


Материал помещен в архив
ЗАЩИТА БИЗНЕСА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ)
Вопрос: На основании каких нормативных правовых актов в Республике Беларусь проводятся проверки субъектов хозяйствования?
Ответ: К числу основных законодательных и подзаконных актов, относящихся к проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, следует отнести:
1. Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 мая 2020 г. следует руководствоваться Указом № 510 с учетом изменений, внесенных Указом Президента РБ от 31.12.2019 № 499. |
2. Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510 (далее - Положение о порядке организации и проведения проверок);
3. Положение о порядке проведения мониторинга, утвержденное Указом № 510 (далее - Положение о порядке проведения мониторинга).
4. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) (ст.6.12) в системном единстве с п.5 и подп.9.2 п.9 Указа № 510 (регулирует вопросы проведения внеплановой проверки для получения доказательств по делу об административном правонарушении).
5. Уголовно-процессуальный кодекс РБ (далее - УПК) (часть вторая ст.103) (норма о возможности назначения проверки финансово-хозяйственной деятельности до возбуждения уголовного дела).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 февраля 2016 г. часть 2 ст.103 УПК дополнена предложением на основании Закона РБ от 05.01.2016 № 356-З: требование органа уголовного преследования о представлении информации, документов, содержащих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, санкционируется прокурором. |
6. Указ Президента РБ от 06.05.2010 № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».
7. Указ Президента РБ от 22.06.2010 № 325 «О ведомственном контроле в Республике Беларусь».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2018 г. Указ № 325 утратил силу на основании Указа № 376. |
8. Налоговый кодекс РБ (далее - НК) (ст.69 и др.).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. НК изложен в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З. Следует руководствоваться ст.72 новой редакции НК. |
9. Закон РБ от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь» (ст.13).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июля 2014 г. ст.13 Закона № 414-З изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 11.07.2014 № 177-З. |
10. Постановление Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 554 «О порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 10 августа 2019 г. постановлением Совета Министров РБ от 05.08.2019 № 515 внесены изменения в постановление № 554, в частности, название изложено в новой редакции: «О проведении контрольных закупок». |
11. Инструкция о порядке изъятия (истребования) документов, касающихся производственной и финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и (или) их копий органами внутренних дел, утвержденная постановлением МВД РБ от 16.04.2004 № 88.
Основной документ, который позволяет определить, кто будет проводить проверку, по каким вопросам, как она проводится, каковы у проверяемых возможности для защиты своих интересов в ходе этой проверки, это Указ № 510 и утвержденные им Положение о порядке организации и проведения проверок и Положение о порядке проведения мониторинга.
Кроме того, в соответствии с ПИКоАП и УПК проверки могут проводиться и по требованиям органов, которые осуществляют административный или уголовный процесс.
Проверки бывают разных видов. Наиболее часто встречаются плановые проверки, о проведении которых можно узнать на сайте Комитета государственного контроля РБ (в соответствии с требованиями Указа № 510 на каждое полугодие в Республике Беларусь формируются координационные планы контрольной (надзорной) деятельности, в которых указаны проверяемые субъекты, дата проверки, кто будет проверять и по каким вопросам).
![]() |
Справочно Координационные планы проверок см. по адресу: http://www.kgk.gov.by/ru/coordination-control-deyatel/coordination-plans. |
Вопрос: В чем принципиальное отличие плановых и внеплановых проверок в соответствии с Указом № 510 от проведения мероприятий технического характера в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 30.11.2012 № 1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера».
Ответ: Указ № 510 не применяется при осуществлении мероприятий, включенных в перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденный постановлением Совета Министров РБ от 30.11.2012 № 1105.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 ноября 2018 г. перечень № 1105 изложен в новой редакции на основании постановления Совета Министров РБ от 21.11.2018 № 842. |
Порядок осуществления этих мероприятий устанавливается актами законодательства. В отличие от порядка назначения и проведения проверок регламентация мероприятий технического (технологического, поверочного) характера осуществляется, как правило, без указания на периоды и сроки их проведения, они проводятся в связи с какими-либо действиями или событиями либо по мере необходимости, определяемой органами и лицами, их осуществляющими.
