещаться в виде перечня табачных изделий с указанием их наименования и цены |
1. Закон о рекламе (ст.19). 2. Закон Республики Беларусь от 13.11.2001 № 61-З «Об оружии» 3. Указ Президента Республики Беларусь от 11.03.2003 № 94 «О некоторых мерах по регулированию военно-технического сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами» |
Общие положения Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, а также подачи сигналов пиротехническими составами (абзац 2 части первой ст.1 Закона № 61-З). При этом к оружию, боеприпасам и предметам, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, не относятся конструктивно сходные с оружием изделия: изделия хозяйственно-бытового и производственного назначения, муляжи и макеты, имитирующие внешний вид оружия, боеприпасов и предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием и боеприпасами (часть вторая ст.1 Закона № 61-З). Продукция военного назначения - вооружение, военная техника, иное военное имущество, работы и услуги военного назначения, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), и научно-техническая информация военного, военно-технического и прикладного характера (абзац 6 подп.1.1 п.1 Указа № 94). Гражданское оружие - оружие, предназначенное для использования гражданами в целях самообороны, для занятий спортом и охоты (часть первая ст.7 Закона № 61-З). Ограничения для рекламы оружия или продукции военного назначения, за исключением рекламы разрешенного к обороту на территории Республики Беларусь гражданского оружия: 1. Ограничение по цели рекламирования (п.1 ст.19 Закона о рекламе). Реклама оружия или продукции военного назначения, за исключением рекламы разрешенного к обороту на территории Республики Беларусь гражданского оружия, осуществляется в целях военно-технического сотрудничества Республики Беларусь с иностранными государствами. 2. Ограничение по месту (способу) размещения (распространения) рекламы (п.1 ст.19 Закона о рекламе). Разрешается реклама оружия или продукции военного назначения, за исключением рекламы разрешенного к обороту на территории Республики Беларусь гражданского оружия, только: - в местах их производства, реализации и экспонирования; - в СМИ, издаваемых организациями, учрежденными Министерством обороны Республики Беларусь и (или) Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь. Ограничения рекламы разрешенного к обороту на территории Республики Беларусь гражданского оружия: Ограничения по месту и времени размещения рекламы (п.2 ст.19 Закона о рекламе). Реклама разрешенного к обороту на территории Республики Беларусь гражданского оружия допускается только: - в печатных изданиях, предназначенных для пользователей этого оружия; - на телевидении и радио с 22:00 до 7:00; - в местах его производства, реализации и экспонирования; - в местах, отведенных для стрельбы из оружия |
1. Закон о рекламе (ст.20). 2. Перечень № 450. 3. Положение о лицензировании. 4. Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30.11.2010 № 387 «Об установлении формы заявления о согласовании информационных (рекламных) объявлений о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь» От редакции «Бизнес-Инфо» С 11 марта 2020 г. постановление № 387 на основании постановления Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 27.02.2020 № 46 утратило силу.5. Единый перечень (п.16.11). 6. Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 № 225-З «О внешней трудовой миграции» |
Ограничения 1. Наличие у рекламодателя специального разрешения (лицензии) на право осуществления деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь (п.20 Перечня № 450). Поскольку деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, является лицензируемым видом деятельности, рекламодатель должен иметь специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь (п.6 ст.10 Закона о рекламе). Указанная лицензия выдается Министерством внутренних дел Республики Беларусь (далее - МВД) в порядке, установленном главой 27 Положения о лицензировании. 2. Наличие у рекламодателя согласования МВД (п.1 ст.20 Закона о рекламе, абзац 11 подп.274.1 п.274 Положения о лицензировании, абзац 8 ст.15 Закона № 225-З). От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2019 г. абзац 11 подп.274.1 п.274 Положения о лицензировании утратил силу Указом № 326. Комментарий см. здесь.Реклама о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, допускается только при наличии у рекламодателя согласования МВД. Получение согласования МВД - административная процедура, установленная п.16.11 Единого перечня. Форма заявления о согласовании информационных (рекламных) объявлений о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, приведена в приложении к постановлению № 387 |
