Пособие от 06.12.2013
Автор: Амельченя Ю.

Защита интересов кредиторов при ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования по решению регистрирующего органа


СОДЕРЖАНИЕ

 

Основания для ликвидации субъектов хозяйствования

Ликвидация по решению регистрирующего органа

   Алгоритм ликвидации по решению регистрирующего органа

   Особенности ликвидации по решению регистрирующего органа

Выводы

 

Материал помещен в архив

 

ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ КРЕДИТОРОВ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ (ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ РЕГИСТРИРУЮЩЕГО ОРГАНА

Законодательство Республики Беларусь предусматривает для субъектов хозяйствования - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возможность применения механизма ликвидации (прекращения деятельности), следствием которой является исключение субъектов из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГР).

Основания для ликвидации субъектов хозяйствования

В соответствии с Гражданским кодексом РБ (далее - ГК) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению:

1) собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в т.ч. в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, признанием судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной;

2) суда в случае:

непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;

осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной;

уменьшения стоимости чистых активов коммерческих организаций, для которых законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов, по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

в иных случаях, предусмотренных ГК и иными законодательными актами;

3) иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами (п.2 ст.57).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

Со 2 августа 2014 г. следует руководствоваться п.2 ст.57 ГК в редакции Закона РБ от 11.07.2014 № 191-З.

 

С учетом действия п.2 ст.22 ГК к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения. Иными словами, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя осуществляется по таким же правилам, как и для юридических лиц, с учетом законодательства и исходя из существа правоотношения.

Одновременно Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента РБ от 16.01.2009 № 1 (далее - Положение), установлены следующие основания для ликвидации (прекращения деятельности):

1) по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в т.ч. в связи с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной;

2) по решению хозяйственного суда в случае:

непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано, нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством, признанием хозяйственным судом государственной регистрации юридического лица недействительной;

осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов;

экономической несостоятельности (банкротства) юридического лица;

уменьшения стоимости чистых активов открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, иных коммерческих организаций соответствующим законодательством установлены минимальные размеры уставных фондов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже минимального размера уставного фонда, определенного законодательством;

нарушения установленных законодательством порядка и сроков ликвидации;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами;

3) по решению регистрирующего органа в случае:

неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности.

 

Обратите внимание!

Данное основание с учетом п.4 Положения применяется и к индивидуальным предпринимателям;

 

внесения налоговым органом представления (предложения) о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) в связи с признанием задолженности безнадежным долгом и ее списанием;

непринятия собственником имущества (учредителем, участником), руководителем некоммерческой организации, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), мер по смене собственника имущества учреждения, изменению состава членов ассоциации (союза), руководителей таких учреждения, ассоциации (союза), состоящих на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений, в 2-месячный срок с даты постановки указанных лиц на данный профилактический учет;

осуществления некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения или ассоциации (союза), деятельности, не соответствующей целям и предмету деятельности, указанным в уставе такой организации.

Аналогично нормам ГК, в соответствии с п.4 Положения деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным Положением для ликвидации юридических лиц, а также в случае аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. согласно п.4 Положения (в редакции Декрета Президента РБ от 28.02.2017 № 2, далее - Декрет № 2) деятельность индивидуального предпринимателя может быть прекращена по соответствующим основаниям, предусмотренным Положением для ликвидации юридических лиц.

Ликвидация по решению регистрирующего органа

Особого внимания заслуживает ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования по решению регистрирующего органа при неосуществлении предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправлении коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности, так как интересы кредиторов при ее осуществлении могут быть ущемлены. В этой связи проанализируем установленный алгоритм и особенности ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования по решению регистрирующего органа.

Алгоритм ликвидации по решению регистрирующего органа

Этап 1. Принятие решения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования.

При выявлении факта неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией (индивидуальным предпринимателем) налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности органы Комитета государственного контроля РБ, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации такой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя).