В качестве примеров можно привести:
Инструкцию о порядке оценки правомерности применения в организациях здравоохранения наркотического средства «метадон» и приобретения физическими лицами по рецептам наркотических средств и психотропных веществ в аптеках, осуществляющих реализацию указанных средств и веществ, утвержденную постановлением МВД РБ от 28.12.2012 № 469;
• постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 28.12.2012 № 125 «О порядке оценки достоверности сведений о трудовой деятельности и заработной плате, представленных работодателем для назначения пенсий»;
• Инструкцию о порядке осуществления мероприятий технического (технологического) характера по обследованию условий сохранности и учета материалов, полуфабрикатов и готовой защищенной продукции в целях пресечения фактов их хищения и (или) подделки, утвержденную постановлением Минфина РБ от 29.12.2012 № 84;
• Инструкцию о порядке обследования технического состояния колесных тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, самоходных машин и оборудования, утвержденную постановлением Минсельхозпрода РБ от 04.02.2013 № 4.
![]() |
Обратите внимание! Проведение плановых и внеплановых проверок по мероприятиям, перечисленным в указанном выше перечне, запрещается. |
Указ № 510 не применяется также при осуществлении иных проверок и мероприятий, перечисленных в п.21 Указа № 510.
Вопрос: Каковы наиболее типичные нарушения, допускаемые при проведении внеплановых тематических проверок?
Ответ: На практике при проведении проверок не всегда проверяющие:
• выполняют просьбу проверяемого представить копию предписания на проведение проверки (п.7 Положения о порядке организации и проведения проверок);
• разъясняют права проверяемого и работников проверяемого субъекта хозяйствования. Например, их право, а не обязанность давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки (п.7 Положения о порядке организации и проведения проверок);
• обосновывают изъятие подлинных документов основаниями, указанными в п.42 Положения о порядке организации и проведения проверок, дают возможность проверяемым изготавливать в этих случаях копии изымаемых документов (п.8 Положения о порядке организации и проведения проверок);
• привлекают материально ответственных лиц проверяемого для участия в проверке вверенных им ценностей (п.8 Положения о порядке организации и проведения проверок).
При проведении внеплановых тематических оперативных проверок субъектам хозяйствования следует обратить внимание на следующие моменты. На проведение такой проверки обязательно должно быть предписание, выполненное на фирменном бланке, а если фирменного бланка нет, то должен быть оттиск гербовой печати на этом документе. Кроме того, на нем должна стоять подпись руководителя или заместителя руководителя соответствующего государственного органа. При проведении внеплановой проверки проверяющие также должны представиться, указать, кто руководитель группы, предъявить служебные удостоверения, сделать отметку в книге учета проверок, которая есть в любой организации.
![]() |
Обратите внимание! С момента начала проверки, чтобы оспорить законность ее назначения, у проверяемого есть 10 дней (часть третья п.22 Указа № 510). Восстановить этот срок, если проверяемый его пропустил, пусть даже по уважительной причине, нельзя. Это важно, потому что если проверка признается незаконной, то на основании ее результатов организация не может быть привлечена к ответственности. |
Вопрос о том, жаловаться ли в каждом конкретном случае на проведение проверки, проверяемый решает сам. Однако, по мнению автора, едва ли будет правильным не реализовать право на обжалование, если выводы проверяющих незаконны, для обжалования имеются веские основания и речь идет о таких негативных последствиях, как, например, взыскание больших сумм штрафов, доначисление налоговых платежей.
Вопрос: На что обращать внимание субъектам хозяйствования при проверке контролирующими органами их складских помещений?
Ответ: В ходе проверки нередко могут проверяться складские помещения, места хранения материальных ценностей. Подобного рода действия проверяющие должны осуществлять в присутствии представителя организации (директора, заместителя директора, главного бухгалтера, материально ответственных лиц) (п.54 Положения о порядке организации и проведения проверок).