1. Закон о рекламе (ст.20). 2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 26.06.2014 № 88/231 «Об установлении формы заявления о согласовании размещаемых на территории Республики Беларусь информационных (рекламных) объявлений об учебе за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь и Министерства внутренних дел Республики Беларусь» 3. Единый перечень (п.11.2). От редакции «Бизнес-Инфо» С 7 июня 2018 г. в п.11.2 Единого перечня внесены изменения на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2018 № 396. Изменения не повлияли на суть материала |
Ограничения Наличие у рекламодателя согласования МВД и Министерства образования Республики Беларусь (далее - Министерство образования) (п.2 ст.20 Закона о рекламе). Реклама об учебе за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, допускается только при наличии у рекламодателя согласования МВД и Министерства образования. Получение согласования МВД и Министерства образования - административная процедура, установленная п.11.2 Единого перечня. Форма заявления о согласовании размещаемых на территории Республики Беларусь информационных (рекламных) объявлений об учебе за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, приведена в приложении к постановлению № 88/231 |
1. Закон о рекламе (ст.201). 2. Перечень № 450. 3. Положение о порядке лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами), утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.02.2012 № 71 (далее - Положение № 71) |
Ограничения 1. Наличие у рекламодателя специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с криптографической защитой информации и со средствами негласного получения информации (п.16 Перечня № 450). Поскольку деятельность, связанная с криптографической защитой информации и со средствами негласного получения информации, является лицензируемым видом деятельности, рекламодатель должен иметь специальное разрешение (лицензию) на право осуществления деятельности, связанной с криптографической защитой информации и со средствами негласного получения информации (п.6 ст.10 Закона о рекламе). Указанная лицензия выдается Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь в порядке, установленном главой 11 Положения № 71. 2. Наличие у рекламодателя согласования Комитета государственной безопасности Республики Беларусь (ст.201 Закона о рекламе). Выпуск юридическим лицом Республики Беларусь, имеющим лицензию на осуществление деятельности, связанной с криптографической защитой информации и со средствами негласного получения информации, рекламных материалов, связанных с этим лицензируемым видом деятельности, подлежит согласованию с Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь |
1. Закон о рекламе (ст.21). 2. Перечень № 450. 3. Положение о лицензировании. 4. Указ Президента Республики Беларусь от 09.01.2006 № 15 «О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь» 5. Правила осуществления риэлтерской деятельности в Республике Беларусь, утвержденные Указом № 15 (далее - Правила № 15). 6. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства информации Республики Беларусь от 30.03.2007 № 19/25/5 «О размещении (распространении) рекламы риэлтерскими организациями» |
Общие положения Риэлтерские услуги - посредническая деятельность коммерческой организации по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров на строительство (в том числе долевое), купли-продажи, мены, аренды, иных сделок с объектами недвижимости, правами на них (за исключением организации и проведения аукционов и конкурсов), в том числе консультационные услуги по сделкам с объектами недвижимости, предоставление информации о спросе и предложении на объекты недвижимости, подбор вариантов сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости, организация и проведение согласования условий предстоящей сделки, помощь в подготовке (оформлении) документов, связанных с осуществлением сделки с объектом недвижимости, сделки с участием в строительстве объекта недвижимости, регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (абзац 3 п.342 Положения о лицензировании, подп.1.3 п.1 Указа № 15). Запреты 1. Запрещается рекламирование риэлтерской организацией иной деятельности, кроме оказания ею риэлтерских услуг (п.1 ст.21 Закона о рекламе, часть первая п.20 Правил № 15). 2. Запреты по содержанию рекламы (п.4 постановления № 19/25/5). Не допускается: - размещать (распространять) рекламу, содержащую ложные и иные недостоверные сведения, в том числе в отношении цены и условий оплаты объекта недвижимости или услуг риэлтерской организации по договору на оказание риэлтерских услуг на момент размещения (распространения) рекламы (для электронных СМИ моментом размещения (распространения) рекламы считается день ее выхода; для периодических печатных изданий - период до выхода следующего номера, но не более 1 месяца; для рекламы на почтовых отправлениях - 2 дня после отправки (по дате почтового штемпеля); для прочей рекламы - 1 месяц); - использовать в рекламе слова в превосходной степени или иные слова, создающие впечатление о преимуществе объекта недвижимости перед другими объектами недвижимости, в том числе слова «элитное жилье», «престижный район» и иные аналогичные им термины, если это невозможно подтвердить документально. Ограничения 1. Наличие у рекламодателя специального разрешения (лицензии) на оказание риэлтерских услуг (п.28 Перечня № 450). Поскольку оказание риэлтерских услуг является лицензируемым видом деятельности, рекламодатель должен иметь специальное разрешение (лицензию) на право оказания риэлтерских услуг (п.6 ст.10 Закона о рекламе). Указанная лицензия выдается Министерством юстиции Республики Беларусь в порядке, установленном главой 34 Положения о лицензировании. 