Пособие от 31.07.2017
Автор: Лимож Н.

Защита гражданина от получения СМС-рассылок и спам-звонков с рекламой товаров, работ и услуг


 

Материал помещен в архив

 

ЗАЩИТА ГРАЖДАНИНА ОТ ПОЛУЧЕНИЯ СМС-РАССЫЛОК И СПАМ-ЗВОНКОВ С РЕКЛАМОЙ ТОВАРОВ, РАБОТ И УСЛУГ

При реализации товаров, работ, услуг, пользовании Интернетом, участии в различных рекламных акциях и тому подобном потребителю нередко предлагаются карты лояльности (скидочные карты) и иные бонусы взамен предоставления анкетных данных и номера телефона с условием возможности информирования данного гражданина о проводимых продавцом рекламных акциях, новых поступлениях товаров, оказании различного рода работ, услуг.

В дальнейшем на номер телефона начинают регулярно приходить СМС с информацией рекламного характера.

В ряде случаев граждане получают СМС-спам, хотя согласия на подписку и рассылку не давали. Существует множество уловок, позволяющих оформить подписку для клиента без ввода его персональных данных. Достаточно, к примеру, нажать на определенную область экрана, просматривая с телефона страничку сайта. Она может быть замаскирована под кнопку «воспроизведение» или «подтверждение совершеннолетия пользователя». Ненужные дополнительные услуги можно получить также и при покупке новой сим-карты в салоне сотовой связи.

Помимо причиняемых владельцу телефона неудобств, при получении сообщений с информацией рекламного характера, в том числе и в ночное время, через мобильный интернет идет самопроизвольное подключение к платным услугам, а за предоставление дополнительных услуг в автоматическом порядке списываются денежные средства. Есть случаи, когда через мобильную сеть на сайтах предлагается доступ к скачиванию и просмотру «взрослого» видеоконтента.

Чтобы оградить себя от ненужных сообщений и звонков операторы электросвязи рекомендуют использовать для этих целей опцию «черный список». Однако такая опция не поможет ограничить гражданина от нежелательных звонков в том случае, когда продавец звонит с разных номеров телефонов.

Привлечение к ответственности недобросовестных рекламодателей

Иной «правовой способ» противодействия навязчивой рекламе в настоящее время предусматривает законодательство о рекламе и информации.

Согласно ст.12 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) распространение рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи допускается только при наличии согласия абонента на получение рекламы. Рекламораспространитель обязан по первому требованию абонента или адресата незамедлительно прекратить размещение (распространение) рекламы в адрес этого абонента или адресата.

Обязанность обладателя информации и информационного посредника при использовании для предоставления информации технических средств, позволяющих ознакомить с информацией определенный круг лиц, обеспечить пользователям информации возможность свободного отказа от получения предоставляемой таким способом информации предусмотрена частью второй ст.20 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации».

 

внимание

Обратите внимание!

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет административную ответственность по части 1 ст.12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) в виде наложения штрафа в размере от 5 до 30 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 40 базовых величин, а на юридическое лицо - от 20 до 50 базовых величин.

Протоколы об административных правонарушениях имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица областных и Минского городского исполнительных комитетов, районных, городских исполнительных комитетов, администраций районов в городах.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем или должностным лицом государственного органа законодательства о рекламе влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 25 БВ, а на юридическое лицо - от 20 до 50 БВ (ч.1 ст.13.9 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Пособие-навигатор см. здесь.

 

Таким образом, СМС и звонки в адрес владельца телефона с предложением товаров, работ, услуг без его согласия являются нарушением вышеуказанного законодательства. И даже если владелец телефона когда-то дал согласие на получение рекламной информации - он вправе отказаться от ее получения, сообщив об этом продавцу.

Если после отказа гражданина от получения рекламы продавец продолжает рассылку информации, владелец телефона вправе письменно обратиться в соответствующий исполнительный комитет (администрацию района в городе), который при установлении факта размещения ненадлежащей рекламы вынесет в адрес такого рекламодателя (рекламораспространителя) предписание об удалении телефонного номера заявителя из списка рассылки и прекращении распространения рекламы, поскольку согласно п.5 ст.26 Закона о рекламе ненадлежащая реклама недопустима.

Если после этого продавец продолжает звонить и предлагать свои товары, владелец вправе повторно обратиться в соответствующий исполнительный комитет (администрацию района в городе) с заявлением о привлечении продавца к административной ответственности, предусмотренной ст.12.15 КоАП.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 июля 2021 г. следует руководствоваться ст.26 Закона о рекламе в ред. Закона от 04.01.2021 № 82-З. Комментарии см. здесь.

Совершенствование законодательства в области электросвязи: упорядочение предоставления СМС

внимание

Обратите внимание!

С 16 октября 2017 г. оказаться от рассылки СМС с указанного абонентом абонентского номера станет проще.

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 12.07.2017 № 518 «О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 2006 г. № 1055 и от 19 августа 2006 г. № 1058» в п.181 Правил оказания услуг электросвязи, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.08.2006 № 1055, внесено дополнение в части закрепления обязанности оператора электросвязи осуществлять рассылку СМС в сети других операторов электросвязи только на основании заключенных с такими операторами договоров на прием и рассылку СМС, а также обязанности оператора электросвязи осуществлять рассылку СМС только с указанием абонентского номера или уникального кода идентификации и обязанности прекратить (без взимания платы) по заявлению абонента рассылку СМС с указанного абонентом абонентского номера или уникального кода идентификации.

Требование об указании абонентского номера или уникального кода идентификации направлено на идентификацию рекламодателя (банков, страховых компаний, ретейлеров) или иного лица, приславшего СМС.

Исключение предусмотрено только для СМС об услугах электросвязи и тех СМС, которые распространяются в соответствии с законодательством.

Данная норма предоставляет операторам электросвязи правовое основание установить ограничения на прием со стороны абонентов входящих вызовов и сообщений.

 

внимание

Обратите внимание!

Таким образом, по заявлению абонента оператор электросвязи будет обязан без взимания платы с абонента прекратить рассылку СМС с указанного абонентом абонентского номера или уникального кода идентификации (за исключением сообщений оператора об услугах электросвязи и сообщений, передача которых осуществляется оператором сотовой подвижной электросвязи в соответствии с законодательством).

 

31.07.2017

 

Николай Лимож, юрист

 

По этой теме также см.:

1. Совершенствование законодательства в области электросвязи: упорядочение предоставления СМС. Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2017 № 518.

2. Как ограничить себя от навязчивых спам-звонков по телефону с предложением посетить спа-салон, выставку постельного белья или послушать концерт? Насколько правомерны действия таких продавцов? Вправе ли оператор связи ограничить таким недобросовестным абонентам доступ (звонки, СМС) к владельцу телефона?