Стоит также помнить, что изъятие какого-либо имущества или документа должно в обязательном порядке документироваться. И если в протоколе не указан какой-либо документ, из-за которого впоследствии возникает спор, будет сложно доказать то или иное обстоятельство. При изъятии документа проверяющий должен указать его название, дату и номер (п.41 Положения о порядке организации и проведения проверок). В этом случае документ можно идентифицировать. Если же этого не делается, в обязательном порядке стоит потребовать от проверяющего записать всю необходимую информацию в протокол.
Если изымается имущество, в протоколе описи должно быть указано его название, номер, если имеется, иные данные, позволяющие его идентифицировать, количество изымаемого имущества; если изымаемое имущество опечатывается или пломбируется, подлежит отражению информация о том, как упаковано и опечатано, номер пломбира и другие данные.
Во время проверки требования о совершении каких-либо действий, о предъявлении каких-либо документов могут быть устными и письменными. В случае если возникает непонимание между сторонами, можно просить, чтобы требования предъявлялись в письменном виде. При наличии письменного запроса у проверяемого появляется возможность в случае нарушения со стороны проверяющих обжаловать их действия.
Вопрос: Что делать субъекту хозяйствования, если его требования о внесении в протокол об административном правонарушении замечаний игнорируются?
Ответ: Протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого ведется административный процесс, представителем юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в случае отказа от подписания об этом делается соответствующая отметка (часть 3 ст.10.2 ПИКоАП). Указанные лица вправе делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола об административном правонарушении, которые вносятся в протокол (часть 4 ст.10.2 ПИКоАП).
Если требования о внесении в протокол замечаний игнорируются, то лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или его представитель вправе просить сделать отметку в протоколе о том, что о таком требовании было заявлено.
Если и это требование игнорируется, тогда незамедлительно нужно жаловаться руководителю проверяющей группы. Если и руководитель не найдет нарушения, то нужно жаловаться вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд (часть 1 ст.7.2 ПИКоАП).
Следует отметить, что отказываться от подписи и требовать обжаловать протокол об административном правонарушении нужно сразу же. Иначе в подписанном протоколе не будут отражены все замечания.
Согласно ст.12.1 ПИКоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, его представителем, защитником.
Вопрос: В соответствии с п.72 Положения о порядке организации и проведения проверок проверяющий может потребовать письменные объяснения о причинах выявленных нарушений от проверяемого субъекта, его представителя, а также от иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства. Данные объяснения прилагаются к акту проверки.
В каких случаях такие объяснения можно не давать?
Ответ: Согласно ст.27 Конституции Республики Беларусь никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
В силу пп.4 и 72 Положения о порядке организации и проведения проверок проверяющий вправе требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки. Поэтому отказ от письменных объяснений будет правомерным, если спрашивают об обстоятельствах, имеющих отношение к деятельности лица, от которого требуют объяснений, или его близких (например, у работника требуют письменные объяснения о действиях учредителя организации, являющегося его братом).
Вопрос: Каковы особенности проведения проверки, если в ее процессе выявлено административное правонарушение?
Ответ: Если в ходе проверки выявляется административное правонарушение, то об этом делается соответствующая отметка в акте проверки. Данное правонарушение закрепляется следующим образом: берутся объяснения, изымаются определенные документы, проводятся осмотры и др. Но когда происходит изъятие документов, свидетельствующих о совершении административного правонарушения, наложение ареста на имущество, то в соответствии с ПИКоАП такие действия являются началом административного процесса, который идет параллельно с проверкой.
Вопрос о том, по каким правилам должны работать проверяющие - по правилам проведения проверок (в соответствии с Указом № 510) или по правилам ПИКоАП, - должным образом в законодательстве не решен. И хотя эти правила во многом схожи, они все же имеют и существенные отличия. Например, в ПИКоАП детально прописано, как надо фиксировать использование технических средств, в отличие от Положения о порядке организации и проведения проверок, согласно которому допускается применение технических средств, но не предусмотрены процедуры их применения и фиксации их результатов.