В случае внесения налоговыми органами в регистрирующий орган представления (предложения) вместе с представлением (предложением) направляются:

• акт проверки, подтверждающий факт неосуществления коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления этой организацией, индивидуальным предпринимателем налоговому органу сообщения о причинах ее неосуществления;

• справка об отсутствии у данной организации, индивидуального предпринимателя задолженности перед бюджетом по взимаемым налоговыми органами платежам, а в отношении индивидуальных предпринимателей - также сведения о привлечении (непривлечении) индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам (часть третья п.14 Положения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. абзац 2 части третьей п.14 Положения изложен в новой редакции Декретом № 2: акт проверки, подтверждающий факт неосуществления коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем деятельности в течение 24 месяцев подряд, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательными актами такая проверка не проводится.

 

Регистрирующий орган принимает решение о ликвидации коммерческой организации (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) на основании указанного представления (предложения), а в отношении организации с иностранными инвестициями подает соответствующее заявление в хозяйственный суд.

Тем самым решение о начале процедуры ликвидации (прекращения деятельности) принимается регистрирующим органом при обнаружении факта неосуществления предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности, либо при получении соответствующего представления (предложения) уполномоченного органа.

Перечень юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), которые ликвидируются (деятельность которых прекращается), размещается Министерством юстиции РБ на его официальном сайте http://www.minjust.by.

 

Обратите внимание!

Регистрирующим органом ликвидация юридического лица (прекращение деятельности индивидуального предпринимателя) производится в упрощенном порядке, т.е. без создания ликвидационной комиссии, и, соответственно, регистрирующий орган не наделен полномочием уведомлять кредиторов и рассматривать их требования.

 

Этап 2. Уведомление заинтересованных.

О принятом решении регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней уведомляет:

1) юридическое лицо (индивидуального предпринимателя). После получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) уведомления о ликвидации (прекращении деятельности) осуществление операций по его счетам, совершение им действий, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются (часть четвертая п.14 Положения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. в часть четвертую п.14 Положения Декретом № 2 внесено дополнение: после получения юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) уведомления о ликвидации осуществление операций по его банковским счетам, совершение им действий, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются;

 

2) налоговые, таможенные органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН), Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» (его обособленное подразделение) (далее - БРУСП «Белгосстрах»).

Этап 3. Период ожидания и действия уполномоченных.

В течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о ликвидации (прекращении деятельности) в регистрирующий орган представляются:

• налоговыми, таможенными органами, органами ФСЗН, БРУСП «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) - справки и сведения либо соответствующая информация;

• юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) - печати либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) организации (индивидуального предпринимателя) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате, оригинал свидетельства о государственной регистрации, а при его отсутствии - заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате свидетельства о государственной регистрации.

Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем представления печати либо заявления собственника имущества (учредителей, участников) организации (индивидуального предпринимателя) об их неизготовлении или сведений о публикации объявлений об их утрате, оригинала свидетельства о государственной регистрации, а при его отсутствии - заявления собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате свидетельства о государственной регистрации, запрашивает в архиве сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников.

Запрос не направляется в случае подтверждения налоговыми органами отсутствия сведений о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

Архив представляет регистрирующему органу сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса (п.15 Положения).

Этап 4. Внесение записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования.

Регистрирующий орган принимает решение о внесении записи в ЕГР об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:

1) субъектом хозяйствования представлены необходимые для ликвидации (прекращения деятельности) документы (печати либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) организации (индивидуального предпринимателя) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате, оригинал свидетельства о государственной регистрации, а при его отсутствии - заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате свидетельства о государственной регистрации);

2) органами (организацией) не представлены документы (налоговыми, таможенными органами, органами ФСЗН, БРУСП «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) - справки и сведения либо соответствующая информация) и со дня направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) прошло не менее 35 рабочих дней либо органами (организацией) представлены справки об отсутствии соответствующей задолженности перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, информация об отсутствии непрекращенных обязательств перед таможенными органами, информация о том, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не состояли на соответствующем учете (не были зарегистрированы);

3) соответствующим архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в т.ч. по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников субъекта хозяйствования.

 

Обратите внимание!