2. Наличие согласия потребителя и заключенного договора на оказание риэлтерских услуг (п.2 ст.21 Закона о рекламе, часть вторая п.20 Правил № 15, п.1 постановления № 19/25/5). Риэлтерская организация вправе рекламировать объект недвижимости только с согласия потребителя после заключения договора на оказание риэлтерских услуг. При этом риэлтерская организация после заключения договора на оказание риэлтерских услуг с потребителем, который является приобретателем прав на объект недвижимости, обязана на срок, указанный в этом договоре, прекратить рекламу объекта. 3. Согласование рекламы потребителем и соответствие условиям заключенного договора на оказание риэлтерских услуг (п.2 постановления № 19/25/5). Содержание рекламы объекта недвижимости должно быть согласовано с потребителем риэлтерских услуг и соответствовать условиям заключенного договора на оказание риэлтерских услуг. 4. Специальная процедура заключения и исполнения договора о размещении (распространении) рекламы с рекламораспространителем (пп.5, 6 постановления № 19/25/5). Постановлением № 19/25/5 установлены специальные требования к процедуре заключения и исполнения договора о размещении (распространении) рекламы: 1) договор о размещении (распространении) рекламы с рекламораспространителем заключается на основании заявки на размещение (распространение) рекламы объекта недвижимости по форме согласно приложению к постановлению № 19/25/5 (части первая, третья п.5 постановления № 19/25/5); 2) рекламораспространитель имеет право потребовать, а рекламодатель обязан предоставить документы, указанные в части второй п.5 постановления № 19/25/5); 3) в случае прекращения действия либо аннулирования лицензии, приостановления действия лицензии риэлтерская организация уведомляет об этом рекламораспространителя в день получения в установленном порядке уведомления о прекращении действия либо аннулировании лицензии, приостановлении действия лицензии или вступления в законную силу решения суда о прекращении действия либо аннулировании лицензии (п.6 постановления № 19/25/5) |
1. Закон о рекламе (ст.211). 2. Статьи 214-217 Кодекса Республики Беларусь о культуре (далее - Кодекс о культуре). 2. Закон Республики Беларусь от 30.12.1997 № 114-З «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» 3. Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 12.12.2016 № 70 «Об установлении форм заявления о выдаче удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь и удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь» |
Общие положения Культурна-вiдовiшчнае мерапрыемства - культурнае мерапрыемства па публiчным выкананнi вынiкаў творчай дзейнасцi калектывамi мастацкай творчасцi i (або) асобнымi выканаўцамi. Да культурна-вiдовiшчных мерапрыемстваў адносяцца спектакль, канцэрт, прадстаўленне, iншыя культурныя мерапрыемствы (п.1 ст.213 Кодекса о культуре). Ограничения 1. Наличие удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь (п.1 ст.211 Закона о рекламе). Организатор культурно-зрелищного мероприятия и иные лица не вправе объявлять в СМИ программу культурно-зрелищного мероприятия и распространять рекламные материалы по его проведению до получения организатором культурно-зрелищного мероприятия удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь (далее - удостоверение) в случаях, когда получение такого удостоверения является обязательным. По общему правилу получение удостоверения обязательно, за исключением случаев, предусмотренных п.4 ст.214 Кодекса о культуре.) Удостоверение получается в порядке, определенном п.6 ст.214 Кодекса о культуре. Обратите внимание! Если культурно-зрелищное мероприятие проводится в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом или в помещениях, его реклама осуществляется в соответствии с Законом № 114-З.2. Наличие обязательных сведений в рекламе (п.2 ст.211 Закона о рекламе). В рекламе культурно-зрелищного мероприятия должны быть указаны: - сведения об организаторе культурно-зрелищного мероприятия (наименование и местонахождение юридического лица Республики Беларусь, иностранной и международной организации, в том числе не являющейся юридическим лицом, имя индивидуального предпринимателя, зарегистрированного в Республике Беларусь, иностранного гражданина, лица без гражданства) и его контактные телефоны; - сведения об удостоверении на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь (регистрационный номер, дата принятия решения о выдаче, наименование органа, его выдавшего) в случаях, когда получение такого удостоверения является обязательным (за исключением рекламы на радио и наружной рекламы); - информация о специфике культурно-зрелищного мероприятия (наличие или отсутствие фонограммы); - с 1 января 2017 г. - знак возрастной категории; - иная информация, предусмотренная законодательством. 