Если речь идет об административном процессе, то проверяемый имеет право требовать включить в протокол указание на применение технических средств (фото, видео и пр.), каких именно, каким образом, о результатах их применения. Если протокол составлен с нарушением указанных правил, то он не может использоваться в качестве доказательства.
Вопрос: Какие требования необходимо соблюдать при подготовке и направлении возражений по акту проверки?
Ответ: По завершении проверки проверяемый получает справку, если нарушений не выявлено, или акт, если они выявлены.
Акт вручается либо лично представителю проверяемой организации, либо пересылается по почте. У проверяемого есть 15 дней, чтобы ознакомиться с содержанием акта и определить, правильно ли там все изложено, насколько существенно затрагивает его интересы написанное в акте и каковы последствия, если он этот акт признает и не оспорит. Именно в течение этих 15 дней можно решать, писать возражение по акту или нет.
Возражения направляются проверяющим, которые их исследуют и могут назначить дополнительную проверку. В результате, например, проверяющие могут согласиться с проверяемым в одной из частей и выдать новый акт, который также должен быть изучен. По этому акту в течение 15 дней также может быть написано возражение.
Субъектам хозяйствования следует порекомендовать, что в случае наличия возражений по акту проверки их нужно направлять проверяющим. Возможно, они будут положены в основу непривлечения к административной ответственности. В случае признания впоследствии субъекта хозяйствования виновным в административном правонарушении эта информация будет помещена в базу и может быть учтена при решении вопроса о проведении в отношении данного субъекта хозяйствования новых проверок.
Вопрос: В чем суть проведения проверки хронометражным методом?
Ответ: С 1 января 2014 г. введен новый метод проведения проверки - наблюдение хронометражным методом. Право применения такого метода предоставлено налоговым органам. Условия и порядок его применения установлены ст.783 НК.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.76 новой редакции НК. |
Налоговые органы могут наблюдать за деятельностью субъекта хозяйствования в течение определенного промежутка времени (до 10 дней). Они будут определять выручку за это время. Затем, подсчитав, сопоставят ее с тем значением, которое было указано в налоговой декларации за такой же период времени. Если эти значения будут отличаться несущественно, то результат налогового хронометража подтвердит, что организация работает честно. Если разница будет существенной (на 30 % и более), то производится корректировка налоговой базы соответственно по налогу на прибыль, налогу при упрощенной системе налогообложения, единому налогу с индивидуальных предпринимателей и пересчет налогов, сборов (пошлин) за соответствующий отчетный период.
Вопрос: С 1 января 2013 г. на сайте Министерства по налогам и сборам РБ (http://www.nalog.gov.by/ru/reestr_ru/) размещен реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - Реестр), который создан и ведется в соответствии с Указом Президента РБ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее - Указ № 488).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 апреля 2019 г. Указ № 488 утратил силу Указом Президента РБ от 18.04.2019 № 151. Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере не обновляется и носит справочный характер. |
Если контрагент проверяемого субъекта хозяйствования включен в Реестр, означает ли это, что все операции, которые проверяемый осуществлял с ним, признаются бестоварными и фиктивными?
Ответ: Не означает.
В соответствии с подп.1.10 п.1 Указа № 488 первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы, в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции.
Если налоговые органы признают операцию с субъектом, который был помещен в Реестр, бестоварной, то в акте должны быть представлены доказательства: пояснение участников этой сделки и документы, которые берутся за основу сделки. Иначе данный факт можно оспорить.
Кроме того, в соответствии с подп.1.1 п.1 Указа № 488 основанием для включения субъектов предпринимательской деятельности в Реестр кроме лжепредпринимательской деятельности также является, в частности, ситуация, когда субъект предпринимательской деятельности не расположен по месту нахождения, указанному в соответствующих документах, и не уведомил в установленные сроки регистрирующий орган об изменении места нахождения.
15.04.2014
Алексей Лукашов, кандидат юридических наук, доцент, старший юрист юридической компании «РАЙДЛА ЛЕЙИНШ НОРКУС»