При наличии у субъекта хозяйствования непогашенной задолженности перед бюджетом, ФСЗН, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, непрекращенных обязательств перед таможенными органами исключение субъекта хозяйствования из ЕГР производится только после представления налоговыми органами, органами ФСЗН, таможенными органами, БРУСП «Белгосстрах» (его обособленным подразделением) документов, подтверждающих погашение такой задолженности, прекращение обязательств перед таможенными органами (часть вторая п.16 Положения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 3 сентября 2017 г. следует руководствоваться п.16 Положения с изменениями, внесенными Декретом № 2.

 

Справочно

Для сравнения приведем нормы, касающиеся гарантий прав кредиторов в случае принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным уставом (учредительным договором - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), индивидуальным предпринимателем: если до исключения из ЕГР субъекта хозяйствования в регистрирующий орган поступила письменная информация от кредиторов о наличии у него непогашенной задолженности перед кредиторами, этот субъект хозяйствования не может быть исключен из ЕГР в течение 2 месяцев со дня получения данной информации.

Субъект хозяйствования не исключается из ЕГР, если в регистрирующий орган в течение указанного 2-месячного срока представлено определение суда о запрете такого исключения либо определение хозяйственного суда о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), влекущее ликвидацию (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) (часть шестая п.16 Положения).

 

Таким образом, при ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования законодателем предусмотрен специальный порядок на случай заявления указанными выше государственными органами (организациями) требований об имеющейся задолженности у субъектов хозяйствования. Что касается требований иных кредиторов, то регистрирующим органом они не рассматриваются как основания для невозможности исключения юридического лица (индивидуального предпринимателя) из ЕГР.

Поэтому право на предъявление требования кредитором субъекту хозяйствования, в отношении которого регистрирующим органом принято решение о ликвидации (прекращении деятельности) в связи с неосуществлением им предпринимательской деятельности, у кредитора имеется, однако обязанности его рассмотреть или удовлетворить у регистрирующего органа нет. Более того, удовлетворить требование кредитора не сможет и сам субъект хозяйствования, так как Положением установлено, что после получения уведомления о принятом в отношении субъекта хозяйствования решении о ликвидации (прекращении деятельности) осуществление операций по его счетам, совершение им действий, не связанных с ликвидацией (прекращением деятельности), запрещаются (часть четвертая п.14 Положения).

Особенности ликвидации по решению регистрирующего органа

С учетом вышеизложенного можно выделить следующие особенности ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) по решению регистрирующего органа:

1) не создается ликвидационная комиссия, что исключает уведомление кредиторов (иных, кроме уполномоченных государственных органов) и возможность предъявления ими требований ликвидируемому субъекту или регистрирующему органу;

2) по существу ликвидация (прекращение деятельности) субъекта хозяйствования - это санкция к субъекту хозяйствования за неисполнение обязанности уведомления налогового органа о причинах неосуществления предпринимательской деятельности;

3) в законодательстве отсутствует норма о предъявлении требований кредиторами после ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования по решению регистрирующего органа. В случае если кредиторы не предъявили своевременно требования до ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования, но намерены это сделать после исключения субъекта хозяйствования из ЕГР, то возникает вопрос о возможности предъявления и основаниях таких требований.

Как представляется, правовые последствия для кредиторов в части возможности заявления ими своих требований будут зависеть от того, кто является должником - ликвидируемым субъектом хозяйствования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Что касается юридического лица, то по общему правилу обязательства прекращаются ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законодательством исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и в других случаях) (ст.389 ГК). Причем в контексте ст.389 ГК не имеет значения основание, по которому ликвидация юридического лица была осуществлена.

Одновременно в соответствии с п.1 ст.57 ГК ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Тем самым при принятии регистрирующим органом решения о ликвидации юридического лица - коммерческой организации в отсутствие возможности у последнего погасить требования кредиторов после принятия решения о ликвидации подлежат применению ст.57 и 389 ГК.