3. Наличие разрешения на проведение массового мероприятия (часть вторая ст.8 Закона № 114-З). От редакции «Бизнес-Инфо» С 26 января 2019 г. часть вторая ст.8 Закона № 114-З изложена в новой редакции Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 125-З.В том случае, если культурно-зрелищное мероприятие проводится в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом или в помещениях, его реклама осуществляется в соответствии с Законом № 114-З при условии получения разрешения на проведение массового мероприятия. До получения разрешения на проведение массового мероприятия его организатор (организаторы), а также иные лица не вправе объявлять в СМИ глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять с этой целью листовки, плакаты и иные материалы. Разрешение на проведение массового мероприятия получается в порядке главы 2 Закона № 114-З в местном исполнительном и распорядительном органе, на территории которого планируется проведение массового мероприятия, за исключением следующих случаев: - если массовое мероприятие намечается проводить на территории нескольких административно-территориальных единиц либо предполагаемое число участвующих в нем будет превышать 1 000 человек (для собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования) или 1 500 человек (для иных массовых мероприятий), заявление подается в соответствующий областной исполнительный комитет; - в г. Минске заявление подается в Минский городской исполнительный комитет (части первая-третья ст.5 Закона № 114-З) |
Закон о рекламе (ст.22) | Запреты Запреты по содержанию рекламы (п.1, часть первая п.2, п.4 ст.22 Закона о рекламе). От редакции «Бизнес-Инфо» С 23 июля 2018 г. в п.4 ст.22 Закона о рекламе внесены изменения на основании Закона № 52-З. Изменения не повлияли на суть материала.При производстве и (или) размещении (распространении) рекламы ценных бумаг, банковских, страховых или иных услуг, связанных с привлечением, использованием денежных средств организаций и (или) граждан, не допускается: - гарантировать размеры дивидендов по простым (обыкновенным) акциям; - рекламировать ценные бумаги до государственной регистрации сведений об их выдаче (выпуске); - объявлять о росте курсовой стоимости ценных бумаг; - рекламировать ценные бумаги, предлагаемые к открытой продаже, без опубликования краткой информации о такой продаже, заверенной Министерством финансов Республики Беларусь (далее - Министерство финансов); - наличие в рекламе информации, противоречащей текстам заверенной Министерством финансов краткой информации и зарегистрированного проспекта эмиссии; - использование в рекламе в наименованиях рекламодателей, не являющихся биржами, фондовыми биржами, банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями, соответственно слов «биржа», «фондовая биржа», «банк» или «небанковская кредитно-финансовая организация». Ограничения Наличие обязательной информации в рекламе (часть вторая п.2, п.3 ст.22 Закона о рекламе). В рекламе ценных бумаг должны быть указаны: - размеры дивидендов, выплаченных по таким бумагам в течение последнего финансового года, если данный вид ценных бумаг предусматривает выплату дивидендов; - дата и номер регистрации выпуска рекламируемых ценных бумаг, место их регистрации; - место ознакомления с условиями выпуска. Реклама о привлечении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклад (депозит) должна: - содержать размер процентов по вкладу (депозиту); - информацию о возможности уменьшения процентной ставки по вкладу (депозиту) вкладополучателем в одностороннем порядке в соответствии с договором банковского вклада (депозита). Такая информация в рекламе на радио должна озвучиваться, на телевидении ей должно быть отведено не менее 5 сек. и 7 % площади кадра, а при размещении (распространении) рекламы иными способами - не менее 5 % площади рекламы |
1. Закон о рекламе (пп.2, 3 ст.17, п.2 ст.18, п.1 ст.23). 2. Положение о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 № 51 (далее - Положение № 51). 3. Единый перечень (п.9.1) |
Общие положения Рекламная игра - деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, одновременно соответствующая следующим признакам: 1) осуществляемая в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг); 2) обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры (абзац 6 п.2 Положения № 51); 3) для проведения розыгрыша выигрышей организатором формируется призовой фонд (абзацы 2, 5 и 8 п.2 Положения № 51); 4) участниками рекламной игры являются только физические лица (абзац 7 п.2 Положения № 51); 5) победителями являются не все участники, а лишь те, которые первыми выполняют условия, предусмотренные в правилах проведения рекламной игры, либо те, на которых падает случайный выбор (абзац 8 п.2 Положения № 51). Исключения Не является рекламными играми деятельность, указанная в п.4 Положения № 51: 1) рекламные акции в форме проводимых в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) мероприятий, в процессе которых все их участники, выполнившие условия, установленные проводящей эти мероприятия организацией или индивидуальным предпринимателем, а также представительством иностранной организации, получают одинаковые подарки; 2) лотереи; 3) займы, вклады (депозиты), ценные бумаги, условием дополнительной выплаты по которым является розыгрыш, в ходе которого случайным образом определяются выигравшие лица; 4) конкурсы и иные подобные мероприятия, для участия в которых не требуется осуществление заказа, приобретение или использование товаров (работ, услуг) и (или) представление документов, подтверждающих их заказ, приобретение или использование, в том числе проводимые: - в средстве массовой информации юридическим лицом, на которое возложены функции редакции средства массовой информации; - на сайте в глобальной компьютерной сети Интернет, доступ к которому предоставляется без взимания платы и заключения договора, юридическим или физическим лицом, являющимся владельцем этого сайта. Запреты 1. Запреты по цели проведения рекламной игры (абзац 2 п.3 Положения № 51, пп.2, 3 ст.17, п.2 ст.18 Закона о рекламе). Запрещается проводить рекламные игры в целях стимулирования: - азартных игр; - реализации алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, табачных изделий, лекарственных средств. 2. Запреты по форме проведения рекламных игр (абзацы 3, 4 п.3 Положения № 51). Запрещается проводить рекламные игры в виде: - ответов на вопросы; - выполнения заданий, не связанных с заказом, приобретением или использованием товаров (работ, услуг). 3. Запреты по субъекту проведения рекламных игр (абзац 5 п.3 Положения № 51). Запрещается проводить рекламные игры лицам, которые не могут быть организаторами в соответствии с Положением № 51. Ограничения 1. Наличие государственной регистрации рекламной игры в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (п.5 Положения № 51). Порядок государственной регистрации рекламной игры установлен п.6 Положения № 51, п.9.1 Единого перечня. Государственная регистрация рекламной игры - платная административная процедура: размер госпошлины составляет 2 базовые величины. Регистрация рекламной игры подтверждается свидетельством о государственной регистрации рекламной игры. 2. Проведение рекламной игры в соответствии с порядком, установленным Положением № 51 |
1. Закон о рекламе (п.2 ст.23). 2. Указ Президента Республики Беларусь от 04.05.2007 № 209 «О лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь». 3. Положение о порядке осуществления лотерейной деятельности на территории Республики Беларусь, утвержденное названным Указом № 209 (далее - Положение № 209). 4. Инструкция о порядке проведения лотерей в Республике Беларусь и поступления в республиканский бюджет денежных средств, полученных от проведения республиканских лотерей, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27.08.2007 № 125 (далее - Инструкция № 125). 5. Указ Президента Республики Беларусь от 10.04.2008 № 201 «Об электронных интерактивных играх». 6. Положение о порядке осуществления деятельности по организации и проведению электронных интерактивных игр на территории Республики Беларусь, утвержденное названным Указом № 201 (далее - Положение № 201). 7. Единый перечень (пп.15.5, 15.6) |
Общие положения Лотерея - игра, предусматривающая заключение в устной или письменной форме договоров, по каждому из которых одна сторона (организатор лотереи) обязывается передать другой (каждому из владельцев лотерейного билета или сделавших лотерейную ставку) определенную сумму денег или имущественный выигрыш в том случае, если на лотерейный билет или лотерейную ставку падет выигрыш, а другая сторона обязывается уплатить определенную сумму денег за лотерейный билет или лотерейную ставку, независимо от того, падет или не падет на ее долю выигрыш, выпадение которого является случайным (не может быть никем специально устроено) (абзац 9 п.2 Положения № 209). Исключения Не являются лотереей: 1) рекламные игры, проводимые в установленном порядке; 2) выигрышные займы, выигрышные вклады (депозиты), выигрышные ценные бумаги, условием дополнительной выплаты по которым является розыгрыш, в ходе которого случайным образом определяются выигравшие лица (п.3 Положения № 209). Электронная интерактивная игра - основанная на риске игра, в которой: 1) игрок делает ставку на предполагаемый исход события, относительно которого неизвестно, наступит ли оно; 2) организатор и игрок не имеют возможности оказывать воздействие на исход события; 3) размер выигрыша зависит от частичного или полного совпадения прогноза игрока с наступившими документально подтвержденными событиями; 4) процесс приема, регистрации, передачи, обработки, учета, накопления и сохранения информации осуществляется с использованием программных, программно-аппаратных и аппаратных средств (абзац 20 п.2 Положения № 201). Запреты 1. Запреты по месту (способу) размещения (распространения) рекламы игорных заведений и азартных игр (части четвертая, пятая п.2 ст.23 Закона о рекламе). Запрещается размещение (распространение) рекламы игорных заведений и азартных игр: - на телевидении и радио с 7:00 до 22:00; - в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта (за исключением расположенных на их территории помещений букмекерских контор и тотализаторов); - в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья; - на игрушках; - путем организации и проведения конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации услуг игорных заведений и азартных игр. 2. Запреты по содержанию рекламы лотерей, игр, в том числе рекламных и азартных игр, пари (часть вторая п.2 ст.23 Закона о рекламе). Реклама лотерей, игр, в том числе рекламных и азартных игр, пари не должна: - создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано каждому участнику данных мероприятий; - создавать впечатление, что участие в азартных играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию; - содержать утверждения, что участие в азартных играх, пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха; - использовать образы несовершеннолетних; - содержать высказывания, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска; - осуждать неучастие в лотереях, играх, в том числе рекламных и азартных играх, пари. Ограничения 1. Указание в рекламе лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари обязательной информации (часть первая п.2 ст.23 Закона о рекламе). Реклама лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари должна содержать: - источник информации: номера телефонов, доменное имя сайта или номер и дату выпуска печатного средства массовой информации, содержащего информацию об этих лотереях, играх, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятиях, пари; - информацию о сроках: информацию о сроках розыгрыша призового фонда лотереи, выигрышного фонда электронной интерактивной игры, наименовании и сроках проведения рекламной игры, сроках проведения иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари, если указанными мероприятиями предусмотрены такие сроки. 2. Указание в рекламе лотереи, электронной интерактивной игры или рекламной игры, проводимых на территории Республики Беларусь, обязательной информации (часть третья п.2 ст.23 Закона о рекламе). Реклама лотереи, электронной интерактивной игры или рекламной игры, проводимых на территории Республики Беларусь, должна содержать: - номер свидетельства о регистрации лотереи, электронной интерактивной игры или свидетельства о государственной регистрации рекламной игры; - дату регистрации лотереи, электронной интерактивной игры в государственных реестрах лотерей, электронных интерактивных игр или дату принятия решения о государственной регистрации рекламной игры; - наименование органа, выдавшего свидетельство о государственной регистрации. Исключения Реклама, размещаемая (распространяемая) на радио, средстве наружной рекламы, транспортном средстве, посредством сотовой подвижной электросвязи операторами электросвязи, а также реклама, размещаемая (распространяемая) в сети Интернет и содержащая ссылку на сайт, на котором размещены указанные в части третьей п.2 ст.23 Закона о рекламе сведения. 3. Наличие у рекламодателя свидетельства о регистрации лотереи, электронной интерактивной игры (п.5 Положения № 209, п.7 Положения № 201): 3.1. Лотереи, проводимые на территории Республики Беларусь, подлежат регистрации в государственном реестре лотерей, который ведется Министерством финансов. Порядок регистрации лотерей установлен главой 4 Инструкции № 125, п.15.5 Единого перечня. Регистрация лотереи - платная административная процедура: размер госпошлины составляет 30 базовых величин. Регистрация лотереи в государственном реестре лотерей подтверждается свидетельством о регистрации лотереи. 3.2. Электронные интерактивные игры, проводимые на территории Республики Беларусь, подлежат регистрации в государственном реестре электронных интерактивных игр, который ведется Министерством финансов. Порядок регистрации электронных интерактивных игр установлен п.15.6 Единого перечня. Регистрация электронной интерактивной игры - платная административная процедура: размер госпошлины составляет 30 базовых величин. Регистрация электронной интерактивной игры в государственном реестре электронных интерактивных игр подтверждается свидетельством о регистрации электронной интерактивной игры |
14.09.2017
Мария Жариловская, юрист, магистр права