Существует мнение о том, что в случае если кредитор узнает о том, что его должник находится в состоянии ликвидации, которая происходит в упрощенном порядке, то он еще может обратиться в суд с иском о взыскании задолженности, однако не может по своему желанию приостановить процесс ликвидации. Однако обращаем внимание на сроки рассмотрения дела судом и сроки ликвидации по решению регистрирующего органа; очевидно, что последний срок составляет период менее срока рассмотрения дела судом. И если в нормах ранее действовавшего законодательства (п.59 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента РБ от 16.03.1999 № 11 (утратил силу 1 февраля 2009 г.)) закреплялась обязанность регистрирующего органа при ликвидации юридического лица обратиться в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве данной организации, за исключением казенного предприятия и иных коммерческих организаций, в отношении которых Президентом РБ принято решение о неприменении к ним законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве), при наличии обстоятельств, свидетельствующих о неплатежеспособности этой организации, если такая неплатежеспособность приобретает устойчивый характер, либо иных оснований для обращения с названным заявлением, предусмотренных законодательством, то в нормах Положения такой обязанности нет.

Тем не менее остается возможность применения части пятой ст.233 Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которой кредитор имеет право подачи в хозяйственный суд заявления кредитора по истечении 3-месячного срока с даты получения им соответствующего уведомления должника о нахождении в процессе ликвидации в случае отсутствия в указанный период уменьшения задолженности. Но надо признать, что кредитор в принципе не уведомляется при принятии решения о ликвидации юридического лица по решению регистрирующего органа.

При наличии у кредитора непогашенных требований к индивидуальному предпринимателю, деятельность которого прекращена по решению регистрирующего органа, можно предположить следующее:

• к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения (п.2 ст.22 ГК, а также нормы, указанные выше, в ст.57, 389 ГК). Тем самым и при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя все права и обязанности, связанные с предпринимательской деятельностью, должны прекращаться. Косвенным подтверждением подобной логики может стать норма п.4 ст.24 ГК, когда после завершения расчетов с кредиторами индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, освобождается от исполнения оставшихся обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью гражданина, и иных требований, предъявленных к исполнению и учтенных при признании предпринимателя банкротом. Сохраняют силу требования граждан, перед которыми индивидуальный предприниматель, признанный банкротом либо объявивший им о своем банкротстве, несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также иные требования личного характера;

• поскольку индивидуальный предприниматель является физическим лицом и после прекращения деятельности у такого гражданина статус индивидуального предпринимателя отсутствует, то может быть применена норма ст.23 ГК о том, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание (такой перечень устанавливается гражданским процессуальным законодательством).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 16 мая 2017 г. согласно части второй ст.23 ГК в редакции Закона РБ от 24.10.2016 № 439-З перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается законодательством об исполнительном производстве.

Выводы

Таким образом, при принятии регистрирующим органом решения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования необходима более четкая и детальная регламентация правовых последствий такой ликвидации (прекращении деятельности) для целей защиты прав и законных интересов кредиторов. Поскольку проблема защиты прав и законных интересов кредиторов субъекта хозяйствования, в отношении которого регистрирующим органом принято решение о ликвидации (прекращении деятельности), не может быть однозначно решена с учетом норм действующего законодательства, то представляется необходимым уточнение действующих норм, в частности:

1) установить норму о том, что в отсутствие уведомления кредиторов о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования регистрирующим органом кредиторы вправе предъявлять требования к регистрирующему органу, и в случае получения уведомлений от кредиторов об имеющейся перед ними задолженности у субъекта хозяйствования регистрирующий орган прекращает процедуру ликвидации на основании соответствующего решения и не исключает субъекта хозяйствования из ЕГР (по аналогии с частью шестой п.16 Положения);

либо

2) возложить на субъекта хозяйствования, в отношении которого регистрирующим органом принято решение о ликвидации (прекращении деятельности), обязанность уведомления своих кредиторов о ликвидации (прекращении деятельности) по решению регистрирующего органа с последующим погашением заявленных требований кредиторов до момента исключения субъекта хозяйствования из ЕГР в очередности, установленной Положением. В случае неуведомления кредиторов предлагается на участников (учредителей), собственника имущества юридического лица, исключенного из ЕГР при ликвидации по решению регистрирующего органа, а также на индивидуального предпринимателя, исключенного из ЕГР при прекращении деятельности по решению регистрирующего органа, возложить субсидиарную ответственность в полном объеме заявленных кредиторами и не исполненных требований.

 

06.12.2013

 

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь